Политические идеи утопического социализма
Наряду с политическими идеями, обосновывающими возникновение и утверждение капиталистических общественных отношений, в этот период развивается направление, представители которого критиковали этот строй, выступали защитниками интересов угнетенных классов и пытались сформулировать проекты будущего социального справедливого устройства. Это направление получило название утопического социализма. В своем развитии утопический социализм проходит несколько этапов: 1) ранний утопический социализм — Т.Мор, Т.Кампанелла, 2) утопический социализм эпохи буржуазных революций — Д.Уинстенли, Ж.Мелье, Г.Мабли, Э.Г.Морелли, Г.Бабеф; 3) критический утопический социализм (первая половина XIX в.) — А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн..
Основателем утопического социализма считают английского мыслителя-гуманиста и политического деятеля Томаса Мора, книга которого "Утопия" и дала название данному направлению социально-политической мысли. (Утопия в переводе с греческого означает место, которого нет).
Свою книгу Т.Мор начинает с обличительной критики существующего строя, неравенства, несправедливости. Главной причиной всех существующих социальных бедствий он считал частную собственность. Кроме того, он прослеживает связь государства с интересами эксплуататорских классов и делает вывод о том, что государство, все его органы служат интересам господствующих классов.
Однако основное место в книге занимает описание справедливого общества на острове Утопия. И здесь прослеживаются определенные рациональные мысли. Автор противопоставляет существующему государству новое государство, основанное на демократических принципах. Его основу составляет общественная собственность на средства производства, обязательность и всеобщность труда. Государство предполагает обязательную выборность всех должностных лиц, его основными функциями являются: руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения. Допускается ограниченное количество рабов для выполнения самых неприятных работ.
Жизнь на Утопии строго регламентировалась. Результаты своего труда жители сдают в общественные магазины, откуда затем получают все необходимое бесплатно. Жизненные потребности определялись сообща, исходя из "разумных норм" (что впоследствии трактовалось как "казарменный социализм"). Трудятся все по шесть часов, а остальное время посвящают вопросам воспитания и образования.
Избирательным правом пользуются отцы семейства, что отражает патриархальные идеи. Мор признал необходимым и некоторый минимум религиозных верований.
Подобные идеи и принципы легли в основу проекта, который предложил Томмазо Кампанелла в своей книге "Город Солнца". Он также провозглашает ликвидацию частной собственности и общеобязательность труда. Многие идеи повторяются: строгая регламентация жизни общества, одинаковое распределение, огромная роль образования для совершенствования общественных отношений.
Значительный интерес представляет политическая организация города Солнца. Верховным его правителем выступает Метафизик (ученый), который владеет всей суммой знаний и знаком со всеми видами практической деятельности. Все это говорит о необходимости научного управления обществом. Власти в обществе следят за производством и равным распределением. Процесс труда должен развиваться в соответствии с общественным благом. Время, свободное от труда, граждане проводят в "развитии умственных и телесных способностей".
Второй этап утопического социализма совпадает с утверждением капитализма и отражает период зарождающейся борьбы пролетариата с буржуазией.
Взгляды Джерарда Уинстенли проникнуты идеями уравнительного коммунизма. Он считал необходимым установление в Англии общественной собственности и создание республики, где труд станет общеобязательным. Основу всей производственной структуры общества составляет семья. Утопизм его теории особенно ярко проявился в попытке осуществить коммунистические идеалы посредством законодательных актов буржуазного правительства.
Жан Мелье в своем "Завещании" одним из первых высказал мысль с том, что путь к новому обществу лежит через борьбу народных масс. Он резко критиковал феодальные порядки и религию, считая, что без революционной борьбы нельзя покончить с угнетением, несправедливостью, и призывал крестьян взяться за оружие, что было довольно смелым выводом для того времени. Правда, развернутой характеристики будущего общества он не дал, но мечтал о коллективной собственности и ликвидации угнетения, ибо главными бедствиями человечества считал частную собственность, королевский абсолютизм и религию. Коммунизм, атеизм и народная революция у него сливаются воедино.
Габриэль Мабли в основу своего учения положил идею естественного равенства людей. Природа создала всех равными. Возникновение частной собственности разрушило естественное равенство и испортило нравы людей. Сосредоточив в своих руках собственность, богатые захватывают власть и с ее помощью подчиняют себе всех остальных. Чтобы приблизить человечество к утерянному "золотому веку", Мабли предлагал путем издания справедливых законов уравнять собственность между всеми членами общества. Он выступал за республиканскую форму правления, считая, что только народ может быть истинным носителем власти, и поэтому обосновывал право народа изменять государственное устройство, если оно не соответствует общим интересам.
Этьен Габриэль Морелли в труде "Кодекс природы" дал развернутую характеристику нового общества, основанного на коллективной собственности. Он считал, что частная собственность испортила, извратила саму природу человека, а поэтому ее надо ликвидировать, сохранив право собственности только на предметы личного потребления. Морелли впервые провозгласил право на труд и сформулировал принцип необходимости трудиться по способностям.
Идея социальной справедливости получила свое дальнейшее развитие в период буржуазных революций. Наиболее радикальные выводы в этом отношении были сделаны Гракхом Бабефом. Но, в отличие от своих предшественников, Бабеф и его сторонники выражали уже чаяния нарождавшегося пролетариата, обосновали необходимость революции, которая должна была установить социальную справедливость на земле. Они считали, что буржуазная революция только предтеча другой, более значительной, а на смену буржуазному равенству (этой "красивой, но бесплодной фикции") должно прийти фактическое равенство, установленное в результате революционной диктатуры, которую они называли "республикой равных". Однако революцию они понимали как действие узкой кучки заговорщиков. Важно подчеркнуть и тот факт, что их идеи были изложены уже не в виде рассказа о далекой, несуществующей стране, а в форме манифеста, призывающего к революционным действиям.
Третий этап утопического социализма характеризуется критикой буржуазных порядков и разработкой теоретически обоснованных концепций социально справедливого общественного устройства.
Осмыслить острые вопросы социального развития того периода одним из первых попытался Анри Сен-Симон. Резко критикуя капитализм, он доказывал неизбежность его замены справедливым общественным строем. Но, не поняв сущности классовой борьбы, он превозносил "гармоничность" общественных связей, которые якобы должны объединить буржуазию и рабочих в единую группу "промышленников". Сен-Симон не дал подробной характеристики будущего общества, но некоторые его черты он сумел гениально предугадать. Огромное значение имел его вывод о том, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие "управления вещами". В нем будет осуществляться плановое производство на основе достижений науки и техники. Потребности каждого будут удовлетворяться за счет общества. Он первым высказал мысль о том, что в будущем обществе каждый будет работать по способностям, а получать по труду. Выступая за социальное равенство, он, тем не менее, считал, что сохранятся отдельные социальные группы: люди физического труда, интеллигенция и предприниматели. Новый строй должен быть создан на принципах разума и его целью будет всеобщее благосостояние. Войны полностью исключаются из жизни общества.
Шарль Фурье основное внимание сосредоточил на критике буржуазного строя, "в котором чисто французское остроумие сочетается с глубиной анализа" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.19 — С.196). Свою социально-политическую систему он строил на противопоставлении двух миров: мир буржуазный — мир разобщенности, хаоса, вражды, раздора, где государство представляет собой "союз угнетателей", и мир — социалистический, характеризующийся социальным единством, гармонией, свободным и радостным трудом. Обосновывая право на труд, он развил идею и о трудовом соревновании как стимуле плодотворной деятельности. Вслед за Сен-Симоном Фурье считает возможным построение нового общества путем пропаганды социалистических идей с помощью образования и просвещения граждан.
Рядом с великими французскими социалистами-утопистами стоит имя англичанина Роберта Оуэна. Его основная заслуга состоит не столько в разработке теоретических основ нового социального строя, сколько в попытках практической реализации идей социальной справедливости. К сожалению, он безуспешно пытался убедить в реальности и полезности своих проектов английское правительство, других монархов. А его эксперименты по созданию трудовых коммун в Нью-Ламарке в Америке потерпели провал. Главным препятствием на пути создания нового общества он считал частную собственность, которую можно ликвидировать, развивая кооперацию, изменив характер человека и его отношение к труду. Важное значение имел вывод Оуэна об огромной роли промышленной революции, которая создает основы всеобщего благосостояния. Пытаясь раскрыть место рабочего движения в развитии общества, отмечая его главную роль в производстве, он не сумел до конца осмыслить его величайшую роль в политическом преобразовании общества.