Мировая торговля и интересы потребителей и производителей продукции
Выигрыш от внешней торговли
Выигрыш от внешней торговли распределяется неравномерно между странами, а внутри страны – неравномерно между потребителями и производителями, владельцами факторов производства. Эта неравномерность определяется динамикой и уровнем внутренней и мировой цены, объемами мировой торговли. Преимущество страны в производстве определенного товара на мировой рынок может быть реализовано, если мировая цена товара больше внутренней.
Уровень мировой цены и объема продаж на мировом рынке определяется мировым спросом и предложением данного товара.
Пусть две страны производят один и тот же товар – зерно. Кривые внутреннего предложения товара определяются предельными издержками его производства, что зависит от обеспеченности страны факторами производства и применяемой технологии. Кривые внутреннего спроса на товар определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном доходе, уровнем предельной полезности товара, др.
Пусть для данного товара имеет место следующая ситуация, отражаемая графиком:
|
В стране А внутренняя цена на товар выше, чем мировая, поэтому ей выгодно товар импортировать. Объем импорта составит разницу между объемом спроса и объемом предложения товара в данной стране по мировым ценам, т.е. Q - Q . В стране В внутренняя цена ниже мировой и страна будет экспортировать товар в объеме, равном разнице между объемом производства товара в стране по мировым ценам и объемом спроса на данный товар по мировым ценам, т.е.Q - Q .
Мировая цена установится от равенства мирового спроса мировому предложению данного товара. Мировой объем торговли Q определяется соотношением мирового экспорта с мировым импортом, т.е. Q - Q = Q - Q . Но . Q = a-bP, Q = m+nP,
Q = c+dP, Q = k-lP,
где a,k – автономный спрос в странах А и В соответственно;
m,c- автономное предложение;
b,n,d,l – ценовая эластичность спроса и предложения в странах.
Мировая цена определится из соотношения спроса и предложения товара на мировом рынке.
Мировая торговля и интересы потребителей и производителей продукции
Мировая торговля выгодна странам, однако ее результаты между производителями и потребителями распределяются неравномерно: потребители в стране – импортере имеют чистый выигрыш, а потребители в стране-экспортере теряют благосостояние. Производители в стране импортере оказываются в проигрыше, в отличие от производителей в стране-экспортере.
Чистый эффект от мировой торговли для стран зависит от того, как изменятся уровни цен и как велик объем экспорта-импорта товара. Больше выигрывает страна, в которой цены изменяются больше, а эластичность спроса на импорт (экспорт) ниже.
Кроме экономических результатов, для страны также необходимо учитывать трудности субъективного характера и анализ экономический сопровождать анализом социальным и политическим. Это требует вмешательства государства в сферу международной торговли.
Условия торговли – это соотношение экспортных цен страны к ее импортным ценам. Если условия торговли растут, благосостояние страны увеличивается, и наоборот. На практике показатель условия торговли определяется на основе индекса цен для экспорта и импорта:
,
где - отношение экспортных цен товарной группы i в году t к ее цене в базовом году;
- отношение импортных цен товарной группы i в году t к ее цене в базовом году;
- доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году;
- доля импорта товарной группы i в совокупном импорте из данной страны в базовом году.
Условия торговли также зависят от колебания спроса на товар на внутреннем и мировом рынке, изменений в условиях производства, и степени монополизации рынков отдельных товаров.
Не всегда изменение индекса условий торговли меняет благосостояние страны в худшую сторону: если цены падают при росте эффективности производства, а спрос на мировом рынке эластичен, то физический объем экспорта растет и выигрыш страны от участия в мировой торговле увеличивается. Я. Бхагвати в 1958 г. описал проблему разоряющего роста: увеличение экспорта товаров низкой эластичности спроса (сырье, продовольствие, др.) ведет к снижению цен и неблагоприятно отражается на экономических результатах экспортера.