Зарождение института разделения властей.
В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран.
Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Если не учитывать общество при военной демократии, то уже и в Афинской и в Римской республиках граждане стремились не допустить концентрации власти в одних руках.
Так в Греции существовало несколько политических институтов, которые не должны были позволить сосредоточения власти в одних руках. Таким образом, после реформ Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла в стране образовались следующие взаимодействующие друг с другом органы. Народное собрание, обладающее законодательной инициативой. За ним следил суд Гелиэя, который к тому же обладал правом толкования законов. Исполнительную власть делили совет 500 и две коллегии — стратегов и архонтов. Контроль над всеми органами власти осуществляло так называемое особое народное собрание, которое собиралось раз в месяц и занималось проверкой деятельности властей.
В Римской республике положение было очень схоже с Афинской. Главным государственным органом в Риме были сенат, обладающий правом толковать законы, а также накладывать вето на некоторые решения народного собрания. Ко всему прочему из числа сенаторов выбирались народным собранием лица, которые должны были занимать государственные должности (консулы, преторы, наместники, эдилы и т.д.). Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.
Второй по значимости государственный орган в Римской республике — это народное собрание. Перед народным собранием отвечали все государственные служащие (кроме диктаторов). Народные собрания избирали коллегии, которые осуществляли правительственную власть. Народное собрание обладало правом принятия законов.
Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Они имели право запрещать исполнение любых приказов (за исключением приказов диктаторов). Они могли налагать вето на постановления сената. Помимо того, трибун был наделен правом арестовать любое лицо и подвергать его публичному допросу. Судебные функции в Риме были возложены на восьмерых преторов, избираемых сенатом. Помимо трибун каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сената и исключали из него недостойных.
В средние века роль противовеса неограниченной власти монарха частично выполняла церковь. Будучи духовным учреждением, церковь нередко вмешивалась в светские дела. Клятвы, обязательства, обещания, которые монарх давал на кресте, нередко обязывали его к обязательному выполнению их. И как бы там ни было, принимая какое либо решение, монарх должен был обращать внимание на церковные правила. Так же церковные нормы нередко регулировали отношения и в обыденной жизни. Церковные труды являлись одно время источником права (а в мусульманских странах это чуть ли не единственный источник права и по сей день). Ко всему прочему в некоторых странах главы церквей обладали правом печалования (отмена смертного приговора, утвержденного государем). Позже, конечно, церковь утратила свое значение, но в определенное время развития истории влияние церкви и церковных догм было велико.
Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. (В Англии — парламент; во Франции — генеральные штаты). Как в Англии, так и во Франции главной целью парламента (во Франции генеральных штатов) первоначально было взятие под свой контроль распоряжение финансами. Единственное же, что смогли получить они первоначально, это контроль над налогами. Таким образом, они могли всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять. Но в последствие из этого права вырос полноценный законодательный орган.
В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года. Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом “Новом свете” появилось “новое” по своей сути государство.
Принцип разделения властей
В функционировании государства важное значение имеет проблема разделения властей. Зародилась эта теория еще во времена античности. Мыслители античности (Сократ, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирования общества той или иной эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма жизни, при которой закон общеобязателен, как для граждан, так и для самого государства.
Аристотель (389-328 гг. до н.э.) в своей книге “Политика” писал: “Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя” . А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: “Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...” Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и общем порядке. Государственно-правовые институты древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период разложения феодализма идеи правового государства изложили мыслители того времени: Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своих работах они доказывали преимущество республики перед другими формами государства. Главной задачей государства они провозглашают обеспечение прав и свобод граждан.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политической мысли. Они излагались в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищева (один из приверженцев теории Монтескье), Пестеля, Муравьева. Теоретическую завершенность русская концепция правового государства получила в произведениях видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Котлярского, Новгородцева, Муромцева, Гессена, Шерминевича, Чичерина, Бердяева.
Все вышеперечисленные ученые внесли большой вклад в развитие учения о правовом государстве. Однако интересующее нас разделения властей затрагивали лишь некоторые из них.
Теория разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, в развитом виде была сформулирована во Франции и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. В то время широкое развитие в экономике рыночных отношений и свободного предпринимательства со всей необходимостью поставили вопрос о глубоких изменениях в структуре власти. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в 17-18 вв. концепции естественного права и общественного договора.
Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж.Локка (1632-1704) «Два трактата о государственном правлении» (конец XVII в.). Выражая симпатии монархии, Дж.Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж.Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточении в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. «Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных постоянных законов не могут ни в коей мере соответствовать мерам правительства», — констатирует Дж.Локк. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж.Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти». Он считал, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (которая совмещается с судебной) и федеративную, отвечающую за международные отношения. В данном случае государственная власть подразделялась по функциональному признаку, а не по соображениям приоритета одной из них.
Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов. Еще в 1721 году в своих «Персидских письмах» он в сатирической форме осуждал неограниченную монархию во Франции и писал о необходимости ее ограничения. В 1748 году Ш. -Л. Монтескье публикует свой знаменитый труд «О духе законов» (затратив на его издание около 20 лет), в нем мыслитель не только критикует абсолютизм, но и противопоставляет ему республиканское государственное устройство с разделением властей. Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента - судебного учреждения. В своей фундаментальной работе «О духе законов» Ш-Л.Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга». Как видно, цель теории - создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. Выступая за синхронность, согласованность действий всех отсеков власти, Ш-Л.Монтескье намечает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти.
Позднее, уже в XVIII в. Ш-Л.Монтескье, критикуя феодально-деспотическую форму правления, обосновывает теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Он считал, что трем видам власти должны соответствовать три элемента государственного аппарата: законодательной — парламент, местные органы самоуправления, исполнительной — правительство и его учреждения на местах (префектуры и т.н.), судебной — конституционный и верховные суды, органы надзора и т.д. Все виды власти должны дополнять друг друга, создавать противовесы и осуществлять взаимный контроль так, чтобы избежать злоупотреблений ею.
Ш.-Л.Монтескье считает недопустимым объединением хотя бы двух ветвей власти в одних руках. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы..., если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Ш.-Л.Монтескье, неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы. Доктрина, созданная Ш.-Л.Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей власти и показом опасности их соединения в одних руках. Не менее важно и то, что Ш-Л.Монтескье также пишет об опасности, связанной с чрезмерной независимостью этих властей и к чему это может привести.
Теоретические модели Дж.Локка и Ш.-Л.Монтескье, выработанные на основе анализа британской политической системы конца 17 - первой половины 18 века, легли в основу всех конституций конца 18-19 вв. Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и Французская декларация прав человека (1789 г.). С этого момента проблема структуры власти перемещается преимущественно в сферу государственно-правовых исследований и разработок.
Число и формы взаимодействующих и конкурирующих властей не ограничивается классической триадой, структура эта открыта для новых видов, чему способствует дальнейшая демократизация общественной жизни. Так, в современных условиях все чаще говорят о «четвертой власти» — власти информационной, которая представлена средствами массовой информации.
Принцип разделениявластей имеет огромное значение, которое кратко можно выразить в следующем:
< разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма;
< данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни, что достигается главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей;
<разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом.
У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и осуществления власти, прежде всего, на общегосударственном уровне.
Разделение властей - не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места.
В функциональном плане государственная власть включает в себя три основные ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, а также реализующие их институты – парламент, президент, правительство и судебные органы.
Глава государства
Существует несколько вариантов персонификации (реализации) должности или функции главы государства. Наиболее распространенными можно назвать три варианта:
Первый вариант – наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха.
Второй вариант – глава государства – это президент.
Третий вариант – глава государства – коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок.
Главное и наиболее заметное отличие президента республики от монарха и коллегиального органа в том, что должность президента выборная.
Глава государства – это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет свою специфику и характерные черты. Можно выделить наиболее характерные и специфические полномочия главы государства:
I. Представительские функции:
< председательствует на различных торжественных церемониях, на празднованиях национальных праздников;
< он обращается с приветствием и посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий;
< может выступать с официальными обращениями к парламенту;
< аккредитует своих дипломатических представителей в иностранных государствах;
< совершает официальные визиты, встречи с другими главами государств, посещает различные международные форумы;
< обладает правом проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.
II.Сфера государственного управления:
< принимает участие в назначении правительства и в его отставке, т.е. в формировании исполнительной власти, назначает министров;
< назначает премьер-министра, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента;
< назначает иных должностных лиц, не обязательно высшего уровня, например представителей судебной власти;
В ряде стран важнейшие акты исполнительной власти могут издаваться от имени главы государства. Единственное правило – требуется процедура контрассигнации.
III. Сфера законодательная:
< имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, имеет право открывать или закрывать сессию, в ряде случаев имеет право роспуска палаты или обеих палат и назначать новые парламентские выборы и т.д.
< имеет определенные непосредственные права в сфере законодательства: право законодательной инициативы, право утверждения законов, их подписи, или, как чаще всего говорят, право промульгации законов
< иногда обладает правом назначать членов верхних и нижних палат парламента.
< право издания различных нормативных и ненормативных (носящих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретами, указами, прокламациями, директивами, исполнительными приказами и т.д.
IY. Военная сфера:
< глава государства провозглашается верховным главнокомандующим, в случае кризисной ситуации и военных действий за подписью главы государства будут издаваться специальные военные акты, законы, директивы, которые будут определять стратегию деятельности страны;
< права главы государства в сфере вопросов объявления войны, заключения мира. В большинстве случаев на такие действия требуется санкция парламента, но персонифицируются эти действия именно в лице главы государства.
<право помилования и иногда – отсрочки исполнения приговора, право смягчения наказания, замены наказания и даже изменения приговора.
YI. Сфера личного статуса:
< полномочия, касающиеся награждения орденами и медалями, присвоения различных званий;
< решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам, лишении гражданства или его восстановлении;
< решает вопросы о предоставлении политического убежища.
YII. Сфера государственной безопасности:
< координирует вопросы, связанные с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями и т.д.;
< часто может возглавлять специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности и т.д.).
YIII. Чрезвычайные полномочия:
< право введения или назначения чрезвычайного положения;
< группа полномочий в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства.
IX. Экономическая сфера:
< полномочия в сфере определения курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов;
< а также в сфере выбора экономической стратегии.
X. Другие полномочия (дискреционные полномочия главы государства, те полномочия, которые глава государства применяет по собственной инициативе). Их сфера очень редкая и незначительная. Чаще всего приводят пример "спящих полномочий", т.е. таких, которые не действуют и не возникают в обычной ситуации, а появляются лишь в какие-то кризисные моменты.
В системе власти и управления президентских республик огромную роль играет президент. Полномочия президента определены и закреплены в Конституции (Основном Законе) государства.
Законодательная власть
Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.
Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент. Латинское слово parliamentum означало послеобеденную беседу монахов. В Англии слово parliament появилось вначале для обозначения любого обсуждения. Французское слово parlеment используется для названия «Великого совета Англии». Дословным переводом этого термина является «говорить, разговаривать».
Первый парламент в Западной Европе — это Кортесы Кастилии, а в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211 год). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этой дефиниции появился в Англии в 1265 году. Но, следует отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. По настоящему представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции за национальную независимость и торжество справедливости и демократии.
Парламент – это высший представительный и законодательный орган государства. Представительный – это означает, что в составе парламента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный – это означает, что основная задача парламента – разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, его эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.
Современный парламент – это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состоит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представительства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.
На процессы формирования парламента оказывают огромное влияние многие факторы:
< соотношение политических и социальных сил в обществе,
< уровень правовой культуры,
< традиции,
< зарубежный опыт,
< различные субъективные факторы.
Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.
Структура парламента
Одним из важнейших вопросов государственного устройства является вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения. Так, например, в Южно-Африканской Республике парламент был трехпалатным. Палаты в нем формировались по расовому принципу – палата собрания из белых, палата представителей из «цветных» и палата делегатов из аборигенов. В 1970–х годах в союзной скупщине Югославии число палат доходило до шести.
Структура парламента, как правило, зависит от формы государственного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом нижней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.
Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов человек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.
В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.
Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше.
Основными элементами внутренней организации парламентов являются:
< руководящие органы;
< парламентские комиссии (комитеты);
< парламентские объединения депутатов.
Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах — спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как беспартийным (Великобритания), так и членом партии (от фракционного большинства). В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители, секретари и квесторы (наблюдатели).
Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. Постоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача – оценка и разработка законопроектов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комитеты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения каких–либо проблем. После достижения своих целей временные парламентские структуры прекращают свою деятельность.
Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осуществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из принципа старшинства, председателем палаты.
Члены парламента (парламентарии) называются они в разных странах по–разному. Например, в Великобритании членами парламента называются только члены Палаты общин. В США конгрессменами называются только члены Палаты представителей. Во многих странах депутатами называются только члены низших палат. Членов верхних палат чаще называют сенаторами.
Правовой статус парламентариев большинства стран мира определяется конституциями государств и специальными законами, регламентом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария – представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.
Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии – другая равноценная должность. Довольно распространенной является практика, когда депутаты после выхода на заслуженный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депутата определяется Конституцией.
Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:
< право решающего голоса по всем вопросам, которые рассматриваются на заседаниях парламента и её органов, в состав которых они входят;
< выбирать и быть избранным в парламентские органы,
< предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты законов, постановлений, других актов, поправки к ним;
< обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,
< выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и т.д.
Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:
1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновенность – запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время действия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенности только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.
2. Депутатский индемнитет – запрещение преследования депутатов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.
Депутат парламента имеет определенные обязанности:
< участвовать в законотворческом процессе;
< выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;
< присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;
< соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, которые определяют порядок его деятельности.
В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Члены парламента не могут быть одновременно членом правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата с одновременным занятием должности Президента либо судьи.
Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики – четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчивается в день открытия первого заседания Палаты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок полномочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.
Порядок формирования парламента во многом зависит от его структуры. Если главный представительный и законодательный орган страны – однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпалатный, то одна его палата, чаще всего – нижняя – также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвенными выборами.
Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и представляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недоверия правительству, не утверждение программы правительства, непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета и др.
Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.
Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:
< правотворческая, законодательная функция – это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы и другие нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, принимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодательной функции парламента обеспечение благосостояния людей, счастья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом.
< представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функциянеразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти – выражение мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент – это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом.
< идеологическая функция, т.е. идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально–политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов.
< властная функция, т.е. принятие конкретных политических и управленческих решений, осуществление выбора альтернатив общественно–экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем.
< функция участия в формировании органов государственной власти.Концепцияразделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, политического режима, других политических условий размер полномочий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется.
< финансово–бюджетная функция парламента, т.е. парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически все стороны жизни современного государства.
< функция контроля за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, это осуществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля
Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других – особыми (выражение недоверия правительству), в третьих – специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.
< функция политической гласности. Современный парламент – важный форум политической гласности, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой. Он требует открытой политической дискуссии.
< функция легитимации. Парламент выступает как важнейший институт легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функцию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благодаря которым он сформирован и функционирует.
< вынесение импичмента президенту и некоторым должностным лицам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. После проведения соответствующего расследования и при наличии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должности.
Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно представить следующим образом:
< законодательная инициатива,
< обсуждение законопроекта,
< принятие законопроекта,
< промульгация – утверждение и опубликование закона.
Законодательная инициатива – это право внесения законопроектов в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законодательных органов обсудить законопроект и принять по нему определенное решение.
Право законодательной инициативы может принадлежать Президенту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным прав