Типологии партий.Различны от типологии критерии оценки.
Дюверже. 1)по хар-ру членства в партии: кадровые (объединение авториеттных и влиятельных людей с целью подготовки выборов; как правило не имеют посотянного сленства, не требуют взносов, действуют преимущественно в предвыборный период, руководство такими партиями - у тех, тко имеет должности в правит-ве или парламенте, соответствуют цензорным выборам когда массы лишены полит прав. Отсутствие регулярного взимания взносов и регистрации членов. В 20м веке кадровые начинают имитировать массовые, как в консервативой партии великобритании - массовое членство. Главная задача такой партии - победа на выборах. Выполняют роль посредника между большим кол-вом различных групп, "крыша" для прохождения в парламент. обходит стороной спорные сложны вопросы идеологические и пр,) и массовые (многочисленный состав, жетская орг-ция, платят членские взносы, члены партии постоянно поддерживают связь между собой, партия выполняет воспитательную роль по отношению к массам, рук-во осуществляет парт бюрократы, центр власти - в самой партии, а не в правит-ве; четкая формулировка целей и принципов в своей программе и мажоритарный взгляд на общество - ориентация на большинство и его завоевание и проведение своей программы в жизнь). Рационально-эффектиная партия - массовая
полумассовые партии - сочетают те и другие признаки. как правило, массовость имеется в смысле кол-ва членов, их много, но нет той структуры, которая характеризет настоящие массовые партии. Это партии США по Дюверже. предложил первую типологию и вторую типологию по хар-ру первичных организаций. Партии на основе
-комитетов. рыхлые кадровые партии без первичной орг-ции членов.
-секций. разветвленная сеть местных орг-ций, централизация и дисциплина. Социал-демократы как пример. массовые. секции стремятся увеличить свой сстав, широко открыты для членства, территориальная база более ограничена чем у избиркома. действуют на постоянной основе и между выборами. идея полит воспитания масс. секционная структура - изобретение социалистов, заимствована рядом консерват и центр партий. существовала и в фашистких партиях, наряду с ячейками и милициями
-ячеек. коммунистические партии. имеют жесткую структуру, или имели. ячейки по производственному или террит-произв принципу (прямо на месте). фракции запрещены. массовые. личественно ячейки меньше секций, обеспечивают стабильное функционирование партий. ячейка не стала объектом подражания для других партий. профсоюзы возмущались ячейками, сталкиваясь с конкуренцией.
-милиций. партии с военизированной структурой, принцип единоначалия, характерные для фашистских партий. террористические орг-ции, штурмовые отряды, партии в гос-вах во состянии гражд войны. униформы, сборы, тренировки,
Лекция (11). 18 апреля 2012
В после военный период различия сглаживаются. Кадровые партии стараются создать местные органы, для закоса под массовые. Меньше активность партии. Относительный упадок местных организаций.
Партийные системы
– совокупность всех значительных партий и их взаимодействие, т.е. те которые имеют реальный шанс войти в парламент. Известная классификация по кол-ву партий: 1. т.н. аппартийная, не партийная система – режимы в которых есть запрет на деятельность партий (тради.режимы, монархические и в ситуации военных диктатур) – Салазар в Португалии, 2. однопартийная система – авторитарные режимы или в режимах тоталитарной дем, возникают не только рев. путем (СССР), сущ. в странах третьего мира, где общество слабо структурировано. Деление на революционные и исключающие (страны третьего мира, когда исключается какой-то этнический или конфессиональный сегмент – Ирак при Хусейне (сунниты, партия Бааз, а шииты были исключены из активной полит. жизни)). 3. Двухпартийная – только 2 партии имеют реальные шансы прийти к власти (США, Вб, Мальта, Новая Зеландия и несколько карликовых гос-в), могут существовать другие партии, но борьба идет между 2 основными, эта система рассматривается как высшая, сбалансированная форма дем, но редко встречающаяся в мире. 4. Многопартийная – в большинстве стран либ.дем, когда больше 2х партий имеют шансы на прохождение в парламент, т.е. ведут полит борьбу. В России существует многопартийная система, в начале 2000-х начала эволюционировать в систему с доминирующей партией – несколько партий, но только одна имеет большинство голосов, это доминантная, доминирующая партия. Это была самая простая классификация.
Классификация Джовани Сартари: 1. Система с действительно одной партией (СССР, Германия при Гитлере, Италия при Муссолини). 2. Система с партией гегемоном – существует одна сильная партия, но есть и другие, но не оказывающие существенное влияние (Китай, Восточная Европа при соц-ме); 3. Система с доминирующей партией – несколько партий имеют шанс пройти в парламент, но не имеют шанса сформировать правительство (Япония, Индия, Швеция, Италия после ВМВ); 4. Двухпартийная система – существует двухсполовинная система, когда третья партия имеет коалиционный потенциал (Канада, Австрия). 5. Система ограниченного плюрализма – современные евр.страны, борьбу ведут 3-5 партий, идеологические различия не столь велики, антисистемыне партия и двухсторонняя оппозиция отсутствует. 6. Система крайнего плюрализма – наличие антисистемных партий, резкое идеологическое размежевания, оппозиция с 2х сторон. 7. Атомизированная система (в теории), когда более 5 партий имеют сильное влияние, но по Сартари гос-во распадается.
На развитие партийных систем оказали влияние 4 фактора:
1. становление нац. гос.
2. секуляризация
3. промышленная революция в 2х компонентах – город против села и собственники против рабочих. Противостояние города и села: рождается из противоположности интересов буржуазии и трад.с\х аристократии. Так возникли консерваторы и либералы в Вб. В Скандинавии сильны крестьянские партии, которые выступают против чуждой городской культуры. Собственники против рабочих возникают буржуазные и соц-дем ком. партии.
4. нац. революция и формирование нац.гос. – центр против периферии, гос-во против церкви. Региональный характер в Вб. Квебекская партия в Канаде. Испания имеет каталонские, баские партии. Но наличие региональных партий характерна для стран третьего мира. Гос-во против церкви: церковь исторически во многих странах была препятствие централизации и секуляризации, конфликт тем, где позиции церкви сильны, возникают религиозные партии.
Опасен конфликт центра и периферии, опасный для целостности госв-ва, переход к однопартийным системах в третьем мире из-за боязни развала.
Новые тенденции развития партия. Размываются идеологический контур и соц. база. Ориентация на концепцию народной партии – соц-дем, христианские партии. Растет прагматизм и стремление хватать. Привычный электорат размывается. Раньше принадлежность к партии говорила об электорате, сейчас смешение, труднее предугадывать. Всплески крайне правых настроений и подъем соответствующих партий. Неофаш. в правительствах Италии, Франции. С 70-х усиливается конфликт центра и периферии. Ослаблении приверженности избирателей трад. партией, голосование за независимых кандидатов или принципиально новые партии. Исследователи связывают эти перемены с изменением системы ценностей, с переходом к постматериальным ценностям (самореализация, расширение свободы, обращение к нац. ценностям). Влияют избирательные системы. Существует 2 основные разновидности: 1. мажоритарная (депутатские места получает только партия получившая большинство голосов, принцип победитель получает все, выигрывают крупные партии. 2 разновидности: система абсолютного большинства (выиграл тот, кто набрал более 50% голосов) и относительное большинства (просто больше чемд). Вб, США и большинство бывших англ. доминионов) и 2. пропорциональная (мандаты распределяются между партиями в соответствии полученных голосов). В России до 2007г. действовала смешанная система, пропорциональная система. Дювирже выделил зависимость между избирательной системой и кол-вом партий: мажоритарная система относительного большинства ведут к двухпартийности, достаточной одного тура; абсолютное большинство как правило требует голосование в 2 тура, как и пропорциональная, которые обе ведут к многопартийности.
Характерные черты формирования партийной системы в до революционной России. Партии возникали с запада на восток. Большое кол-во партий возникало на периферии. 56 общерос, 223 нац. Типа это показывает инертность русских. Возникновение слева направо, от левых до правых партий. Огромная роль интеллигенции в формировании всех партий. Рос.партии не были непосредственно связаны с классовой структурой. Кадеты не были реально по членству связаны с буржуазией. В ПСР удельный вес рабочих превышал удельный вес крестьянства. На Путиловском заводе 700 чел. состояло в СРН. Морозов, Конавалов давали деньги РСДРП, которая мечтала их свергнуть. Целые анклавы ДВ и Сибири имели отдельные парт. точки, причем только левые. В зоне проживания этических русских правых партий не была, они были сильны в черте оседлости. Удельный вес членов все партий к кол-ву населения составлял 1,2%, т.е. маленький процент от числа населения.
Современные полит. идеологии
Что такое идеология и какие существуют в современном мире? Понятие идеология наиболее употребимте, часто используется в пропагандистках целях. Употребляют и в позитивном (и. – та или иная система идей, способных интегрировать общество, так интегрирующий фактор, объединение части общества и его всего) и негативная (говорят, когда хотят подчеркнуть, что не верят противнику). Вообще понятие идеологии занимает существенное место в полит.науке, хотя не все пособия отражают данный вопрос. Есть разны определения. И. – некая доктрина, система идей, служащая для постановки и реализации полит. целей, обосновывающая претензии группы на власть. Более мягко –совокупность идей, характерных для данной соц. группы. И –система смыслов, знаков и ценностей в жизни. Сохраняется марксистское определение и. как ложного сознания, которое обосновывает угнетение, и. это искаженная коммуникация.
Считается, что первым это понятие использовал Антуан Дестюд Де Торос (ВФР). Идеология как наука об идеях, считал, что можно создать науку о взглядах, об закономерностях их развития. «Доклад проект идеологии» - введено понятие. «Элементы идеологии». Стремление разработать систематизацию идей великих людей. Против цезаризма Наполеона, который презрительно отнесся к их идеям. 1803г.течение запрещено Наполеоном, негативные ассоциации закрепились и распространились.
Середина – 2\2 19в. МиЭ. «Немецкая идеология». И. троякое описание: 1. и. идеалистическая концепция, согласно которой мир представляет собой воплощение идей или мысли. 2. и. это тип мыслительного процесса, когда идеологи не сознают связи своих собственных интересов с мат. интересами определенных классов, воспроизводят иллюзии самостоятельности. 3. и. метод подхода к действительности, состоящий в конструировании некого мнимого образа действительности, искаженного, который выдается за реальность. Для М. и. представляет собой ложное сознание, т.е. извращенное представление о действительности. Носитель ложного сознания – эксплуататорские классы, их представители занимаются выдвижение людей оправдывающий существующий порядок. Важный пункт марксизма в соц. обусловленности идей. И. это особый тип мышления, когда люди не сознают, что их идея обоснованы классовыми интересами. Идеологи рисуют ложную иллюзорную картину действительности, которая предстает в иллюзорном виде. Мат. мир определяет сознание, но была и идеалистическая философия (Гегель, абсолютный дух определяет бытие). Марксисткой поход – идеологические формы сознания отомрут вместе с исчезновением классов. тапа пролетариат единственный субъект с истинным сознанием, т.к. он несет освободительную роль. Для М. это теория не идеология, а наука.
Ленине в и. пересмотрел М. Пролетарское сознание – это пролетарская идеология. Любая и. партийные. Научный соц. марксизм, якобы не искажает действительность. Большое значение идеологическому уровню кл.борьбы. И. важна мобилизующей силой на конкретные действия. В СССР господствовала ленинская трактовка.
Середина 20в. Карл Мангейм «Идеология и утопия». И. как соц. значимая система идей, которую отстаивает определенный слой в своих интересов. Мышление всех партйи идеологично. Соц. положение и взгляды связанны. С соц. т.з. нужно распространять понятие и. и на марксизм. Любое полит. и историческое мышление обусловлено корысными интересами, восприятие истории зависит от мета в соц. структуре. Взгляды обусловлены соц. положением. Различение идеологии и утопии. Гл. отличие состоит в выполняемых ими ф-ции: и. совокупность идей обосновывающих сущ. порядок в обществе, утопия – это идей, которые служат оправданием свержения данного общественного строя. В современной политологии не прижилось, утопия при победе соц. сил превращается в и., различение считаеся нецелесообразным, прижилось только определении и.
Современная трактовка и. – система взглядов, в которой все компоненты взаимосвязаны, все лишнее отметается, обосновывает претензии соц. групп на ПУ и власть, предлагает и разъясняет картину мира и те ценности, с которыми связаны полит. действия и обеспечивает средства, которые воплощают. их. И. взаимосвязана с соц. интересами. одна и. способна обслуживать интересы разных соц. слоев. Но интересы одной соц. группы могут быть зафиксированы в разных и. И. органически связана с политикой, в которой воплощаются провозглашаемые и. принципы. И. вкл. фило истории, т.е. объяснение хода истории, видение нынешнего положения, оценки направления будущего развития, это комплекс предписаний, как должно осуществляться развитие, имеет эмоциональное и рациональное содержание, воздействует на чувства людей, поощеряет усиление их активности, содержит призывы к действию, имеет большое мобилизующее значение, которое связано с теорий и эмоциями. И. влиятельная форма полит.сознания, инструмент духовного доминирования групп. Система взглядов, определяющих отношение к действительности, определяет направление и характер развития, приводит оценки прошлого и настоящего, формируется целостное представление о мире. Политика как арена столкновения различных идей и направлений, носителями которых выступают партии, для которых и важна. И. позволяет идейно интегрироваться, большое внимание выработки программ, постановки целй и задач на каждом этапе развития.
И. вкл. – структуры: 1. мировоззренческие положения, связь с мировоззренческой культурой эпохи, 2. программные установки. 3. стратегия реализации программных установок, вкл. пропагандистские лозунги и конкретные шаги по реализации программы.
Основные течения современности – либерализм, консерватизм и социализм.
Либерализм. Понятие л. вошло в евр.лексикон в начале 19в. Первоначально использовалось в Испании, где в 1812г. либералами называли группу делегатов в Кортесы. Затем это понятие вошло в др. евр. языки. У истоков мировоззрения были Локк, Монтескье, Кант, Смит, Мэдисон, Джэффирсон, Бентам, Миль, Торквиль и др. В формирования мировоззрения внесли представители просвещения, нем. классической фило, полит экономии. Использование термина па практике Англ.револ, в войну за независимость США, ВФР. Декларация независимости США и декларации прав и свобод гражданина… (ВРФ). В России Струве, Чичерин, Милюков, Грановский в конце 19в. – начале 20в. употребляли этот термин: за сохранение сольного гос-ва. обосновывали единство власти при формальном разделении властей. Принципы л.: идеи самоценности индивида и его ответственности за свои действия, идея ч\с как условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка, конкуренции, формального равенства возможностей, идеи правового госв-а и равенства всех граждан перед законом, терпимость по отношению меньшинств, гарантия основных прав и свобод личности. 2 традиции: 1. англо-саксонская (свобода торговли)и 2. контенентально-европейская (акцен на нац. консолидации, отказ от форм авторитаризма во всех сферах). Разная окраска л. в разных странах.
Положения классического л. Идеал – это индивидуальная свобода, которая понимается в негативном смысле, как свободы от ограничений. Свобода от полит., церковного контроля. Именно собственно обеспечивает возможность индивидуальной свободы, из которой выводиться полит. и гражданская свобода. Гл. свобода, а не дем. Гос-во поминается как ночной сторож, занятый вопросами безопасностями, оно минимально, приоритет ГО, гос-во как необходимое зло, оно производно от общество, обосновывается минимальное гос-во, его не вмешательство в эк жизнь. Прогрессисткой дух, вера в прогресс и возможности чел. разума. Равенство от рождения, все люди рождены равными и свободными, все имеют право уважения со стороны гос-ва. Милитократия как власть самых способных, власть имеют те, кто заслужил это своими способностями. Плюрализм во всех сферах. Различия классов, слоев, групп интересов, различие культур, конфессий, многообразие партий, объединений. Терпимость, уважение прав меньшинства. Некоторые л. мыслители выдвигали мысль о том, что гос-во должно оказывать помощь бедным. Различение л. и дем, которая обосновывает участие большинства. Л. обоснование индивидуальных прав и свобод, чужд радикализм и рев. миросозерцание.
Формирование нового л. Не путая с неолиб. 19-20вв. стало ясно, что стихийная борьба интересво не приводит к соц. гармонии, идет централизация пр-ва, монополии, обостряются соц. противоречия, нарастает соц. движение, рождается новый л. = социальный л. Грин и Хобхаус (Англия), Кроче (Италия), Дьюи (США), Суть: под влияние и опыта, и марксистских идей признается позитивная роль гос-ва в эк. и соц жизни. Заимствуется идеи соц. справедливости и солидарности. Зачат выхода гос-ва за пределы минимального гос-ва.
Лекция (12). 25 апреля 2012
Формирование нового либерализма.Классический либ. выступал за свободную игру сил, на плюрализм и терпимость, идеал индивидуальная свобода, не заботила проблема соц. равенства. Но на рубеже 19 – 20 вв. обострились общественные противоречия, и возникло новое течение соц. либерализма – Грин, Хобхауз, Дьюи. Признана позитивная роль гос-ва в соц. и общественной жизни, заимствованы идеи соц.справделивости. Соц. политика еще слаба. Водоразделом утвердившим новый либ. стал эк. кризис 30-х гг. 20 в. – великая депрессия. Гл. место заняло кейнсианство – Джон Кейнс. Говорит о необходимости гос. регулирования эк и соц. сфер, это отличие от кл.либ. Кейнсианство воплотилось в новом курсе Рузвельта, затем распространилось и в др. западных странах, стало основой построения гос. благосостояния. Джон Кларк Младший – либерал тот, кто верит в возможности сил правительства в продвижении соц. справедливости. Кл.либ. отвергли новый вариант и для того, чтобы отмежеваться от нового либ стали применять либертализм или кл. либ. – Фон Хаек, назвал новый либ – дорогой к рабству. Принципы нового либ. разделяли соц-дем партии, который выступили на спецу во 2\2 19в. и стали гл. агентом проведения соц. реформ. Соц-дем интегрировала в себя положения нового либ, которые оказались между консерваторами и демократами.
До 70-х 20в. доминирует новый либ, но 70-80-е гг. происходит пересмотр постулатов нового либ, возрождаются идеалы кл.либ с его негативным пониманием свободы, с минимальным гос-вом и свободой рынка – это неолиберализм. Мильтон Фридмен. Полигон для обкатки этих принципов стали Чили при Пиночете, легли в основу политики неоконсерваторов Тетчер и Рейгана. Проведение массовой приватизации, сокращении соц. программ и ослаблении профсоюзов. Консерватизм заимствовал положения от кл. либ. Возродившиеся идеи свободного рынка легли в основу деятельность мировых организаций в эпоху глобализации. Неолибирализм оказал существенное влияние на переосмысление идей нового либ, но отказа от из идей, полного, не произошло. Гос продолжает участвовать в эк. и соц. сферах. Часть приверженцев либ. сохранили свои убеждения как на сильного гос-во, так и за свободу рынка. Введение гос. регулирования способствовало слягчению кризисов и их последствий. Социальный дарвинизм – это отказ от соц. поддержки, выживает сильнейший, эту т.з. западные страны принять не могут.
Проблема соотношения свободы и равенства, вопрос о справедливости общественно-эк системы, либ. стремиться доказать, что справедливость нельзя поставить в зависимость от … Неправомерно смешивать фундаментальные и соц. права (на труд, на отдых, на соц. обеспечение в старости, на образование и здравоохранение). Предпочтение формальному равенству возможностей перед соц. равенством – это проблема либ. Роулз «Теория справедливости»: соц и эк неравенство должно регулировать так, чтобы было направлено к наивысшей выгоде наименее преуспевающих и чтобы институты и положение в обществе были открыты для всех при условии соблюдения равенства возможностей, но первое место как и у др. либ, занимает принцип свободы – все люди обладают равными правами…, принцип свободы выше принципов справедливости, благополучие не может быть обретено за счет свободы. Индивидуальная свободы – краеугольный камень либ. мировоззрения.
Консерватизм. Идеология противоположна либ, история давняя начинается с ВФР, которая бросили вызов старому порядку. 2течения: 1. континентальное, евр. реакционное и автократическое. Де местр и Де Бональд. 2. англо-американское течение, более умеренное, основатель Эдмонд Беркт. 1790г. «Размышление о рев. во Франции» - начало консерватизма. 1815г. Шатобриан основал ж. «Консерватор» - это появление термина. Леонтьев, Данилевский, Ильин. Предложили свой взгляд на общество как на органическую и целостную систему, власть и общество объяснено волей божьей и рассматривал власть как живое существо, призванное сохранить общество. Человек существует для общества, общество существует само для себя, это противоречат Руссо и Канту. Черты кл.консерватизма: 1. превозношение традиций и всего традиционного, того что следует сохранить в условиях перемен, уже существующим институтам нужно отдать предпочтение перед теоретической схемой. 2. консерваторы прямо признают иерархическую структуру общества, отдельные его части обеспечивают жизнеспособность общества. Существует врожденное неравенство людей, возвышение естественной аристократии. 3. Общество как продукт органического развития, которому противостоят любые перемены. Чел. не должен стремиться переустроить общество. Переустройство это насилие над естественными законами его развития. Полит. принципы нужно приспосабливать к обычаям, традициям, формам общественных институтов. Греховность чел. природы, ограниченные возможности чел. разума, отвергает идеи индивидуальной свободы, прав человека, общественного договора, веру в прогресс. Идея о несовершенстве чел. природы. К. как искусство полит компромисса, обеспечение умеренности. К. это не идеология, как либ и соц, которые представляют новую модель, ее конструируют. К. отражает ценности тех классов, положению, которых угрожали тенденции общественного развития. К. большая роль здравого смысла и традиционализм масс и религиозный компонент. К. мог и может апеллировать не только к имущим слоям. Апелляция к традиционным ценностям масс. 700 чел. на Путиловском заводе было членами СНР. 70-80-е гг. кризис левых идеологий, их моделей общественного развития, в этих условиях к. заполнил вакуум, возникший из-за отсутствия идеи и концепция на левом плане. Изменения отношения к к. Успех Рейгана и Тетчер. В большинстве нац вариантах выделяют неок. = неоконы, новые правые и традиционалистские или патерналистских к. Радикалистское течение к. – рейганизм в США и тетчиризм, установки которых были заимствованы неправыми.
Либертализм. Робир Нозик «Анархия гос. и утопия», Фон Хаек. Низик 2 угрозы над обществом – анархия и гос-во, которое берет на себя ф-ции перераспределения нац. дохода, с т.з. Нозика, гос-во не должно выходить за пределы минимального в соц-эк сфере. Типа соц. помощь разрущает ч-во опоры на себя и развивает изживенчество.
Взаимопересечение л. и к., которые некогда были полярными идеологиями. Большинство к. выступают за сохранение гос. благосостояния. Ставят вопрос о развитии консервативного гос-ва благосостояния. К. отличается от л., соц, фаш, он против всякой ценностной системы взглядов, против теорий, не конструирует теоретические схемы. 70-80-е гг. задача идеологического перевооружения к. за выработку идеологии. которая помогла бы вести работу в массах. К. принимает тот облик, который должен отличить его от врага. Консервативный ренессанс это то, что к. выступили инициаторами перемен. Неок. проявили прагматизм и умение приспосабливаться к сложившимся условиям, меры на удовлетворение потребностей масс, гл. на выборах обещание перемен, консервативного обновления, к. превратились из противников в сторонников НТР, при этом часть л. стали вытупать против НТР.
Черты: 1. консерваторы отстаивают либ. принципы в эк. 2. сохраняют социокультурный и религиозный традиционализм – защита семьи законности, дисциплинах, патриотизма, церкви. 3. тезис о том, что каждый народ имеет свои лгику развития, собственную историю, определяющую характер развития, нет общих принципов и универсалий, за которым присутствие этноцентризм – навязывание своих ценностей и понятий. Упор на традиции, историю каждого народа.
Неок. распространении в США. В Европе же распространении традиционалистский к., который подчеркивает права коллектива: приоритет интересов нации и величия гос-ва (гализм во Франции), защищает идеи сильного гос-ва, делает упор на традицию тесно связанную с религией, поддерживается католицизм и протестантизм в трад. видах, общество как духовная корпорация, гл. сохранение преемственности и традиции, изменения не должны навязываться, они должны создаваться.
Социализм. Соц идеи существовали давно. Первые уже в утопии Томаса Мора, но возникновение соц как целостной системы связывается в 18-19вв. Соц в этом смысле рассматривается как реакция на развитие индустриального кап. Идеологи соц старались выражать интересы мелких ремесленников, затем интересы раб.класса. Сен Симон, Фурье и Оуэн. МиЭ и их продолжателями. Идеал общественно собственности противопоставляемой частной. Классовый подход к обществу. Гл. защита не имущих слоев в ходе классовой борьбы. Идеал социальное равенство как основная ценность и принцип эгалитарного общество. Говорят не о равенстве возможностей, а о равенстве результатов, упор на общество и общественные потребности взамен индивидуализму. МиЭ внесли особый вклад: 1. кап. общество в силу столкновения противоречивых интересов создает гос-во, которое явл. продуктов классовых противоречий и выражает интересы эк. господствующего кл., подчиняет себя интересам буржуазии, гос-во машина подавления подчиненного класса. 2. Дем республика с системой всеобщего избирательного права остается орудием буржуазного господства, т.к. осуществляет власть косвенным путем. 3. Пролетариат возрастая в численно отношении совершит революция, которая лишит буржуазию полит власти, также как б. лишила власть землевладельцев. 4. выполнив свою роль гос-во отомрет, останется коммуна, ком. строй, где все соблюдают условия общежития без принуждений.
Большой вклад в развитие соц мысли внес Ленин. Положении о партии нового типа, ее особой авангардной роли, он должна вносить сознание в раб.класс. Членство в партии означает непременное личное участие в одной из ячеек, а не просто дать денег. Построения партии на дем.соц, т.к. без учета интереса меньшинства. Гегемона пролетариата в бурж-дем революции, теория перерастания (ПРР). Положение об империализме и возможности революции в его слабом звене. Определение и признаки империализма. развитие положения о диктатуре пролетариата, которая должна была использоваться для подавления сопротивления б, для создания нового хоз-ва и для управления большой массы людьми, направляющая и мобилизующая сила – партия. Положение о возможности своеобразия революций. Ожидание, что Россия станет детонатором мировой революции.
В соц. движении вскоре после смерти МиЭ наметилось много течения – большевизм как радикализм и социал-реформистское направление (мысль о возможности признания мирного пути к соц, парламентским путем и постепенного изживания кл. борьбы) – это ревизионизм, Эдуард Берншейн: дем. не только как средство, но и цель, форма осуществления соц. При дем. отдельные партии и стоящие за ними соц силы осознают границы влияния, это способствует компромиссу и умеренности требований. Раскол соц. движения по поводу революции, кл.борьбе и … ВОСР усилила раскол. 1918г. конференция в Берне большинство соц-дем проголосовало за ревизионизм. Каутский осудил ВОСР. «Пролетарская революция и ренегат Каутский»Л. Ком. отличал максимализм в отношениях во всем проблемам. После краха ком. мировоззрения актуальны идеи соц-дем. Понятие дем.соц., типа впервые использовал Бернард Шоу. Дем.соц использовали Берншейн. Гильфердинг. 2\2 20в. социнтер попытался идейно объединить все направления вокруг модели дем. соц. Гл. положения: 1. соц это не гос строй а процесс укоренения соц справедливости в жизнь общества, баланс инд и кол черт общества, дем соц предполагает парламентскую дем и принцип демократизации общества в целом. Плюрализм как принципа соц теории, чел высшая ценность, политика реформ, учитывающих основные идеалы. Настаивают на демократизации эк. на основе смешанной эк. За дем. системы образования. Венская программа и … отвергли классовую борьба, диктатуру пролетариата, обобществление средств пр-ва (в 50-е, + остальные соц-дем). Лейбористы и шведские соц сразу стояли на ревизионистских позициях. После ВМВ социалисты подчеркивали разные источники воззрений. Гл. место занимает идея свободы. Но трактуется она позитивно, как позитивная свобода – создание условий для свободного развития личности для участия граждан в принятии решений. Соц. дем стали инициаторами многих реформ приведших к построению гос. благосостояния. Попытка освободиться от марксистского наследия. Левый либерализм сближается с соц-дем. 70-80-е поддержка либ.дем приняв новые программы и док: полит плюрализм и принципы рыночной эк., гос. регулирование эк на основе кейнсианства, соц.помощь неимущим обеспечение макс уровня занятости. Оказавшись у власти соц-дем стали осуществлять неолиб. политику. Соц-дем современные максимально эластичны, вступают в союзы с разными партиями, их положения пересекаются с положением либ. и к. партий. Сегодня трудно проводить отличия между партиями. 4 варианта союзов и коалиций: 1. брит. – искл. каких-либо союзов. 2. скандинавский – равноценность союзов и с левыми, и с правыми, 3. среднеевр – Нидерланды, Бельгия, ФРГ, Швейцария – блок с к. и либ, исключение союза с ком. 4.южноевр – союз с любыми партиями, в т.ч. и с ком. Блок соц и ком во Франции в начале 80-х 20в. Соц.придерживаются принципа изложенного в декларации 1989г. принятого на конгрессе соц.интерна.
Есть еще 2 идеологии – фашизм и национализм.