Политические репрессии 30-х гг. ХХ в. в БССР в отношении населения малых диаспор.
Период 20-30-х гг. ХХ в. в истории СССР – время нарастания политических репрессий, достигших своего апогея в 1937 г. В 30-е – начале 50-х гг. в Советском Союзе депортации подверглись более 40 социальных групп и тотальной депортации от 10 до 15 народов. В числе «наказанных народов» были и советские немцы.Для советского режима формировался устойчивый стереотип местных немцев как «проблемного этноса», «внутреннего врага».
«Социально-опасный» портрет немецкой общины усугублялся и внешнеполитическим фактором – приходом к власти в Германии Национал-социалистической партии. Немцы СССР все больше рассматриваются как потенциальная опасность для советского государства.
1930-е гг. были временем усиления политических репрессий в отношении немецкого населения Беларуси. Они проводились в связи с неприятием немцами насильственной коллективизации, сохранением немцами своих религиозных убеждений в условиях усиления гонений на религию и церковь, преследованием активистов кампании обращения за гуманитарной помощью к Германии во время голода 1932-34 гг. и т.д.
Религиозный компонент выступал важной составляющей в сформированном штампе обвинения арестованных в «контрреволюционной работе среди немецкого населения по срыву коллективизации и других мероприятий Советской власти.
Несмотря на репрессии в отношении церкви, немцы не только отреклись от Религии, но она еще больше консолидировала их. Усиливалась позиция «принять любые лишения за веру». В условиях гонений, арестов происходит сплочение, в практическом плане фактически объединение лютеранских и евангелистских общин (баптистов и евангельских христиан) на этнической основе.
После закрытия властью кирх, молитвенных домов собрания верующих проходят нелегально, в лесу, с наступлением холодов – по домам. Даже в 1936-1937 гг. после массовых и постоянных арестов и высылок служителей религиозного культа, активных верующих власть констатировала «активизацию сектантских группировок, использующих религиозные настроения для проведения антисоветской контрреволюционной работы» среди немецкого населения».
В итоге арестованные, как правило, подвергались заключению в исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) на разные сроки. А в начале 1934 г. 6 местных немцев из осужденной группы в 15 чел. получили приговоры от 8 лет ИТЛ до расстрела в том числе и за «призывы к невступлению в колхозы и выходу из колхоза колхозников». С началом войны арестованные были вывезены в Новосибирск, где в тюрьме и проходили допросы. В целом арестованные не признали обвинений в антисоветской деятельности.
29. Трансформация традиционной этноконфессиональной культуры полиэтничного населения БССР в 20 – 30-е гг.
Важной частью социокультурной политики в многонациональной среде являлось развитие образования в целом и национальной школы.
Национальные школы I ступени в 1928-29 учебном году – 359 (еврейских – 147, русских – 54, польских – 132, латышских – 15, литовских – 6, украинских – 5, немецких - 2). 7-летки – 88 (еврейских – 58, русских – 17, польских – 12, латышских - 1).
Трудности: латышская школа. Букварь не имел материалов для чтения (1927 г.); учебники, за исключением учебника по арифметике, были напечатаны прежней орфографией и «готским» шрифтом, а дети обучались новой орфографии; книг по истории и географии на латышском языке не было, а учебники по природоведению в некоторых школах были всего в одном экземпляре.
Ассирийская школа в Гомеле. По данным Ю.И.Битиева, в 1937 г. открылся 1-й ассирийский класс. В 1936 г. из Агдама (Азербайджан) приехала учительница Раби Ширин. Г.С.Битиев вспоминает, что ученики пользовались азбукой-латиницей, книги, возможно, получали из Тбилиси. Ассирийский класс был при железнодорожной школе.Документально подтверждается учительство в гомельской ассирийской школе Алхазовой Анны Агасеевны (ассирийки).
В целом “изюминкой” Гомельщины в аспекте многонациональной школы БССР в 20-30-х гг. является существование здесь почти абсолютного количества немецких (на Мозырщине), украинских школ, чешской и ассирийской школ.
С начала 30-х гг. в СССР, в том числе и в БССР, начала проводиться политика постепенного ограничения употребления языков как титульных этносов (в БССР - белорусского), так и нац. меньшинств в сфере культуры, науки, образования. В силу изменившегося гос. отношения к национальной политике в сфере школьного образования в БССР в целом, начиная с конца 1937 г., ранее многообразный спектр нац. школы стал сводиться к белорусской и русской школе.
1 декабря 1937 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) признало нецелесообразным существование особых школ (финских, эстонских, латышских, немецких и др.) на территории союзных республик. Народным комиссариатам образования союзных республик поручалось реорганизовать отмеченные школы в русскоязычные. Установки на практическое поведение кампании по школьной реорганизации содержались в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) от 28 января 1938 г. Рекомендовалось разместить учеников национальных школ в школах русского типа, которые находились по соседству. Преподавание в школах надлежало проводиться на русском языке или языке соответствующей республики.
3 июля 1938 г. приняло решение о реорганизации всех национальных школ БССР в русские и белорусские.
30. Издание «Малые диаспоры Гомельщины в 20 – 30-е годы ХХ века. Аналитические материалы и документы Государственного архива Гомельской области. – Гомель, 2008».
“Малые диаспоры” – сравнительно небольшие по численности этнические общности: латышское и литовское население, украинцы, татары, немцы, чехи, ассирийцы, цыгане.
На гомельщине в 20 – 30-е годы ХХ века наблюдалась наиболее полная картина малых диаспор в белорусском регионе: украинское население, устойчивое поселение айсоров (ассирийцев) в Гомеле, немцы и чехи Мозырского Полесья, городские латыши-“интернационалисты” и латышские крестьяне-колонисты, старообрядческая этноконфессиональная общность.
Диаспора (от греч. diaspora - рассеивание) – устойчивое, долговременное или временное проживание значительной части народа (этнической общности) вне своего государства (исторической территории).
Речь идет об устойчивых общинах, сохранявших особенности своей этнокультуры в условиях социально-экономических и общественно-политических трансформационных процессов.
Ассирийцы. До войны в Гомеле было несколько ассирийцев-коммунистов. Так, в партийной группе артели “Труд ассирийцев” в 1935 г. насчитывалось 3 коммуниста: 2 еврея и ассириец Уршанов Михаил Бабичев.
В Жлобине было 14 ассирийских семей.
Ассирийская школа в Гомеле.
В1937 г. открылся 1-й ассирийский класс. В 1936 г. из Агдама (Азербайджан) приехала учительница Раби Ширин. Г.С.Битиев вспоминает, что ученики пользовались азбукой-латиницей, книги, возможно, получали из Тбилиси. Ассирийский класс был при железнодорожной школе.Документально подтверждается учительство в гомельской ассирийской школе Алхазовой Анны Агасеевны (ассирийки).
В Гомеле работал так называемый “национальный клуб иранцев” с драматическим и музыкальным кружками. Информаторы отмечают, что на городских демонстрациях в связи с различными советскими праздниками (1 мая и др.) ассирийцы шли отдельной колонной с танцами и песнями. Гомельчане приходили посмотреть. Весьма показателен в плане интереса к чужой, незнакомой этнокультуре следующий факт. Когда кочующие цыгане останавливались наМельниковом лугу, ассирийцы вместе с другими горожанами “ходили смотреть”.
Праздники национальных культур.
Гомель, 2001 г. – городской фестиваль национальных культур.
В Гомеле в разное время – национально-культурные общественные организации: польская, украинская, немецкая, гомельская областная еврейская община «Акдут» («Единство»).
Новый год ассирийцы празднуют первого апреля. Этот день называется «Ришэт нисан» («Голова года»). Но их главный праздник - это ШарэтМаркуръякус («Храм Святого Владимира»).
31. Монография: Пичуков В.П., Старовойтов М.И. Гомельщина многонациональная (20-30-е годы ХХ века). Выпуск І. – Гомель, 1999.
В 1999 г. вышел совместный труд В.П. Пичукова и М.И. Старовойтова, посвященный положению поляков, евреев, литовцев, русских и цыган на Гомельщине в межвоенный период.
Особенность работы состоит в том, что кроме аналитической части авторы поместили богатый документальный материал. Опубликованные архивные материалы впервые вводились в научный оборот.
Авторы подчеркивают тот факт, что регион некоторое время являлся частью РСФСР, что во многом обусловливало осуществление национальной политики на Гомельщине.
В силу многочисленных обстоятельств, Гомель, находясь в центре европейской части сначала Российской империи, а затем и Советского Союза, оказался на пересечении важных транспортных путей, что определило экономическое развитие города, а вследствие этого и рост его населения, состоявшего из многочисленных этнических групп. Особое значение здесь сыграли законодательства различных эпох, которые определяли границы расселения и сферы деятельности народов на территории Беларуси.
Довольно сложно проходил процесс территориального определения Гомельщины и её населения. Дело в том, что данная территория с 1919г. и до укрупнений БССР в 1924 и 1926 гг. относилась к двум государственным образованиям – БССР и РСФСР, что в свою очередь обусловило некоторые специфические черты в проведении национальной политики. А эта проблема является довольно интересной, так как этот регион был представлен наиболее полным спектром национальных меньшинств.
Положение межнациональных отношений в Беларуси в 20-е гг. 20 века было достаточно сложным и неоднозначным, что обуславливалось чересчур пёстрым этническим составом населения (в особенности городского), спецификой расселения и рабочей деятельности национальных общностей, их языковыми, психологическими и культурными особенностями, а также иными обстоятельствами.
Преобладающее по численности белорусское население не было преобладающим ни в гос. аппарате, ни в КП(б)Б. В целом характер отношений между различными этносами, проживавших на территории Беларуси в 20-е гг., отличался довольно высоким уровнем взаимной терпимости.
Данные Переписи 1926 г. по Гомельскому округу свидетельствуют о том, что скученность евреев в городе обусловила преобладание их в мелкой кустарно-ремесленной промышленности (71%). Основную часть железнодорожников составляли белорусы – 53,5% и русские – 34,8%. В сельском хозяйстве, в основном, были заняты белорусы (49,2%) и русские (38,8%), а число евреев, занятых сельскохозяйственной деятельностью, составляло не более 2%. В таких отраслях, как портняжное и сапожное, швейное и др., в которых преобладали евреи.