Понятие “политическое лидерство”. В чем состоят главные отличия политического лидерства от других его форм. Факторы, определяющие характер политического лидерства.
Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального). С понятием “политический лидер” связано понятие “политическое лидерство”.
ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремления к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с другими людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.
Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции лидерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавленными сексуальными влечениями, которые через механизмы сублимации (переключения половой энергии в сферу творчества) и компенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремление к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.
Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и потребность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лидеры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вести за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу.
Как следует из вышеизложенного, “полит. лидерство - это механизм и конкретные способы реализации полит. власти; это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная, прежде всего, с принятием властных решений”.
Факторы, определяющие характер полит. лидера.
Существует три определяющих аспекта полит. лидерства:
1. Личностные черты лидеров.
Всю совокупность личностных черт можно объединить в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, решительность, тонкая интуиция
Нравственные качества политических лидеров. Об их необходимости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств честность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство умора, способность убеждать, вызывать энтузиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.
2. Инструменты осуществления власти.
«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это — политические партии, законодательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Известно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполнению поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.
3. Ситуация, с которой сталкивается лидер.
Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаще бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и принимаются разные решения выхода из кризиса.
Но не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми бы обладали все выдающиеся полит. лидеры.
Содержание и соотношение понятий “элита”, “властвующая элита”, “политическая элита”.
Термин “элита” происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный. Говорят “элитный скот”, “элитное зерно” и т.д. для того, чтобы подчеркнуть, что это лучшее, отборное. В политическом лексиконе термин «элита» первоначально также имел именно такой оттенок. Считалось, что править обществом должны лучшие, специально предназначениые для этого люди. Исторически термин «элита» и относится к лучшей, наиболее ценной для общества социальной группе, стоящей над массами и призванной в силу обладания особыми качествами управлять ими. В литературе можно встретить много разных определений элиты, когда имеется в виду властвующая часть общества, правящий слой. Если суммировать различные точки зрения, то можно констатировать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности.
В данном определении следует подчеркнуть два важных момента. Первый: понятия “политическая элита” и “властвующая элита” не равнозначны. Они соотносятся как часть и целое. Понятие “властвующая элита” включает в себя различные группы, непосредственно и опосредственно учавствующие во властных процессах. Сюда входят политичекая, экономическая, военная и другие виды элит. Т.о., полит. элита – это лишь часть властвующей элиты.
Второй момент: в отличие от всех групп, составляющих властвующую элиту, политическая элита непосредственно учавствует в осуществлении политической власти.
Политическая элита — это не скопление людей, прорвавшихся к власти, захвативших командные высоты в различных сферах общественной жизни, а строго организованное сообщество, социальная группа, которая существует при вех политических системах. В основном это политики высокого ранга. Наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшее гос. служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит. программ, в выработке стратегии общественного развития. Полит. элита современных гос-в представлена монархами, президентами, вице-президентами, премьер-министоами, министрами. Руководителями законодательных и исполнительных органов. Депутатами, членами верховного суда, губернаторами штатов, главами высших структур в автономиях, краях, областях, и др.
Как уже отмечалось, понятие «властвующая элита» существенно шире, чем понятие «политическая элита». Основным признаком принадлежности к властвующей элите является занятие высших, ключевых позиций в обществе, в политических структурах, экономике, военном комплексе, в культуре, в средствах массовой информации и т.д. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом управлении, но занимающая руководящие посты в своей профессиональной сфере (экономической, научной, технической, культурной и т.д.). Благодаря этому она имеет ключевые позиции в экономике, военной сфере, науке, культуре.
Итак, кроме политической элиты, властвующая элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную, информационную, военную элиты.
Экономическая элита состоит из представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.
Идеологическая, информационная элита включает в свой состав деятелей идеологического фронта — ведущих представителей гуманитарных наук, образования, средств массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентации, идей и убеждений людей. В этом отношении особенно велика роль средств массовой информации (радио, ТВ, печать).
Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических процессах, часто используется как решающее средство в политике. В военную и полицейскую элиту входят высшие военные руководители страны, генералитет, руководители министерства внутренних дел, государственной безопасности, спецслужб и т. д. В ряде стран часть этой элиты входит в высший слой политической элиты, другая часть может быть отнесена к средней или административной элите.
Научная элита состоит из наиболее одаренной части интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.
Важно отметить, что в различных сферах общественной жизни всегда имеют место разного рода противоречия, которые могут проявляться как между различными политическими силами и группами, так и между различными слоями властвующей элиты. Например, в рамках самой властвующей элиты возможно время От времени обострение противоречий между политической элитой и экономической элитой, между военной и культурной и т.д. Поскольку политика служит полем взаимодействия и противодействия различных политических сил, политическая элита должна учитывать все разнообразие запросов и потребностей как народа в целом, так и различных слоев правящего класса (экономической, научной, культурной, военной и других элит). Учет всего многообразия имеющихся в обществе интересов и потребностей в процессе политического руководства – важнейшая задача политической этиты.
Политическая элита также внутренне неоднородна. На основе объема властных функций различают следующие уровни политической элиты: высшая, средняя и низшая. Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей, их ближайшее окружение и тех, кто занимает высшие посты в законодательной, исполнительной и судебной власти (непосредственное окружение президента, премьер-министр, его заместители и ведущие министры, спикер парламента, руководители депутатских фракций. Это численно ограниченный круг (100—200 человек), принимающий наиболее значимые для общества политические решения.
Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц: губернаторов, депутатов парламента, лидеров политических партий и общественных движений, в том числе и профсоюзов. Хотя в странах с развитыми демократическими институтами лидеры партий и профсоюзов могут входить в высший слой элиты.
Низший слой образуют политические деятели местного масштаба (руководители и депутаты местных органов власти, деятели партий на региональном уровне).
Административная элита — это высший слой государственных служащих (чиновники), занимающих высокие позиции в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. Административная элита примыкает к политической элите, хотя по организационному признаку (аппарат власти) ее можно выделить в самостоятельную группу. Социологические исследования бюрократии показывают, что это относительно автономный, внутренне сплоченный социальный слой со своими интересами и возможностями.
20. Перечислите и раскройте содержание основополагающих характеристик государства как политического института.
, государство – это центральный институт политической системы, создаваемый обществом для регулирования определенных отношений на основе права о обладающий следующими признаками:
1. Наличие определенной территории,которую распространяется юрисдикция данной власти, а также деление территории на административно территориальные единицы, для повышения эффективности власти.Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.
2. Национальное самоопределение.Государство объединяет все население, проживающее на данной территории. Субстанциональным элементом государственности выступает политически самоопреляющаяся нация. Государство не может возникнуть, пока в нации не появилось осознание необходимости верховной власти и не имеется ее конкретных выразителей. Лишь тогда, когда в обществе созданы предпосылки для национального, самоопределения, возможно формирование государственности. Верховная власть сплачивает вокруг себя нацию и руководит ею, прежде всего в общих интересах.
3. Наличие публичной власти,стоящей над обществом и управляющей им. Ведущее место в системе публичной власти принадлежит государственному аппарату.Государственный аппарат -— это тот слой политической элиты, «корпорация», которая практически осуществляет власть в государстве, приводя в движение всю огромную и сложную государственную машину. Государственный аппарат представляет собой государственную бюрократию.
4. Наличие права,т. е. обязательных правил поведения, устадавленных и санкционированных публичной властью. Только государство обладает правом на регулирование общественной жизни с помощью права, законов. С помощью права государство как политический институт закрепляет определенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного аппарата.
5. Налоги— обязательные платежи с граждан и коммерческих организаций, которые взимает публичная власть для покрытия расходов государства при осуществлении им своих функций. Налоги создают возможность экономической самостоятельности государства.
6. Суверенитет— государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами.
21. Критерии классификации политических режимов и их типология. Приведите примеры стран, в которых на протяжении XX века были установлены все (или некоторые) основные типы политических режимов.
Политический режим – совокупность методов, приемов, средств осуществления полит. власти, фиксированных в законах и реализуемых субъектом власти на практике.
Критерии классификации:
- источник и носитель власти;
- цели субъекта власти (в борьбе за власть и в процессе ее реализации: как возник данный режим и какие полит. режимы находятся у власти?);
- наличие оппозиции и ее роль в полит. жизни общества;
- основные методы регулирования общ. жизни;
- положение личности в обществе, наличие механизмов защиты ее прав и свобод.
Типы политических режимов:
1. Недемократические
1) авторитарный;
2) тоталитарный;
3) посттоталитарный.
2. Демократические
Тоталитарный режим:
- высокая концентрация власти в руках правящей полит. партии, слияние этой партии с гос-венным аппаратом
- тотальный контроль за всеми сферами общественной жизни
- наличие господствующей (гос-венной) идеологии (“кто на с нами, тот против нас ”)
- информационная закрытость, контроль за СМИ (“железный занавес”)
- массовые репрессии
Основной принцип тоталитаризма:
“Запрещено все, кроме того, что разрешено властью”
Авторитарный режим:
- цель субъекта власти – ее удержание
- монополизация власти (“Разрешается все за исключением притензий на власть”)
- отчуждение народа от власти
- формирование правящей элиты номенклатурным путем (назначение сверху)
- использование преимущественно силовых методов управления
Виды авторитарных режимов:
- монархические авторитарные режимы (существуют в Иордании, Марроко, Саудовской Аравии и др.)
- военное правление (власть захватывают военные, полит. деятельность либо вооюще запрещается, либо резко ограничивается)
а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (режим И. Амина в Уганде)
б) военные режимы, проводящие структурные реформы (режим генерала А.Пиночета в Чили)
в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при Х.Пероне и т.д.
- теократические режимы (полит. власть концентрируется в руках духовных лиц, например, режим аятоллы Хомейни в Иране)
- персонифицированные режимы (власть принадлежит полит. лидеру без сильных институтов власти (кроме полиции), такие режимы крайне недолговечны, ибо на позволяют лидеру находиться у власти достаточно продолжительное время)
- неоавторитарные режимы (отличаются допущением массовых партий (напр., в Мексике), существованием оппозиции, выборов, однако результаты выборов фальсифицируются).
Демократический режим:
- сувереном (источником и носителем власти) является народ
- гарантированность прав и свобод человека
- правовое гос-во (разделение властей, равноправие гос-ва и гражданина, власть закона)
- политический плюрализм (идеологическая свобода)
- право на сопротивление
Виды демократических режимов (определяются субъектами, чьи интересы являются приоритетными при осуществлении власти):
- коллективистские 0 режимы, при которых реализуются интересы большинства при игнорировании интересов меньшинства
- плюралистические демократии – режимы, при которых основными субъектами полит. процесса являются группы интересов, и реализация интересов индивида возможна только через его самоидентификацию с какой-л. группой
- либеральные демократии - режимы, при которых главным субъектом и целью политики является человек с его уникальными интересами.
После того как мы проанализировали основные типы политических режимов, появилась возможность дать оценку политическому режиму в нашей стране. Считать, что в СССР существовал тоталитарный режим с1917до1991 года, было бы большим упрощением сложнейших процессов, проходивших в этот период в политической жизни нашей страны. Исследователи выделяют три основных периода в политической истории советского общества.
Первый период с 1917 до середины 20-х годов можно считать периодом, когда политическая власть в Советской России носила характер авторитарного режима диктаторского типа.
Второй период — с середины 20-х до середины 50-х годов, (связанный с установлением режима личной власти Сталина, можно) считать классическим правлением левого тоталитаризма.
Третий период — с середины 50-х годов вплоть до 1991 года политический режим постепенно приобретает черты авторитарности. Политика перестройки, проводимая в период правления М. С. Горбачева, провозглашавшая гласность, разгосударствление собственности, политический плюрализм и т. д., означала окончание диктаторских форм правления в России.
С начала 90-х годов начался переход к демократии. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии, появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократические акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в постсоветской России приобретает новые черты.
Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. По существу, политический режим современной России в большей мере носит характер авторитарного режими лебирального типа. Авторитарные начала обнаруживаются прежде всего в значительной концентрации власти в руках главы гос-ва президента. России еще предстоит пройти долгий путь на пути демократизации.