Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия политического лидерства от других его форм. Факторы, определяющие характер политического лидерства.

Одной из наиболее развитых форм лидерства является поли­тическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального). С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”.

ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремле­ния к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с други­ми людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.

Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции ли­дерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавлен­ными сексуальными влечениями, которые через механизмы субли­мации (переключения половой энергии в сферу творчества) и ком­пенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоря­жаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремле­ние к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуали­зирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, ис­пользуя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.

Психологический подход пытается объяснить феномен лидер­ства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как выс­ший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авто­ритет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ре­бенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Че­ловек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и по­требность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лиде­ры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вес­ти за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу.

Как следует из вышеизложенного, “полит. лидерство - это механизм и конкретные способы реализации полит. власти; это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная, прежде всего, с принятием властных решений”.

Факторы, определяющие характер полит. лидера.

Существует три определяющих аспекта полит. лидерства:

1. Личностные черты лидеров.

Всю совокупность личностных черт можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.

Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция

Нравственные качества политических лидеров. Об их необхо­димости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.

Профессиональные качества политических лидеров очень разно­образны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же сле­дует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство умора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.

2. Инструменты осуществления власти.

«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении по­ставленных им целей. Это — политические партии, законода­тельные органы, суды, бюрократический аппарат, средства мас­совой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Изве­стно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполне­нию поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.

3. Ситуация, с которой сталкивается лидер.

Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, мо­жет быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и прини­маются разные решения выхода из кризиса.

Но не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми бы обладали все выдающиеся полит. лидеры.

Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “политическая элита”.

Термин “элита” происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный. Говорят “элитный скот”, “элитное зерно” и т.д. для того, чтобы подчеркнуть, что это лучшее, отборное. В политическом лексиконе термин «элита» первоначально также имел именно такой оттенок. Считалось, что править обществом должны лучшие, специально предназначениые для этого люди. Исторически термин «элита» и относится к лучшей, наиболее ценной для общества социальной группе, стоящей над массами и призван­ной в силу обладания особыми качествами управлять ими. В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности.

В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия “политическая элита” и “властвующая элита” не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит. Т.о., полит. элита – это лишь часть властвующей элиты.

Второй момент: в отличие от всех групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно учавствует в осуществлении политической власти.

Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших команд­ные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго ор­ганизованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др.

Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существен­но шире, чем понятие «политическая элита». Основным призна­ком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических струк­турах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом уп­равлении, но занимающая руководящие посты в своей профес­сиональной сфере (экономической, научной, технической, куль­турной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.

Итак, кроме политической элиты, властвующая элита вклю­чает также экономическую, культурную, идеологическую, на­учную, информационную, военную элиты.

Экономическая элита состоит из представителей крупного ка­питала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.

Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования миро­воззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеж­дений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).

Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических про­цессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные ру­ководители страны, генералитет, руководители министерства вну­тренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической эли­ты, другая часть может быть отнесена к средней или администра­тивной элите.

Научная элита состоит из наиболее одаренной части интел­лектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Важно отметить, что в различных сферах общественной жиз­ни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической эли­той и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и проти­водействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (эко­номической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты.

Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политиче­ской элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближай­шее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это числен­но ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения.

Средняя политическая элита формируется из огромного ко­личества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движе­ний, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демо­кратическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты.

Низший слой образуют политические деятели местного мас­штаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).

Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимаю­щих высокие позиции в министерствах, департаментах и других ор­ганах государственного управления. Административная элита при­мыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Со­циологические исследования бюрократии показывают, что это отно­сительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.

20. Перечислите и раскройте содержание основополагающих характеристик государства как политического института.

, государство – это центральный институт политической системы, создаваемый обществом для регулирования определенных отношений на основе права о обладающий следующими признаками:

1. Наличие определенной территории,которую распространяется юрисдикция данной власти, а также деление территории на административно территориальные единицы, для повышения эффективности власти.Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

2. Национальное самоопределение.Государство объединя­ет все население, проживающее на данной территории. Субстан­циональным элементом государственности выступает политичес­ки самоопреляющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, ког­да в обществе созданы предпосылки для национального, самоопре­деления, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.

3. Наличие публичной власти,стоящей над обществом и управляющей им. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату.Государственный аппарат -— это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию.

4. Наличие права,т. е. обязательных правил поведения, устадавленных и санкционированных публичной властью. Только госу­дарство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государст­венного аппарата.

5. Налоги— обязательные платежи с граждан и коммерчес­ких организаций, которые взимает публичная власть для покры­тия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.

6. Суверенитет— государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.

21. Критерии классификации политических режимов и их типология. Приведите примеры стран, в которых на протяжении XX века были установлены все (или некоторые) основные типы политических режимов.

Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления полит. власти, фиксированных в законах и реализуемых субъектом власти на практике.

Критерии классификации:

- источник и носитель власти;

- цели субъекта власти (в борьбе за власть и в процессе ее реализации: как возник данный режим и какие полит. режимы находятся у власти?);

- наличие оппозиции и ее роль в полит. жизни общества;

- основные методы регулирования общ. жизни;

- положение личности в обществе, наличие механизмов защиты ее прав и свобод.

Типы политических режимов:

1. Недемократические

1) авторитарный;

2) тоталитарный;

3) посттоталитарный.

2. Демократические

Тоталитарный режим:

- высокая концентрация власти в руках правящей полит. партии, слияние этой партии с гос-венным аппаратом

- тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни

- наличие господствующей (гос-венной) идеологии (“кто на с нами, тот против нас ”)

- информационная закрытость, контроль за СМИ (“железный занавес”)

- массовые репрессии

Основной принцип тоталитаризма:

“Запрещено все, кроме того, что разрешено властью”

Авторитарный режим:

- цель субъекта власти – ее удержание

- монополизация власти (“Разрешается все за исключением притензий на власть”)

- отчуждение народа от власти

- формирование правящей элиты номенклатурным путем (назначение сверху)

- использование преимущественно силовых методов управления

Виды авторитарных режимов:

- монархические авторитарные режимы (существуют в Иордании, Марроко, Саудовской Аравии и др.)

- военное правление (власть захватывают военные, полит. деятельность либо вооюще запрещается, либо резко ограничивается)

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде)

б) военные режимы, проводящие структурные реформы (режим генерала А.Пиночета в Чили)

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д.

- теократические режимы (полит. власть концентрируется в руках духовных лиц, например, режим аятоллы Хомейни в Иране)

- персонифицированные режимы (власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции), такие режимы крайне недолговечны, ибо на позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время)

- неоавторитарные режимы (отличаются допущением массовых партий (напр., в Мексике), существованием оппозиции, выборов, однако результаты выборов фальсифицируются).

Демократический режим:

- сувереном (источником и носителем власти) является народ

- гарантированность прав и свобод человека

- правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона)

- политический плюрализм (идеологическая свобода)

- право на сопротивление

Виды демократических режимов (определяются субъектами, чьи интересы являются приоритетными при осуществлении власти):

- коллективистские 0 режимы, при которых реализуются интересы большинства при игнорировании интересов меньшинства

- плюралистические демократии – режимы, при которых основными субъектами полит. процесса являются группы интересов, и реализация интересов индивида возможна только через его самоидентификацию с какой-л. группой

- либеральные демократии - режимы, при которых главным субъектом и целью политики является человек с его уникальными интересами.

После того как мы проанализировали основные типы полити­ческих режимов, появилась возможность дать оценку политичес­кому режиму в нашей стране. Считать, что в СССР существовал тоталитарный режим с1917до1991 года, было бы большим упрощением сложнейших процессов, проходивших в этот период в политической жизни нашей страны. Исследователи выделяют три основных периода в политической истории совет­ского общества.

Первый период с 1917 до середины 20-х годов можно считать периодом, когда политическая власть в Советской России носила характер авторитарного режима диктаторского типа.

Второй период — с середины 20-х до середины 50-х годов, (связанный с установлением режима личной власти Сталина, можно) считать классическим правлением левого тоталитаризма.

Третий период — с середины 50-х годов вплоть до 1991 года политический режим постепенно приобретает черты авторитарности. Политика перест­ройки, проводимая в период правления М. С. Горбачева, провозгла­шавшая гласность, разгосударствление собственности, политический плюрализм и т. д., означала окончание диктаторских форм правления в России.

С начала 90-х годов начался переход к демократии. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии, появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократичес­кие акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в постсоветской России приобретает новые черты.

Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. По существу, политический режим современной России в большей мере носит характер авторитарного режими лебирального типа. Авторитарные начала обнаруживаются прежде всего в значительной концентрации власти в руках главы гос-ва президента. России еще предстоит пройти долгий путь на пути демократизации.

Наши рекомендации