Социальная структура российского общества и основные тенденции ее развития на современном этапе
Социальная структура как совокупность различных объективно существующих общностей и групп и взаимоотношений между ними по мере развития человеческого общества претерпевает качественные изменения. Несмотря на противоречивость данного процесса, в целом это проявляется во все более усиливающихся взаимоотношениях социального равенства и социальной справедливости между группами и общностями людей. Для примера достаточно сравнить хотя бы положение и отношения между рабами и рабовладельцами, феодалами и крестьянами, буржуазией и рабочим классом. Гуманизация, очеловечивание взаимоотношений между классами, группами и общностями людей, усиление социального равенства между ними в политической, а затем и в других сферах является глобальной тенденцией развития социальной структуры и человеческого общества в целом. Данная тенденция включает в себя как бы две составляющие, органично связанные между собой: интеграцию и дифференциацию. Социальная интеграция в широком смысле означает процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управления, тенденцию (закономерность) к сплочению, объединению, выравниванию показателей социального и экономического развития стран и регионов, общественных классов, социальных групп и общностей в отличие от социальной дифференциации. Следует подчеркнуть, что процесс социальной интеграции в целом положительно сказывается на степени социальной защищенности населения. Социальная дифференциация противоположна интеграции. Степень социальной дифференциации оказывает влияние на положение и взаимоотношения, в частности, различных социальных групп, слоев, общностей, стабильность в обществе, определяет остроту социальных проблем и актуальность социальной защиты населения.
С этими тенденциями связан и процесс, получивший название социальной мобильности, вертикальной или горизонтальной. Она означает изменение, социальное перемещение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя, группы, класса в другой («вверх» или «вниз») или в пределах одного и того же слоя, группы.
Взаимосвязь двух этих тенденций проявляется, в частности, в том, что на определенных этапах (скажем, в условиях нормального или кризисного развития общества) преобладает одна из них. Это в полной мере относится и к современному состоянию российского общества.
В 1990-е гг. и начале XXI в. в России наблюдается противоположный (в целом) процесс, характерный для советской эпохи. В результате принятых законов (приватизация, ваучеризация, купля-продажа недвижимого имущества, в том числе разрешенная продажа земли) возродился мощный частный сектор, класс предпринимателей, фермеров, банкиров, владеющих огромными денежными, производственными и другими средствами (фондами). Значительно сократился государственный сектор.
Если до конца 1980-х гг. для нашей страны было характерно сближение классов и социальных групп по многим показателям, то сейчас наблюдается резкая дифференциация как внутри общества в целом, так и в отдельных социальных и общественных (социально-демографических и др.) группах.
Для современной социальной структуры России характерно наличие значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных с производством. Активизируется процесс расслоения населения на сверхбогатых и сверхбедных. По данным Д. Львова, 1,5 % населения России располагают 56 % национального богатства страны. Это прежде всего так называемые олигархи, владельцы крупнейших нефтяных, газовых и других объединений, некоторые представители правящего режима, коррупционеры, нажившиеся за счет государственной общественной собственности. Сверхбедные и бедные составляют до 60— 70 % населения, а «средний» класс — не более 16—18 % (в странах Запада — до 70 %).
Тенденция усиления социальной дифференциации в нашей стране проявляется также в разнице доходов групп населения. По международным стандартам (доходы 10 % самых богатых и 10 % самых бедных) она не должна превышать 4—5 раз (что было и в Советском Союзе). Ныне в России (по разным источникам) она составляет от 20 до 50 раз.
Значительно изменилось положение трудовых классов (рабочих, крестьян), других слоев российского общества. Так, многие тысячи и миллионы людей, ранее профессионально занимавшиеся квалифицированным умственным трудом, ныне не имеют такой возможности: в лучшем случае вынуждены заниматься несложным умственным трудом, физическим трудом низкой квалификации или становятся мелкими торговцами. Немалая часть интеллигенции является безработной.
Происходит нерациональное изменение состава интеллигенции, в целом работников умственного труда в пользу тех, кто занимается непроизводственным трудом (имеется в виду уменьшение их численности в материальном производстве в силу кризиса в промышленности и в сельском хозяйстве).
Изменилось соотношение работников умственного исполнительного и управленческого труда в пользу последнего. Ныне в России управленческий аппарат России всех уровней превосходит по своей численности управленческий аппарат всего Советского Союза. Его увеличение ожидается также в связи с реформой муниципальных образований. Только охранники различного рода составляют до 800 тыс. человек.
В XX в. под влиянием научно-технической революции происходило обогащение физического и умственного труда, их сближение по пути интеллектуализации физического и технизации умственного труда.
В нынешних условиях в России, к сожалению, наблюдается стагнация этих мировых процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, особенно так называемых «бюджетников».
Труженики, занятые в государственном секторе, оказались в положении, когда их труд оплачивается в несколько раз (порой в десятки раз) ниже, чем в частном секторе.
Правда, и частный сектор является далеко неравноценным в этом отношении. А в государственном секторе ряд социальнопрофессиональных групп (государственные чиновники) занимают привилегированное положение по сравнению с большинством работающих в нем. В некоторых же частных предприятиях наемные работники жестко эксплуатируются, чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, что связано с несоблюдением существующих в стране законов и нормативных актов, призванных защищать наемных работников. В какой-то мере это касается и работодателей, предпринимателей, которые, в силу существующей в стране криминогенной обстановки, не защищены от рэкетиров, других преступных группировок, подвергаются риску вплоть до прямой физической расправы с ними.
В условиях усиливающейся дифференциации, поляризации российского общества, в том числе среди молодежи, особую остроту приобретают проблемы социального неравенства, социальной несправедливости.
Социальное равенство (неравенство) по-разному трактуется в науке и по-разному оценивается в обществе. Крайние позиции — одобрение или отрицание. В целом же речь идет о положении людей в обществе, отношении их к средствам производства, о политических и гражданских правах, о равноправии (неравноправии) мужчин и женщин, наций и других социальноэтнических общностей, о правах и обязанностях, об оплате (или нет) по количеству и качеству труда, о степени защищенности всех граждан.
Следует также иметь в виду, что социальное равенство ничего общего не имеет с принципом уравниловки, препятствующим росту производительности труда, развитию других сторон жизни. Социальное равенство означает равенство общественного положения людей, а не равенство физических и умственных способностей, вкусов и потребностей. Иными словами, социальное равенство-неравенство отличается от естественного равенства-неравенства.
Социальное равенство (неравенство) тесно связано с социальной справедливостью. Социальная справедливость — это соотношение обоснованного равенства между людьми, с одной стороны, и сохраняющегося неравенства — с другой стороны; обеспечение общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т. д. Социальная справедливость проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины», обеспечить каждой семье, каждому человеку минимальный доход, дающий возможность существовать и удовлетворять наиболее важные материальные и духовные потребности. Неспособность их реализации может приводить к катаклизмам в виде превышения смертности над рождаемостью, уменьшения численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу (народам).
Степень социальной справедливости обусловлена в целом уровнем развития общества. На современном этапе в условиях осуществления реформ главной проблемой (противоречием) выступает необходимость, с одной стороны, укрепления социальной справедливости, а с другой — повышения экономической эффективности труда, т. е. сочетание равенства и неравенства в обществе.
Крайняя степень неравенства, открытые формы пренебрежения принципами социальной справедливости приводят (могут привести) к нестабильности общества, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда, и гибели людей). Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику, направленную на смягчение социального неравенства, создание условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Это достигается, в частности, путем расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения, развития социальной сферы общества.
Что касается России, то следует отметить, что несмотря на всю противоречивость социальной политики правящих кругов, по сравнению с 1990-ми гг. все же наметилось определенное улучшение жизни людей. В частности, принятые национальные программы (в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства и ЖКХ) могут в значительной мере смягчить социальную дифференциацию в стране и усилить интеграцию общества.
44. Социальная политика: ее сущность, содержание, функции и типы.
Под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) обычно понимают совокупность (систему) направленных на жизнеобеспечение населения.
Социальная политика — это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель — человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.
Поэтому целями и задачами социальной политики являются:
• распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;
• ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;
• обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;
• оздоровление окружающей среды
• обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
• гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
• нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.
К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств - трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а следовательно, - совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей. Типы социальной политики
Типы состояний общества как целостной системы лежат в основе типизации социальной политики в крупном плане и позволяют выделить следующие её типы [2, c.27]:
1) социальная политика в социально устойчивых обществах (общественных формациях);
2) социальная политика в обществах, находящихся в системных кризисах (в революционных ситуациях);
3) социальная политика в обществах, находящихся в состоянии деформаций (перманентных кризисах общественной системы);
4) социальная политика в обществах, выходящих из системного кризиса путём коренных (революционных) реформ, т.е. социальная политика переходного периода.
Функции социальной политики
Обозначим основной круг функций социальной политики.
Первая из основных её функций — обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности её разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путём реформ и революций. Все ныне существующие общества и современный мировой порядок основаны на принудительном социальном донорстве одних социальных групп и стран в пользу других социальных групп и стран (т.е. на эксплуатации). Вторая из основных функций социальной политики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса, В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти. Третья основная функция социальной политики — обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. Четвёртая основная функция социальной политики — налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп, инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки. Пятая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. Шестая основная функция социальной политики — обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.