Конституционное регулирование непосредственной демократии 8 страница

Наряду с коллективной ответственностью правительства перед на­родной палатой его члены несут индивидуальную ответственность перед президентом (на практике — перед премьер-министром). Это значит, что по совету премьер-министра президент может уволить в отставку любого министра.

§ 7. Судебная власть

В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы как федерации, так и штатов. Един­ство судебной системы призвано укреплять целостность страны, слу­жить единообразному применению права. Судьи назначаются президен­том Индии (по его поручению — губернаторами штатов) после консуль­таций с главным судьей Индии (председателем Верховного суда), а также с другими должностными лицами.

Низшей ступенью судов являются суды панчаятов в деревнях (ньян-панчаяты, панчаяты-адалаты и др.), которые рассматривают незна­чительные уголовные и гражданские дела. В городах (городских районах,

кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе i связи с автотранспортными происшествиями. Они называются народны ми судами.

Следующая ступень — суды, мунсифов (мунсиф — судья-индус, на звание идет от колониальных времен, когда высшую судебную власть осуществляли представители метрополии). Они рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий). Выше стоят дополнительные суды (судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов). Окруж­ной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам. В столицах штатов, а также в Каль­кутте имеются городские судьи, но они выполняют функции только апел­ляционных судов.

Высшей судебной инстанцией штата является высокий (высший) суд. Некоторые мелкие штаты имеют общий высокий суд в главном горо­де одного из штатов. Он может выступать в качестве суда первой инстан­ции и как апелляционный суд. Судей высоких судов штата назначает президент Индии после консультаций с главным судьей и губернатором штата. Судья высокого суда занимает должность до достижения 62 лет. Высокий суд штата осуществляет руководство всеми судами на террито­рии штата, включая военные и административные суды, контролирует их деятельность. Он может издавать судебные приказы об устранении нару­шений права по всем вопросам (Верховный суд Индии издает такие при­казы только в связи с нарушением конституционных прав). Как отмеча­лось, он осуществляет конституционный контроль, но окончательное решение принимает Верховный суд Индии — высшая инстанция.

Наряду с толкованием конституции Верховный суд Индии, возглав­ляющий судебную систему страны, рассматривает в качестве первой инстанции споры между федерацией и штатами, а также между штатами. Он является высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уго­ловным делам, по просьбе президента дает заключения по вопросам факта и права, с одобрения президента республики издает в пределах действующих законов предписания и правила, касающиеся вопросов су допроизводства.

§ 8. Индийский федерализм

Созданная конституцией и существовавшая до 1956 г. федерация (в конституции употребляется термин «союз») воспроизводила с небольши­ми изменениями то административно-территориальное и полуфеодаль-

ное деление (штаты на уровне княжеств), которое сложилось еще во времена британского господства. Она закрепляла структуру федерации в качестве союза трех различных по своему правовому положению групп штатов, границы которых не учитывали национально-лингвистические особенности населения. Реформа 1956 г. перестроила федерацию с уче­том национально-лингвистического признака, ликвидировала инсти­тут правителей штатов из князей, устранила другие пережитки. В насто­ящее время в Индии имеется 26 штатов и 6 союзных территорий (1997 г.), не пользующихся правами штата.

Индийская федерация строится на базе автономии штатов, они не обладают суверенитетом, федерация имеет централизованный харак­тер. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легисла­тура (законодательный орган штата), назначаемый президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном парламенте правительство, назначаемый президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций (за исключением одно­го — штата Джамму и Кашмир, который занимает особое положение в федерации), не имеют собственного гражданства (за исключением того же штата). Штаты обладают правом собственного законодательства, они представлены в верхней палате парламента Индии, создают свое прави­тельство во главе с главным министром штата в соответствии с расста­новкой политических сил в штате (часто бывает, что в штате правит иная партия, чем та, которая имеет большинство в парламенте Индии). Права выхода из федерации штаты не имеют. Вопросы о создании, преобразова­нии штатов, изменении их границ могут решаться парламентом Индии без согласия заинтересованных штатов, их мнение лишь выслушивается.

Административные органы (исполнительная власть), а также судеб­ные органы федерации и штатов образуют единую систему. Правитель­ство федерации может давать правительствам штатов обязательные ука­зания, касающиеся исполнения федеральных законов. Если правительст­ва штатов отказываются следовать этим указаниям, они могут быть сме­щены президентом по указанию правительства федерации. Верховный суд федерации также устанавливает общие правила для всех судов, в том числе и для высоких судов штатов. Зависимость штатов от федерации имеет и финансовые основания. Федерация выделяет значительные де­нежные суммы в целях финансовой помощи штатам, хотя налоги, основ­ные поступления от государственных предприятий, другие крупные до­ходы идут только в государственный бюджет, 70% этой помощи выделя­ется штатам в виде займов (с процентами) и лишь 30% в качестве безвоз­мездных дотаций.

Индийская федерация не только централизованная (хотя, как отмеча­лось, в штатах могут править партии, находящиеся в оппозиции к правя-

33 146:

щей партии в центре), но и в определенной мере асимметричная феде­рация. По конституции все штаты имеют единый правовой статус в союзе, но на деле их правовое положение и полномочия неодинаковы. В составе федерации имеется, по существу, три рода штатов: 1) штаты, которые пользуются наибольшими правами (упомянутый штат Джамму и Кашмир, на который, помимо указанных выше преимуществ, не распро­страняются и некоторые положения индийской конституции, а также штат Сикким — ранее не входившее в состав Индии бывшее обособлен­ное княжество, законы в отношении которого парламент может прини­мать только с согласия легислатуры штата); 2) штаты, занимающие обыч­ное правовое положение (подавляющее большинство); 3) некоторые мел­кие штаты (Мегхалая, Нагаленд и др.), права которых, с одной стороны, ограничены, а с другой — расширены: им разрешается отступать от фе­деральных законов, отношения, касающиеся местных дел (пользование лесами, рыбная ловля и др.), могут регулироваться с учетом местных обычаев (в этих штатах значительную долю населения составляют заре­гистрированные племена и касты, находящиеся на низкой ступени разви­тия). Асимметрия выражается и в том, что представительство штатов в верхней палате неодинаково (от 1 до 34 представителей) и зависит преж­де всего от численности населения, хотя и не пропорционально ему.

Конституция Индии предусматривает однообразную структуру орга­нов штатов (включая Джамму и Кашмир). Управление штатами постро­ено по тому же принципу, что и управление союзом: в его основе лежит парламентская система. Как отмечалось, в каждом штате имеется однопалатная или двухпалатная легислатура. Это понятие охватывает также губернатора штата, который подписывает законы штата и имеет право вето. Нижние палаты и однопалатные легислатуры избираются в штатах прямыми выборами на 5 лет. Верхние палаты, число членов кото­рых не должно превышать трети нижних палат (законодательных собра­ний), формируются путем одновременного применения нескольких спо­собов: прямых выборов, косвенных выборов и назначения. Выборные члены верхней палаты штата составляют 5/6 ее членов, назначенные — 1/6. Косвенными выборами избираются 2/3 членов: 1 /З — избиратель­ными коллегиями, состоящими из членов органов местного самоуправле­ния в штате (муниципалитетов др.), а 1 /З — другой палатой легислатуры штата (законодательным собранием), но из числа лиц, не являющихся ее членами.

В прямых выборах в легислатуру штата участвуют граждане, составляющие особые избирательные курии: 1/12 часть членов законодательного совета (так обычно называется верхняя палата в штатах) избирается лицами, окончившими университет и после этого проработавшими не менее 3 лет в данном штате; 1/12 — лицами, которые не менее 3 лет

занимались преподавательской работой в учебных заведениях штата не ниже средней школы. Остальных членов законодательного совета назна­чает губернатор штата из лиц, имеющих специальные знания или прак­тический опыт в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности. Каждые два года, как и в Совете штатов федерального парламента, происходит обновление зако­нодательного совета штата на 1/3.

Верхняя палата штата обязана рассмотреть законопроект, принятый нижней палатой, в течение 4 месяцев (финансовый — 14 дней). Отверг­нутый ею законопроект вторично рассматривается нижней палатой ле­гислатуры штата и, будучи снова принятым, становится законом. Губер­натор обязан его подписать и опубликовать, если он не применяет право вето.

Губернатор, назначаемый президентом Индии, — гарант интересов союза в штате. Иногда одно лицо назначается губернатором нескольких соседних штатов. Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет; он не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата (хотя и рассматривается теоретически как часть его легислатуры). Обыч­ный срок полномочий губернатора — 5 лет, но он может быть переназна­чен неоднократно и отстранен президентом от должности досрочно.

Губернатор созывает сессии легислатуры штата, закрывает их, может досрочно распустить законодательное собрание штата (верхняя палата роспуску не подлежит), обладает правом отлагательного вето, которое преодолевается вторичным принятием закона простым большин­ством, направляет послания легислатуре, вправе резервировать законо­проект, принятый легислатурой штата, на рассмотрение президента Индии (фактически решение в этом случае принимает правительство). Как и президент Индии, губернатор осуществляет свои полномочия по совету правительства (в данном случае — правительства штата). Он не входит в состав правительства штата и не присутствует на его заседани­ях, но ему должны быть сообщены решения правительства и необходи­мая информация. Губернатор назначает судей окружных судов.

Правительство штата (совет министров штата) во главе с главным министром насчитывает обычно 6—12 членов. Кабинета в его составе не образуется, но определенное подобие его есть: главный министр решает многие вопросы после обсуждения с ведущими министрами.

Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии. Начиная с 1971 г. в некоторых штатах введена должность омбудсмана, который должен обеспечивать охрану прав граждан. По оценке индийской печа­ти, это нововведение оказалось не очень эффективным.

Размежевание полномочий (предметов ведения) между федерацией и штатами урегулировано специальным (седьмым) приложением к консти­туции. К сфере исключительной компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими подвопросами: иностран­ные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги, воздушное сообщение и т.д. Совместная (совпадаю­щая, конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законода­тельство, законодательство о профсоюзах, о печати, о социальном стра­ховании и др. Исключительная компетенция штата охватывает 66 вопросов: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.

По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том слу­чае, если по данному вопросу нет федерального закона; если же он есть, го имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, принятому 2/3 голосов, может отнести к своей компетенции любой во­прос, включенный конституцией в сферу исключительного законода­тельства штатов.

При введении чрезвычайного положения на территории того или иного штата, что делается президентом по указанию федерального пра­вительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата (группы штатов), где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата. Если же чрезвычайное положение введено на территории всей страны, сказанное относится ко всем штатам. В Индии неоднократно на несколько лет подряд вводилось чрезвычайное положение на территории всей страны (в общей сложнос­ти до 1996 г. оно действовало 12 лет), и в этом случае парламент прини­мал законы по любым вопросам. Поэтому многие вопросы, отнесенные конституцией к компетенции штатов, на деле урегулированы федераль­ными законами. В некоторых штатах, особенно в тех, где были сильны сепаратистские устремления,./чрезвычайное положение вводилось еще чаще.

В штатах может быть введено также так называемое президентское правление. Его вводит президент (по указанию правительства) по докла­ду губернатора штата (губернатор тоже назначается президентом по совету правительства) или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с

конституцией, установленными ею средствами. На основе ст. 356 кон­ституции президент путем издания особой прокламации (указа) может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законода­тельного органа штата передать парламенту Индии. На практике это означает, что законодательное собрание штата распускается, правитель­ство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному пред­ставителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата. При объявлении прези­дентского правления могут быть использованы и другие формы управле­ния штатом непосредственно федеральными органами.

Президентское правление в Индии используется часто, оно применя­лось более 100 раз, причем не только в случае беспорядков в штате, сепаратизма и т.д., но и тогда, когда федеральное правительство стремит­ся отстранить от власти не угодное ему правительство штата, утверждая, что оно утратило моральное право руководить штатом, когда партия, сформировавшая в штате правительство, терпит поражение на федераль­ных выборах в федеральный парламент в данном штате (но не на выборах в органы штата) и т.д.

В отдельных штатах, где велика численность зарегистрированных каст и племен, выделяются особые районы, имеющие статус автоном­ных округов (штаты Ассам, Мизорам, Мегхалая и др.). В них создаются племенные советы, играющие совещательную роль при губернаторе и имеющие право, с согласия последнего, принимать нормативные акты, регулирующие некоторые вопросы (брак, наследование и др.) с учетом местных обычаев. Губернаторы таких штатов могут принимать решения о неприменении некоторых федеральных законов и законов штатов в районах автономии.

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий. Обычно (кроме столицы Индии Дели, которая тоже имеет статус союз­ной территории, и некоторых других единиц) это мелкие острова в Ин­дийском океане, другие небольшие районы в континентальной Индии. Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные феде­ральным правительством администраторы (управляющие, главные ко­миссары), в других по решению парламента Индии при назначенных лейтенант-губернаторах создаются выборные собрания, которые могут принимать законы для территорий и образовывать правительства. Одна­ко легислатура и местное правительство могут давать лишь необязатель­ные советы управляющему, законы территории нуждаются в его одобре­нии. Управляющий полностью подчинен президенту и правительству, он вправе издавать правила, обязательные для территории; высшую законо-

дательную власть на территории осуществляет союзный парламент; вы­сокий суд территории — лишь среднее звено в судебной системе.

В последние десятилетия острой проблемой индийского федерализма стала борьба с сепаратистскими тенденциями реакционных сил, обычно подогреваемых религиозным фанатизмом. Эти силы особенно активны в штатах Пенджаб, Джамму и Кашмир, Ассам и некоторых других.

§ 9. Местное самоуправление и управление

Территория каждого штата разделена на округа, всего их около 400. Округом управляет окружной магистрат («коллектор», комиссар), назначаемый губернатором по указанию правительства штата. Нередко здин комиссар управляет 7—8 округами. Он имеет назначенного в таком же порядке заместителя. Магистрат и его заместитель отвечают за сбор налогов (отсюда название «коллектор»), за соблюдение законов и об­щественного порядка в округе. Комиссару подчинена полиция, сам же он подчиняется правительству штата. Представительного органа в ок­руге нет.

Округ разделен на сельские единицы: талуки, таксилы, объединяю­щие группы деревень, отдельные крупные деревни. В некоторых штатах создаются более крупные блоки развития (обычно объединяющие 100 де­ревень). Почти в каждой деревне (в настоящее время в 95% всех дере­вень) на сходе жителей избирается панчаят — совет пяти, на деле обычно состоящий из 5—25 человек. Панчаят — это общее понятие, по существу, он состоит из трех организаций: общего собрания, исполни­тельного комитета деревни и деревенского суда. Два последних избира­ются обычно тоже на сходе — общем собрании жителей деревни. Хотя панчаяты рассматриваются в Индии как важнейшая форма демократии, их компетенция невелика: некоторые вопросы сельского хозяйства на уровне деревни, вопросы санитарии, благоустройства и др.

На уровне блока развития или талука (их более 4 тыс.) из представи­телей деревенских панчаятов создается панчаят-самити (союзный панчаят). В ряде штатов на уровне округа (их около 400) формируется зила-паришад — окружной комитет, но это лишь совещательный орган при окружном магистрате, часть членов которого делегируется органами талуков, часть назначается из среды различных деятелей округа. Лишь в отдельных штатах населением избираются местные представительные органы, в некоторых штатах выборы представительных органов на мес­тах (кроме панчаятов) не проводились до сих пор ни разу. Все местные органы находятся под строгим контролем вышестоящих правительствен­ных чиновников.

Компетенция окружных властей и тем более талуков и таксилов не распространяется на города. Наиболее крупные города имеют статус муниципальной корпорации, т.е. обладают самоуправлением (их более 70). Население муниципальных корпораций избирает на 3—5 лет генеральный совет, а последний из своего состава обычно сроком на 1 год избирает мэра города и его заместителя. Население более мелких городов избирает муниципальный совет, последний также избирает мэра. Но мэр не обладает значительными полномочиями. Местное уп­равление в Индии, как и федерация, в значительной степени централизо­вано. Исполнительным органом совета во всех городах является назна­ченное лицо: комиссар корпорации в крупных городах, муниципальный комиссар, назначаемый губернатором по указанию правительства штата — в мелких. При совете (не только из его членов) создаются также различные комиссии по вопросам образования, здравоохранения, финан­сов и т.д. Они тоже принимают участие в решении городских проблем.

Столица Индии Дели имеет статус союзной территории и управляет­ся назначенным президентом по указанию правительства лейтенант-губернатором, при котором действует, в основном в качестве совеща­тельного органа, избираемый населением совет.

Районы, населенные зарегистрированными племенами, управляются особым образом. Исполнительная власть союза дает обязательные указа­ния штатам о порядке управления этими районами. В них при губернато­ре штата учреждаются консультативные советы по делам племен и губернатор вправе давать указания о неприменении здесь законов феде­рации или штата или о применении их с изъятиями. Особым образом регулируются вопросы собственности на землю, использование лесов, других природных богатств. В некоторых штатах (Ассам, Мегхалая, Мизорам) такие районы управляются как автономные округа. В них созда­ются окружные и районные советы, обладающие правом издания мест­ных законов по вопросам управления лесами, наследования, брака, обы­чаев. Эти советы могут рассматривать в судебном порядке отдельные правонарушения, особенно связанные с обычаями племен.

Глава 23 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЕГИПТА

Арабская Республика Египет (АРЕ) по размерам территории почти вдвое больше Франции, но ее население приблизительно равно населе­нию Франции (60 млн. человек). По объему ВВП Египет занимает 27-е место в мире (после Аргентины и ЮАР) и 78-е — по доле ВВП на душу населения (после Панамы, Марокко).

§ 1. Конституция Египта

Подготовка и принятие конституции. Действующая конституция Египта была принята в 1971 г., когда после смерти первого президента Насера и смены руководства страна перешла от декларированной соци­алистической ориентации на путь капиталистического развития. Консти­туция была разработана под руководством ЦК Арабского социалистичес­кого союза (в то время правящей и единственной легальной партии) и принята путем референдума. Новое руководство Египта, принадлежав­шее к окружению Насера, сохранило в конституции социалистическую фразеологию. Лишь в 1980 г. путем референдума были одобрены поправ­ки к важнейшим статьям конституции, удалены положения о «социалис­тической системе хозяйства», об устранении классовых различий, введе­ны новые нормы о многопартийной системе. В последующие годы были приняты и другие, несущественные поправки, но конституция сохраняет все основные идеи, пропагандировавшиеся в течение почти двух десяти­летий после революции 1952 г. Сохранены и положения о социализме.

Основные черты содержания конституции. Постоянная конститу­ция Египта 1971 г. (до этого принимались несколько временных консти­туций) состоит из двух частей: конституционной декларации, где указа­ны цели государства (мир в стране, арабское единство, постоянное раз­витие и человеческое достоинство), и собственно конституции, где со­держатся юридические нормы, хотя и в этой части есть положения, кото­рые не могут быть обеспечены юридическими средствами.

Конституция Египта имеет сложный характер. Ей присуще сочетание социалистических идей (речь идет о так называемом арабском социализ­ме), исламских ценностей, положений конституционализма, связанных

с общегуманистическими, общечеловеческими принципами, наконец, норм, обеспечивающих функционирование рыночной экономики и капи­талистическое развитие страны в его современных социальных формах. Социалистические концепции находят свое выражение в нормах о демо­кратической социалистической системе, имеющей целью ликвидировать неравенство в доходах, о защите рабочих и крестьян, о мире, свободном от эксплуатации в любых ее формах, о том, что президент обязан осу­ществлять социалистические цели, о роли генерального социалистичес­кого прокурора и т.д.

В АРЕ признаются три формы собственности: государственная, ко­оперативная и частная, причем первая характеризуется как собствен­ность народа и основа социалистической системы. Государство поощря­ет создание кооперативов, в том числе ремесленных, и помогает им. Частная собственность представлена прежде всего неэксплуататорским капиталом (ст. 32 конституции), призвана выполнять социальную функ­цию на службе национальной экономики, не должна противоречить об­щему благополучию народа. Она не может быть отчуждена без соответ­ствующего закона и должного вознаграждения, однако о судебном поряд­ке определения размера вознаграждения конституция не упоминает. Конституция устанавливает минимум земельной собственности с целью защиты крестьян и сельскохозяйственных рабочих от эксплуатации и обеспечения союзу трудовых сил власти в деревне (ст. 37). В АРЕ неодно­кратно проводились земельные реформы и в настоящее время максимум земли составляет 100 федданов на семью (42 га); согласно исчислениям экономистов, в европейском варианте это эквивалентно приблизительно

100га.

Наряду с неэксплуататорской собственностью (ей соответствует не­эксплуататорская, «национальная» буржуазия) в АРЕ по традиции вы­деляют эксплуататорскую собственность крупных капиталистов и землевладельцев, против которых были направлены реформы 60— 70-х годов — национализация, секвестр имущества, аграрные реформы и др. Ранее этих лиц называли компрадорской буржуазией, помещиками, сотрудничавшими с колонизаторами и со служившим им бюрократи­ческим правящим аппаратом. Ныне прежние ограничения отменены, но результаты земельных реформ и национализации многих объектов

сохранились.

Много внимания уделяет конституция вопросам социальной структу ры общества, социальным отношениям. Основой общества провозглаша­ется социальная солидарность (ст. 7 конституции), говорится о равенст ве возможностей всех граждан, о социальном мире, основанном на спра ведливости, политическом и социальном прогрессе, уважении челове ческого достоинства. Ставится цель уничтожить противоречия в стране

демократическим путем. Конституция устанавливает, что в составе сове­тов директоров государственных предприятий 50% членов должно быть рабочими, а мелкие крестьяне и ремесленники должны составлять 80% в советах (правлениях) сельскохозяйственных и ремесленных коопера­тивов. Однако определения рабочего и крестьянина, данные в законе о Народном собрании (парламенте) 1972 г. (в редакции 1976 г.), таковы, что к этим категориям могут относиться и другие группы населения. По закону рабочий — это занятое физическим или умственным трудом в сфере сельского хозяйства, промышленности или услуг лицо, основным источником дохода которого является такая трудовая деятельность. При­чем это лицо не должно быть зарегистрировано в качестве коммерсанта состоять членом нерабочего профсоюза (о таких профсоюзах будет ска зано ниже) или иметь диплом о высшем образовании. Крестьянин — человек, который проживает в сельской местности, имеет на семью ж более 10 федданов земли (4,2 га) и для которого занятие сельским хозяйством является основным видом трудовой деятельности. Если он приоб­ретает больше земли, то уже не относится к этой категории граждан.

Наконец, характеризуя влияние социалистических идей, следует от­метить также определение характера египетского государства по консти­туции как государства демократического, социалистического, основан­ного на союзе трудовых сил народа (ст. 1).

Конституция исходит из признания особой роли ислама в обществен­ном развитии. Следование законам шариата — не только религиозная и моральная, но и правовая обязанность граждан-мусульман. Ислам — государственная религия, принципы мусульманского права — главный источник законодательства, определенные государственные структуры (например, Консультативный совет или, по-арабски, аш-шура) строятся с учетом исламских традиций. Некоторые формулировки конституции отражают господствующее в Египте правосознание. Так, говорится о праве граждан обращаться к властям, но не от имени какой-либо неорга­низованной группы, а только лично, о координации обязанностей женщи­ны по отношению к семье и обществу, не нарушая норм шариата, и т.д. На основе закона 1980 г. о защите ценностей от порока руководящие должности запрещается занимать лицам, отрицающим «божественные законы» (т.е. заповеди Аллаха). Наиболее отчетливое влияние шариата сказывается, правда, не в конституционном или, например, в админи­стративном праве, а в семейном, наследственном, в значительной мере в земельном праве.

Наконец, конституция отражает сильное влияние концепций запад­ного либерализма. Восприняты идеи разделения властей, естественных прав человека, парламентаризма (парламент, вопреки преобладающей исламской концепции о его совещательной роли, является активным

,законодательным органом), местного самоуправления; действует кон­ституционный контроль; права человека, провозглашенные в конститу­ции, соответствуют международным стандартам, хотя на практике на­блюдается определенный отход от этих позиций, особенно это касается положения женщины. В конституции говорится о том, что «государство подчинено праву» (ст. 65), что верховенство права — основа управления государством. Конституция дает простор капиталистическому развитию страны, и хотя в ней есть некоторые ограничительные положения, «соци­алистические» нормы не препятствуют развитию частной собственности и предпринимательской деятельности.

В соответствии с конституцией Египет — простое унитарное государ­ство, состоящее из административно-территориальных единиц; каких-либо автономных образований в нем нет. По форме правления это прези­дентская республика в ее несколько смягченном варианте, так как она имеет отдельные слабо выраженные черты парламентарной формы (это относится прежде всего к рассматриваемой ниже ответственности пра­вительства и министров). В Египте существует либеральный (полудемо­кратический) государственный режим. Провозглашена и существует свобода прессы, партийной, политической деятельности, но в рамках принципов египетского общества.

Наши рекомендации