Понятие “лидерство”. Природа и сущность лидерства в обществе. Особенности политического лидерства.
Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там. Где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Социальная группа распадается на лидеров и рядовых членов. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Лидер — это лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности для достижения групповых целей.
С понятием «лидер» тесно связано понятие лидерство. Под «лидерством» понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых, которое связано с активным и действенным влиянием на людей, управление ими.
Дифференциация на лидеров и ведомых характерна не только для политической элиты. Лидерство возникает, формируется и функционирует на всех уровнях общественной организации, лидера — центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц можно практически выделить в каждой сфере деятельности, в любой исторический период. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников.
Одной из наиболее развитых форм лидерства является политическое лидерство. Политический лидер – это человек, который наилучшим образом в данном социуме выполняет ф-цию регулирования отношений в силу наличия у него определенного политического статуса (как формального, так и не формального).
Одна из фундаментальных типологий политического лидерства была предложена М. Вебером. В ее основе лежит классификация лидеров по истокам авторитета. М. Вебер различал:
1. Традиционное лидерство — право на лидерство основано на существующих в обществе традициях. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерства в большей мере присущ доиндустриальному обществу.
2. Рационально-легальное лидерство — право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе формальных узаконенных процедур. Это по сути дела бюрократическое лидерство. В нем лидер-чиновник получает авторитет не в силу традиции или каких-то особых качеств, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Бюрократическое лидерство присуще индустриальному обществу.
3. Харизматическое лидерство — основано на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности. Оно имеет эмоциональную основу.
Понятие «харизма» означает «божия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру.
Таким образом харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и зависит также не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Условный характер харизматических отношений, как правило, не признается его участниками. Лидер верит в свое призвание, последователи верят в своего лидера, поддержка рассматривается как священный долг последователей, а всякое сомнение в его харизме — как отступничество и даже святотатство.
По Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие их вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки того, что принято в данном обществе, и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.
Харизматическое лидерство имело широкое распространение на ранних этапах человеческого развития. Однако эпоха рациональности, выдвинув новый тип лидерства, не смогла устранить причины появления харизматических лидеров. Их появление возможно в любом обществе. XX век показал, что лидер с харизматическими качествами может превратиться в фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Подобный лидер требует беспрекословного подчинения своей воле и сам полон внутреннего убеждения, что он один знает способ решения стоящих перед обществом задач.
Необходимость в харизматическом лидере обычно проявляется в период социальных кризисов, когда традиционные властные институты дают сбой и не в состоянии адекватно реагировать на изменившиеся условия и принимают стандартные решения. Кризисные явления создают острую неустойчивую обстановку, которая порождает в общественном сознании надежду на некое чудо, способное разом решить накопившиеся проблемы. В этих условиях знания и рационально-обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Кризис административно-командной модели социализма в конце 80-х — начале этих годов вызвал к жизни целую плеяду лидеров этого типа. Люди верили, что эти лидеры имеют особые качества, дающие способность решить наболевшие общественные проблемы, создать для них светлое будущее. Но по истечение необходимого промежутка времени их ждало серьезное разочарование. В большинстве стран бывшего «социалистического содружества» рядовые граждане отвернулись от своих былых «кумиров».
Теории политического лидерства.
Существует 4 основных теории лидерства.
Теория черт. “Теория черт” пвтается объяснить необходимые качества, определяющие специфичность лидера как субъекта, психологическими чертами характера. Сторонники этой теории основное внимание уделяют чертам характера, личным психологическим качествам лидера. С точки зрения этой теории лидером может стать не всякий. Лидерство – это природный дар, лидером рождаются. Человек становится лидеором благодаря таким чертам характера, как ум, энергия, воля, храбрость. Выделяются также такие качества, как инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т.д.
Ситуационная теория теория лидерства. Представители ситуационной концепции считают, чтобы стать политическим лидером, необходимы определенные психологические и профессиональные качества. Однако инициативное, лидерское поведение личности определяется потребностями сложившейся ситуации. Т.о. предствители данного подхода рассматривают лидерство как FOREX-цию ситуации. Появление лидера есть результат стечения времени, места и обстоятельства.
Социальная теория. Мотивация лидера.
Психологическая теория (социум). Психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Сторонники этого подхода З.Фрейд и его последователи в своей теории исходят из признания огромного значения в жизни людей бессознательного. Решающую роль в структуре бессознательного, по мнению З.Фрейда, прежде всего, играет сексуальное влечение, “либидо”. Влиянием этих инстинктов З. Фрейд и егопоследо ватели в политологии пытаются объяснить как причины стремления к власти, к лидерству во взаимоотношениях индивида с другими людьми, так и принятие и даже поощрение этого стремления со стороны ведомых.
Фрейдизм делает акцент на компенсаторской функции лидерства. Сам 3. Фрейд связывал стремление к лидерству с подавленными сексуальными влечениями, которые через механизмы сублимации (переключения половой энергии в сферу творчества) и компенсации формируют мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Последователь 3. Фрейда Ф. Адлер объяснял стремление к лидерству «комплексом неполноценности». Согласно учению Адлера, индивид из-за дефектов в развитии своих телесных органов испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие способности. Эту актуализацию Ф. Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией. Сверхкомпенсация — это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают «великие личности»: лидеры наций, организаций, социальных групп и т. д. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост.
Психологический подход пытается объяснить феномен лидерства не только с позиции мотивации лидера, но и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. С точки зрения фрейдизма, в любом сообществе существует либидозная связь — любовь. Общественные отношения могут быть истолкованы по типу отношений в семье — ребенок — мать — ребенок — отец. Взрослые члены семьи, и, прежде всего, отец, выступают для ребенка как высший авторитет. Потребность в таком авторитете, опора на этот авторитет, является одной из существенных основ жизнедеятельности ребенка. И эта потребность не исчезает по мере взросления ребенка. Человек всегда хочет опереться на что-то высшее, родное. Потребность в авторитете, утверждают фрейдисты, живет в массовом сознании как подсознательное выражение тоски по Отцу. Отсюда объясняется и потребность в лидере. Лидер отождествляется с Отцом. Крупные лидеры стремятся использовать эту потребность в авторитете, чтобы вести за собой массы. Отсюда вырастает идеология вождизма, вера и культ Отцов нации, теория и практика патернализма, когда лидеры выступают с позиций отеческой заботы по отношению к обществу.