Лоббизм: определение и его виды

Определение лоббизма

Два условия существования лоббизма

Основные виды лоббизма

Лоббизм - протекционизм, агитация и представление чьих-либо политических либо экономических интересов в органах государственной власти. Лоббизм жестко связан с политической властью. Наблюдается такая закономерность: лоббизма больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - признак власти.

Для становления лоббизма как полноценного института необходимо наличие двух условий:

большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие его социальной дифференциации, расслоения;

расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно для демократических режимов.

Основные виды лоббизма:

• в зависимости от того, в какой ветви власти "решается вопрос", лоббизм подразделяют на законодательный, исполнительный исудебный;

• в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и правоинтерпретационный (через акты толкования права);

• в зависимости от характера интереса, который "продавливается": политический, социальный, экономический, экологический, военный, аграрный, промышленный, финансовый;

• в зависимости от времени и частоты действия: "одноразовый" и постоянный;

• в зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местный (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах);

• в зависимости от того, в чью пользу "решается вопрос", говорят о лоббизме различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоенных и экологических движений, предпринимательских союзов); ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных комитетов); региональном лоббизме; иностранном лоббизме;

• в зависимости от взаимоотношений объекта исубъекта лоббирования: плюралистический (давление на государственные органы снизу вверх со стороны определенных групп населения) и корпоративный (скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на предоставление привилегий).

Достоинства и недостатки лоббизма

Достоинства лоббизма

Недостатки лоббизма

Некоторые условия, приносящие пользу

Всему обществу

Достоинства лоббизма:

• влияя на управленческие решения, заставляет "держаться в форме" органы государственной власти и управления, в определенном смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

• выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику;

• создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо выступает в качестве специфической формы проявления политического плюрализма;

• воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев;

• применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения в жизнь целей и интересов, на побуждение к конкретным действиям;

• позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на "кричащие" проблемы;

• лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной властей;

• лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов, взаимовыгодного сотрудничества.

Недостатки лоббизма:

► лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным;

► иногда выступает проводником неправового воздействия на государственные органы, вплоть до преступных видов (взяточничество, коррупция), которые "подтачивают" фундамент власти;

► может служить фактором развития и защиты ведомственности, местничества, национализма, усиливать крайние формы удовлетворения "специальных интересов";

► таит в себе немалую опасность "размывания" народовластных устоев общества, превращения демократических институтов в мощный инструмент отдельных властных групп;

► лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости;

► зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов, сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

► иногда существенно мешает претворению стабильной и оперативной государственной политике, ибо может быть направлен на постоянное перераспределение бюджета, на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при одновременном ослаблении другой;

► лоббизм может использоваться и в более "прозаических" целях - как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

Для того,чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и непротиворечивое правовое регулирование.

Политические отношения

Наши рекомендации