Парламент: структура и полномочия. Национальное собрание РБ
Органы законодательной власти в Республике Беларусь: Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь; Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парла́мент (говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента). Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума. Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству. В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.
Национа́льное собра́ние Респу́блики Белару́сь — высший законодательный орган Беларуси.
Состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Их полномочия: рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, проекты законов, в том числе
об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; об установлении республиканских налогов и сборов; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; назначает выборы Президента; дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра; и др.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Срок полномочий Парламента — четыре года. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
36. Правительство: полномочия и функции. Бюрократия и бюрократизм
Правительство Республики Беларусь – Совет Министров, который является коллегиальным центральным органом, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту и ответственен перед Национальным собранием Республики Беларусь.
Формирование правительства – компетенция главы государства
Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, в социальной сфере, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка.
На заседаниях Совета Министров рассматриваются:
вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь; основные направления внутренней и внешней политики.
Основные задачи и функции правительства:
разработка основных направлений внутренней и внешней политики, осуществление мер по их реализации; подготовка проекта республиканского бюджета и его исполнение; разработка проектов программ экономического и социального развития страны; осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, законности и правопорядка;
Основными направлениями работы правительства являются:
направление и координация деятельности госаппарата через министерства, комитеты и др. государственные структуры; участие в законодательной деятельности посредством разработки и внесения законопроектов. Проекты законов, результатом принятия которых может быть сокращение государственных средств, образование или увеличение расходов, вносятся в Палату представителей только с согласия Президента; исполнение законов, что требует от правительства активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
Глава правительства – Премьер-министр, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом.
Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Аппарат Совета Министров.
Непосредственное регулирование социально-экономического развития республики осуществляют республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.
37. Политическая партия: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий.
Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. Партии, как явление политической жизни, возникли сравнительно недавно. Первые в современном смысле слова партии появились в 70-80-е годы XVII в. в Англии. В других странах они возникли преимущественно во второй половине XIX в.
.Самое организованное и политически ориентированное общественное объединение - политическая партия.
Признаки политической партии: долговременность и непрерывность действия; поддержка гражданами; организационная упорядоченность; наличие политической идеологии и программы; открытое заявление главной цели – завоевание и использование государственной власти.
Функции политической партии: коммуникативная; выражение и представительство интересов; политическая социализация; участие в выборах и деятельности органов государственной власти.
Типы политических партий:
Кадровые партии. Большинство европейских партий – кадровые. Их структура, организация внутренней жизни и деятельность нацелены на победу на выборах в органы государственной власти. В партиях нет фиксированного членства.
Массовые партии имеют первичные (территориально-производственные) организации, профессиональный аппарат управления, стремятся увеличить свой численный состав. Отношения в партиях строятся на основе партийной дисциплины с уставного членства.
Правящие партии – партии власти, победившие на выборах и сформировавшие правительства.
Оппозиционные партии – выражают интересы и ценности, не совместимые или несовпадающие с идеалами и целями правящего режима.
Революционные партии нацелены на радикальные преобразования в обществе, коренное преобразование общественных отношений.
Реформистские партии акцентируют внимание на общественных изменениях путем реформ, парламентских формах и методах деятельности.
Либеральные партии считают главным приоритетом своей деятельности – обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности.
Консервативные партии ориентируются на сохранение традиционных, исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни.
По политическому влиянию различают партии: мажоритарные (получившие большинство депутатских мандатов); доминирующие (имеющие относительное большинство мест в парламенте); миноритарные (обладающие минимальным числом депутатских мандатов).
Совокупность партий, взаимосвязи между ними, государством и обществом составляют партийную систему. История знает партийные системы: монопартийную, двухпартийную, многопартийную, умеренного и поляризованного плюрализма.
38. Партийные системы и их характеристика
В зависимости от положения политических партий в политической системе, а также характера взаимодействия между ними и «типажа» самих партий, в каждой стране складывается их особая конфигурация, т.е. партийная система.
Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции.
Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:
- однопартийные
- двухпартийные
- двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;
- многопартийной, с числом партий более трех.
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
В рамках многопартийной системы выделяют:
многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
39. Общественные организации и их движения: функции и разновидности
Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.
Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей, социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.
Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).
Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.
Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.
Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).