Основные формы политической власти. Теория разделения властей и ее значения для демократизации общества.

Основные формы полит. власти:

- законодательная;

- исполнительная;

- судебная.

Законодательная власть – власть которая принимает законы, в большинстве стран это парламент.

Основные функции парламента:

- принятие законов;

- внесение поправок в конституцию;

- рассмотрение и утверждение госбюджета;

- контроль за исполнением бюджета;

- контроль за деятельность правительства;

- определение основ внутренней и внешней политики.

Исполнительная власть – исполняет законы. Это премьер-министр, президент (в президентской республике), кабинет министров и различные комитеты.

Функции исполнительной власти:

- разработка бюджетов; - проведение единой кредитной и денежной политики; - проведение единой политики в области здравоохранения, образования и культуры; - мероприятия по обеспечению обороны страны; - реализация внешней политики; - осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан.

Судебная власть – суды верховные, конституционный; верховный надзор; высший хоз. суд.

Функции судебной власти:

- надзор за соблюдением конституции и соответствия ей актов законодательной и исполнительной властей;

- осуществление правосудия;

- обеспечении и защита прав и свобод граждан.

Значимость суда велика. Суд должен быть независимым.

Разделение властей.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную судебную.

Цели разделения властей:

- боле четкое определение функций, компетенций и ответственности гос. органов;

- возможность для властей контролировать друг друга и создавать систему сдержек и противовесов;

- более эффективная борьба со злоупотреблением властью;

- более гармонично соединить такие понятия, как государство и общество, власть и свобода, закон и право.

Важное значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества. Однако эти отношения не всегда складываются гармонично. Особенно это характерно для стран, которые только начинают осваивать систему разделения властей.

Политические конфликты и кризисы, причины возникновения, и типологии и способы разрешения

Пол. конфл. – это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов.

Причины конфликтов: - социально-экономические; - психологические.

Типы полит. конфликтов: - внутренние; - внешние.

Внутренние по структуре:

- горизонтальные (между индивидом и группой);

- вертикальные (между субъектами полит.партий);

- между теми, кто власть имеет, и теми, кто не имеет.

Конфликты по содержанию:

- конфликты интересов; - ценностные конфликты; - конфликты идентификации.

Пути разрешения конфликтов: - принуждение; - тупик; - мирное урегулирование.

Кризис – неразрешимый конфликт.

Причины полит. кризисов:

- этническая часть страны добивается независимости;

- экологические катастрофы;

- внутренний взрыв или паралич режима;

- прекращение иностранной поддержки правящих элит;

- внезапный распад неустойчивых демократических структур.

Типология: - внутриполитический; - внешнеполитический.

Внутриполитический кризис:

- правительственный – правительство не справляется, и его решения не выполняют, выход – новое правительство;

- парламентский – парламент не может принять ни одного решения;

- конституционный – конституция устарела;

- социально-политический – выход из него – реформа;

Положительные функции конфликтов и кризисов:

1. разрядка напряженности;

2. средства давления на власть с целью изменения проводимой политики;

3. ведет к выявлению соотношения сил.

Наши рекомендации