Государство как политический институт: происхождение, признаки, функции.
Центральным институтом политической системы является государство.
Четкое разграничение государства и общества было обосновано в теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство. В современной науке государство в узком смысле понимания как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг).
6) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
7) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
8) монополия на легальное применение насилия.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития.
По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на:
1) Внутренние.
К внутренним относятся:
а) политическая (связана с поддержанием политического господства);
б) правовая (устанавливает правовые нормы и принимает законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан);
в) экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),
г) социальные (организация системы социального обеспечения),
д) социальная (удовлетворение людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществлении социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи и т.д.);
е) организаторская (использовании совокупности организационных рычагов для осуществления властных полномочий);
ж) культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения),
з) охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка).
2) Внешние.
Внешние функции государства связаны с защитой границ, территории страны (оборонная), вмешательством в дела других государств (военно-агрессивная), поддержанием и развитием межгосударственных отношений (дипломатическая), а также осуществлением внешней торговли, участием в союзах, блоках.
Форма государства.
Выделяют три основных элемента в форме государства:
1. Форму правления.2. Форму территориального (государственного) устройства.
3. Политический (государственный) режим.
Форма правления - это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющий их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между собой и степень участия населения в их создании.
Основные формы государственного управления и государственно-территориального устройства стран:
1. Монархии — государства, где власть принадлежит одному человеку и передается по наследству: а) абсолютные монархии — власть монарха ничем не ограничена
б) теократические монархии — глава государства является одновременно его религиозной главойв) конституционные (парламентские) монархии — власть монарха ограничена парламентом, «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Япония и др.).
Конституционные монархии:
1) Дуалистическая монархия (монарх наделён исполнительной и частично законодательной властью) - за-конодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными, исполнительная власть при-надлежит монарху, законы принимаются парламентом, но монарх пользуется правом абсолютного вето.
2) Парламентарная монархия (монарх при данной форме правления "царствует, но не правит") – форма правления, в которой власть монарха ограничена во всех сферах государственной сласти.
2.Республики — государства, где законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей государственной властью является выборный представительный орган, глава государства также избирается:
а) президентские республики — президент имеет большие полномочия, возглавляет правительство
б) парламентарная республика — правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньшими полномочиями, чем в президентской республике.
в) смешанная (полупрезидентская) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом.
Большинство государств в мире — республики. Форма государственного правления не определяет уровень эко-номического развития страны.
Форму территориального (государственного) устройства.
Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия экономических, исторических, национальных, культурных и других факторов.
1. Унитарные — административно-территориальные единицы подчиняются непосредственно центральному правительству. Большинство стран в мире — унитарные. Политически однородно, с единой конституцией и право-вой системой.
2. Федеративные — наряду с федеральными законами и органами власти существуют другие государственные образования (республики, штаты, провинции, кантоны и др.), имеющие определенную политическую и экономиче-скую самостоятельность.
3. Конфедерация (объединившиеся государства, сохраняя суверенитет полностью и значительную независи-мость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых дейст-вий.) – единая таможня, единое экономическое пространство.
Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм,
способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политиче-ской свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, сущест-вующей в стране.
Политические режимы делятся на:
1. Демократические режимы а) Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ б) Либерализм - характеры: равенства всех людей; индивидуализм, гуманизм.
2. Недемократические режимы:
а) Авторитарный режим - характерно ущемление прав человека, власть не формируется и не контроли-руется народом, более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, однако при нём личность не пользуется всеми пра-вами и свободами, хотя они и провозглашаются.
б) Тоталитарный режим - государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Характери-зуется крайним центризмом, вождизмом, действует только правящая политическая сила, оппозиция не допускается, насилие носит характер террора. Фашизм представляет собой разновидность тоталитаризма, основанную на нацио-налистической или расистской идеологии, возведённой в ранг государственной.
в) Деспотический режим - деспотический режим характеризуется полным бесправием подданных, жесто-ким подавлением любого возмущения, как правило, опирается на религию, он характерен для абсолютной монар-хии. Тирания как разновидность деспотизма представляет собой угнетение завоёванных народов.
Анархия - анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие.