Гражданская и социальная концепции в политических учениях Нового времени
В произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. В целом совокупность социально-политических идей, выдвинутых буржуазными мыслителями Нового времени, получила название либерализма.
Некоторые исследователи отцом современной политологии как науки считают англичанина Томаса Гоббса. Свое политическое учение он изложил в философском труде «О гражданине» и трактате «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражд».
Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли на остове общественного договора из естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоя «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, тем самым добровольно ограничивших свою свободу.
Бесспорной заслугой Д.Локка является выдвижение идеи разделения власти в государстве между различными органами, для того чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупотребления ею.
Существенное развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее видными Представителями являются Шарль Луи Монтескье, Вольтер.
Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию».
Политические идеи американцев: идея о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами.
Значительные заслуги в развитии политических идей принадлежат немецким мыслителям Канту, Фихте, Гегелю. Кант ,к примеру, большое внимание уделял обоснованию идеологии либерализма. Краеугольным принципом его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей.
Имел место консерватизм, обратное либерализму направление, неприемлющее всякого рода реформы. К нему относятся Берк, Местр, Бональд.
Помимо этих двух течений появилось абсолютно новое направление утопический социализм (Мор, Уинстенли, Мелье, Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
В произведениях одних социалистов-утопистов будущее общество связывается с народовластием, с самым широким участием трудящихся в управлении общественными делами. Идеалом общественного устройства он провозгласил «свободную республику», в которой предусматривается выборность и сменяемость всех должностных лиц.
В сочинениях других социалистов-утопистов прослеживается критическое отношение к институтам государственной власти. Мелье, например, считал сущностью государственной деятельности организованное насилие. Сен-Симон полагал, что в промышленной системе отпадает необходимость в политических институтах с многочисленными учреждениями и должностями, что политика вместо управления людьми будет заменена управлением вещами.
Продолжением социалистических традиций явилось учение марксизм.
В центре его внимания оказались вопросы об сущности, тенденциях развития движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы. В контексте этого анализа марксизм выработал новые подходы и к объяснению государства, политики и права.
Сущность этого подхода состоит прежде всего в диалектико-материалистическом понимании государства, политики и права - в утверждении того, что их базисом является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базиса и политической надстройки.
Маркс и Энгельс объясняют право: его нормы выступают не как свод установленных людьми правил своего поведения в соответствии с абстрактными представлениями о добре и справедливости, а являются юридическим выражением и закреплением существующих общественных отношений и, прежде всего тех, которые имеют место в сфере материального производства.
Руководящей нитью марксистского анализа политики как общественного явления выступает выдвинутое К. Марксом и Ф. Энгельсом положение о сущности классовой борьбы как борьбы политической, направленной на завоевание и удержание власти.