Выборы как форма политического участия и вид политического процесса.
Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения в соответствии с законодательством воли граждан. Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. Выделяются следующие функции выборов: артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения; контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене); интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли; легитимация и стабилизация политической системы; расширение потоков информации между населением и властью; перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования; Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов.
Принципами избирательного права являются:*всеобщность (в выборах принимают участие все граждане); *равенство(каждый избиратель имеет только один голос); *тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно).
Принципы организации избирательного процесса:*свобода выборов,иными словами,отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов.Этот принцип часто нарушается;*наличие альтернативных кандидатов;*состязательность,конкурентность;*периодичность и регулярность;
Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная(альтернативная)и пропорциональная(представительная). При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на: а)системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос); б)системы относительного большинства
38.Электоральные системы и практика их применения в современной России.
Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная(альтернативная)и пропорциональная(представительная).При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов, никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на:
а)системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос); б)системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания. При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.И та, и другая система обладают как своими достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти, может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порою трудно бывает сформировать правительство. Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. в России одна половина депутатов в Государственную Думу избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если в предыдущей областной думе Белгородской области была фракция компартии, то в нынешней думе нет ни одной фракции. Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим.
Основными стадиями избирательного процесса являются:
1)выдвижение кандидатов; 2)агитационная кампания; 3)голосование; 4)подведение итогов.