Политическая социализация. Процесс

Динамичная смена событий и явлений в политике, их скоротечность, известная подвижность соответствующих этому эталонов, ценностей и социальных регуляторов поведения оказывают существенное влияние на социализацию человека и его различные возрастные периоды, устраняют ее косность и консерватизм, придают ей гибкость и динамизм.

В самом процессе политической социализации необходимо различать и соответственно выделять его активную фазу и стабилизирующе-корректирующие периоды. Активная фаза социализации длится не всю жизнь, а период, необходимый для устойчивой интериоризации комплекса коренных, основных для данного социального строя норм, ценностей, ролей и выработки устойчивой системы социальных ориентации, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как активного субъекта политических отношений.

В ней можно выделить подпериоды: первичная, промежуточная, устойчивая и целостная социализация. Стабилизирующе-корректирующие периоды охватывают отрезки времени, необходимые для внесения известных коррективов в сложившуюся систему взглядов, представлений и установок личности в соответствии с меняющейся международной или внутриполитической обстановкой и перс­пективами дальнейшего развития политических отношений в том или ином направлении.

На всех стадиях политической социализации личности общество оказывает на нее непосредственное воздействие. Последнее осуществляется в рамках институтов социализации с помощью передачи каждой политически становящейся личности некоторой системы норм и ценностей.

Институты политической социализации: семья, дошкольные учреждения, школы, ПТУ, техникумы, вузы, различные общественные объединения и организации, трудовой коллектив, само государство через его организации и учреждения власти и управления, формальные и неформальные возрастные группы, средства массовой коммуникации. Институты политической социализации действуют с разной степенью интенсивности на различных этапах и подэтапах социально-политического развития личности. Каждый институт решает определенные задачи, что позволяет достичь общего результата - сформировать зрелого, политически грамотного гражданина современного общества.

Центральным институтом ранней стадии политической социализации индивида была и остается семья. Родители, как, впрочем, и осталь­ные члены семьи, принадлежат к определенной социальной группе, прослойке общества, отражают их интересы, потребности, политические ценности и ориентации.

Не менее важная роль на ранней стадии политической социализации отведена и таким специализированным учреждениям общественного воспитания, как детские дошкольные учреждения - именно здесь оказывается существенное влияние на формирование первичных социально-политических ценностных ориентации, осознание таких понятий, как “добро” и “зло”, “родина”, “страна”, “народ”, зарождение таких эмоциональных гражданских чувств, как любовь к своей отчизне, преданность ей. Именно здесь ребенок получает элементарные первичные политические знания, усваивает известные нормы общения, поведения, формирует зачатки прообразов будущих социальных ролей.

Политическая социализация по своему содержанию представляет собой своеобразное введение человека в социально-политическую среду, приобщение его к системе функционирующих политических ориентации, традиций, навыков, передачу и усвоение им существующих политических отношений, процессов, явлений, включение в систему политических связей посредством развития его социальной, и прежде всего общественно-политической, активности, иначе говоря, включение индивида в систему социально-политических отношений посредством наделения его свойствами, необходимыми для нормального функционирования присущих данному социальному строю общественных отношений.

Человек в процессе его социализации в сфере политики не просто усваивает характер существующих в данном обществе общественных отношений, накопленный опыт политической жизни, его особенности, существующие нормы, ценности и традиции, политические образы и роли, но и преобразовывает их в свои собственные ориентации и установки, в результате чего формируется социально-политическая зрелость и способность эффективно участвовать в жизни социальных групп и общества. Усвоенные политические нормы и ценности и сформированные у человека установки к осуществлению определенных социально-политических ролей, выработанные стереотипы и привычные реакции порождают у него более или менее стабильные модели возможного поведения в сфере политики. Характерная черта этого процесса не пассивное восприятие, а активное применение полученного, его преобразование, т.е. своеобразная отдача в виде развития существующих политических отношений, переход их на новую ступень. Таким образом, если общество в процессе социализации в сфере политики “творит” человека как гражданина, то социализируемый индивид, творчески влияя на развитие существующих политических структур и отношений, обновляет само общество.

Социализация в сфере политики существенно влияет на формирование и развитие личности. Она охватывает весь процесс становления человека как субъекта политических отношений и политической дея­тельности. Ее промежуточным и конечным результатом является формирование у личности определенного состояния политической культуры как качественной характеристики творческой адаптированности личности к существующим политическим отношениям и социально-политической активности. Причем процесс социализации во всех ее направлениях и видах оказывает непосредственное влияние на политическую культуру как самого человека, так и общества в целом, характеризуя в нем качественный уровень политических отношений и существующих институтов власти и управления.

Политическую социализацию следует рассматривать как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, передачу индивиду политической информации, знаний, его приобщение к существующим политическим ценностям и ориентирам, усвоение им социального опыта, норм и ролей, навыков и умений посредством вхождения в систему сформированных общественных отношений, с другой стороны, процесс не просто воспроизводства, но и дальнейшего развития индивидом существующей системы общественных отношений за счет его активной деятельности в процессе включения в социально-политическую среду.

В социологическом плане задачи, решаемые обществом в процессе политической социализации личности, могут быть выражены в виде: формирования способностей и свойств индивидов, необходимых для выполнения ими общественных функций; включения индивида в систему общественно-политической самореализации личности; замещения индивидами социальных ролей (позиций) в системе социаль­но-политических отношений; развития и обогащения существующих общественных, и прежде всего политических отношений.

Итог политической социализации - формирование политической культуры личности. Ее можно было бы определить как показатель, отражающий качественное своеобразие и уровень политической информированности, компетентности, убежденности и социально-политической активности трудящихся, выражающийся в деятельности, направленной на реализацию социально-политических отношений в рам­ках существующей политической системы. Политическая культура вносится в массы государством и партиями, общественными организациями, средствами массовой информации и т.д. Однако ключевая роль в ее воспитании принадлежит государству. Оно организует массовое обучение граждан политическим знаниям и навыкам управления обществом, государством, разрабатывает и совершенствует идейное ядро политической культуры всего общества.

Наши рекомендации