Гос-во и гражданское общество.

Понятие гражданского общества долгое время не фигурировало как научное понятие. Для западных стран было как само собой разумеющееся. Причина - несформирвоанное гражданское общество. Понятие гражданского общества - предполагает наличие автономного гражданина с комплском прав и свобод, в то же время несущего ответственность перед обществом. Подходы к понятию гражд общества различны, если согласно первому - сумма автономных индивидов (можно говорить, что такое гражд общество существует только на западе), во втором понимании - совокупность ассоциаций, организаций не зависящих от гос-ва - в этом случае - аналоги гражданского общества сущ и в странах востока.

Само понятие ГО - известно еще в античности. Потреблялось иначе, нежели сейчас. Для античности гос-во = гражданское общество полит сообщество. Понятие неприкосновенности частной сферы - приоритет не индивиду а полису - благу гос-ва, античные мыслители имели в виду общество гос-ва как некую целостность Аристотель писал - первично по природе гос-во по сравнению с семьей и каддым из нас - целое предшествует частному

Противоположный смысл. Отдельные элементы современного гражданского общества - в период средневековья. Мировосприятие средневекового другое. Общество развивлаось в условиях слабого гос-ва и дожно было самоорганизовываться. Индивид не был автономным в СВ, вызревал в рамках групповой идентификации. Под прикрытием коллектива.

Вл-первых, Развитие капитализма - частной собственности, рыночной игры частных интересов - мысль как об обществе граждан собственников. Во-вторых - формирование идеи личности с правами и свободами, частными интересами. Выделение личности из общины - атомизация общества, + роль реформации, в протестанских учениях вера индивидуальна. Внутреннее слышание Бога в себе. Неоднократноо доктрине предопределения людей в страхе + формирование идеи первичности общества по отношению к гос-ву. договорная теория гос-ва члены общества свободные по договору создают гос-во.

Лекция 7. 21.03. Государство и гражданское общество.

Идея различия гос-ва и гр общества отчетлива в рабтах Локка, Фергюсона и др Локкк: общество предшествует гос-ву, существует по природе, а гос-во - защищает общество. Общество сохраняется со всеми законами и правилами. Ограничение прав гос-ва общественным догвоором. "Возвышение гражд общ-ва над гос-вом". Различение град общ-ва и гос-ва - мысль о переутройстве феодальных обществ, необходимость обеспечить свободы и права всех граждан - конституц правит-во с огранич полномочиями. Граж общество должно держать под контролем гос-о и оно важнее самого гос-ва, само регулир свои отношения. Таки тезисы - классич либерал теория - идея гос-ва как ночного сторожа; идея индивидуализма, свободной конкуренции и др. Это первые позиции.

Вторая позиция - 19 век Гегель. Гр общ-во - промежуточное между семьей и гос-вом. Располагается между. Единение свободных и равных граждан, ни гос-во, ни семья. Гегель отмечал, что гр общ-во - в процессе перехода к новому времени. С 17 века то есть. Составляет гр общ-во - частные лица группы корпорации ассоциации, которые прямо не зависят от гос-ва, взаимодействие которых обеспечено гражданским правом. В отличие от семьи все в таком обществе - конкурирующие индивиды. ГРО - арена столкновения частных интересов - "в ГРО каждый для себя цель, а другие - ничто". Принципиальное развитие с лиьералами: общ-во становистя гражданским только тогда когда управляется государством. Только гос-во может согласовывать частные интересы выражая общий. Гегель критиковал тезис о гос-ве созданном по договору, не считал, что гос-во некий партнер граждан. В гос-ве - идея божественности - воплощение абсолютного духа и нравственное начало. "Возвышение гос-ва над гражданским обществом".

Маркс. Термин "общество" в его теории крайне редок, ГРО относистя к материальной сфере, некий комплекс соц-эк отношений, различалось понимае ГРО как явление базисной формы сущесвтования соц-эк отношений и гос-во как полит надстройку. ГРО это форма в которой осущ соц-эк развитие. Маркс не уделял внимание добровольным ассоциям как элементам ГРО. Он указывал, что гос-во и ГРО - результаты исторического развития, истор определенные образования, появляется это различение на определенной стадии общественного развития с возникновением классов и отмиранием гос-ва при гипотетическом коммунизме (различение снимаются), считали, что возможно построить безклассовое и безгос общество, большая роль этой концепции у Антонио Грамши.

Его позиция - ГРО как область соц отношений между производственными отношениями и гос-вом.

Производственные отношения - эк сфера, гос-во - полит сфера (принудительные отношения). ГРО же - область соц отношений - область согласия - между эк и полит отношениями. Для пнимания позиция Грамши - его концепция гегемонияи кап классы - господствующий классс осущ свою гегемонию как принудит средствами так и идеологическими средствами - с помощью этого согласие на подчинение. Если речь о принудит роли гос-ва - важна и роль идеологическая, добивается общественного согласия - стабильность кап обществ обеспечив путем идеологического госопдства и манипулир рабочим классом. деологическое господство преимущ через институты гражд общетва: семья, церковь, профсоюзы, сми и др. Идеологическое манипулирование через институты гражданского общества (ГРО). Чем больше оно развито - гегмония может быть достигнута мирными средствами путем манипуляции созанния, чем емньше развито ГРО - тем чаще применяют принудит средства.

Концепция гегемонии Грамши - и до сих пор находит отражение (Кара-мурза). Особый упор на идеологию.

Сегодня ГРО. - совокупность соц групп, ассоциация организаций, меющ специфич интереы которые реализуются вне прямой деятельности гос-ва. (гос-о все равно регулирует существование ГРО через законодательный процесс), но напрямую гос-во не вмешивается (например профсоюзы, корпорации, ассоциации, итп). ГРО формир как р-т раскрепощения личности, превращения индивидов из подданных в свободных граждан, в ГРО - горизонтальные связи (не иерархические структуры, а связи между гпотетически равными партнерами). Элементы ГРО: 1)эконом сфера - негосударственныепредприятия и индивид и копоративные собственники, акционерны собственники 2)соц-полит сфера: семья, общественные и полит организации, органы самоуправления, негос СМИ - разгосударствление общественной жизни 3)дух сфера - свобода слова, независимость творческих объединений от гос структур.

Является ли ГРО порождением европ цивилизации? Две позиции: 1)ГРО - обязательно состоит из автономных и независим индивидов и организаций на основе добровольного согласия - сумма автономных индивидов. Т.о. ГРО в странах Востока нет. 2)совокупность орг и ассоц напрямую независим от гос-ва - следовательно наличие специфического ГРО в странах Востока, отлич от ГРО в зап странах - помимо ассоциаций и организаций по интересам - многочисл ассоциации в которых человек от рождения (местные клановые общинные конфессиональные отношения и организации).

Проблемы формир ГРО в странах незападного культ ареала:

1)недобровольность. попадание по рождению, а не по свободно выраженным интересам. Личность не мыслит себя оотдельно, не выделяет свои индивидуальные интересы. Западный индивидуализм глубоко чужд восточным людям. 2)групповые отношения общинного характера, но не организации свободных индивидов. малые группы часто по иерархическому принципу. 3) преобладание приходской и подданической культуры - не ощущают себя участниками полит процесса - беспрекословное подчинение. Вместо свободной конкуренции - клиентарные отношения (личнопокровительственные) - клиентелла. 4)важное занчение у автономных религиозных объединений. Основополагающие ценности противоположны западных (иерархия, долг перед общиной, обязанность перед гос-вом, консенсусные методы - достижение полного согласия - нет несогласного меньшинства, личность - интересам группы подчняется, развит корпоративизм и др).

В России - проблема формирования ГРО остра. Тут как и на Востоке - гос-во доминирующ роль в жизни общества, эффективность гос власти и управления.

Сегодня популярна теория о мобилизационном пути развития России - он обусловливался скудостью ресурсов и постоянными войнами (мало ресурса типа, важна - земля).

Если гос-во слабело - прочные струтуры могли удерживать обещственный порядок - беспомощность общества в россии. Общественные организации почти отсутствовали в стране на протяжении всей истории. Соц инициатива у бюр аппарата. Либеральные ценности лежащие в основе ГРО на Западе оставались неразвитывами в России - неприкосновенность личности, приоритет закона и др. Когда формируются зачатки ГРО в вРОссии? 1)некоторые говорят об эпохой Ал1 - салоны, клубы, не связ с придворной бюрократией. 2)преобладающая - ГРО как р-т реформ Ал2 - пореформенные период - земство, собзы предпринимателей, культ общества, с нач 20 века - полит объединения партий.

Что касается СССР?ликвид идея свободного индивида с частными интересами и все общ орг-ции не избегали контроля порт аппарата - развития ГРО не было. Но существовало большое кол-во добровольн орг-ций, опосредованно контролировались партией (лидеры подбирались партией), но можно считать что это было специфич ГРО - развита идея общественной инициативы, кооперативы (но элементы ли это ГРО??)- все сложно.

Постсоветский период- условия для формирования ГРО по зап типу - формирование идет с большим трудом - в массе преоблад индивид потребит интересы, нет инициативы самостоятельной, нет желания групповой самоорганизации - замкнутость на себе и своей семье - после нач 90-х годов. Многие орг-ции только на бумаге.

Групповое структурированное общество, осознание групп .интересов, образование ассоциаций по интересам, механизмы самоуправления, воспитание активистской культуры - все это необходимо для построения ГРО (оппозиционные митинги в России в последнее время - проявление существования гражданского общества. ГРО до сих пор не является зрелым и его существование проблематично.

В современной науке распространение понятия "массовое общество". Теория разрабатывалась в 20-60-е годы 20 века по нескольким направлениям. МО - общество в котормо есть большая степень сходства между собой большого числа индивидов, стандарты жизни. Общество не дифференциировано, индивидуальность слабо выражена, признак массового общества - рутинность и отчужденность труда, которую приносит с собой капитализм - утрачивается влияние религии - отсутствуют глубокие и общезнач нравтсвенные ценности, ослабление связей между индивидами вплоть до ослабления роли родства. Массы полит апатичны и явл объектом манипулирования со стороны бюрократии. это теория разрабатывалась, но не все подтвердилось (отсутствие индивидуальности неверно, все напротив стремятся к ней, вряд ли можно говорить и полит апатии масс. Идеи популярны,. но идея ГРО не уходит, то есть черты ГРО есть и у МО.

Типы и формы гос-в.

Классифицировать можно по-разному. Различают и типы, и формы (форма - общепринятый признак орг-ции гос власти, опред полит устройство гос-ва, тип - более широкое понятие, трактуется по-разному в завис от различных критерией). Раньше в советский период типы по формационному признаку (бюрократические деспОтии, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические гос-ва). Сегодня гос-ва делят по критерию единства или разделенности власти.

-монистические гос-ва власть едина(СССР)

-сегментарные гос-ва есть опред разделение властей, но вес властей не равен, как парвио доинирует исполнит власть (субпрезидентские республики)

-плюралистические гос-ва где власть разделена между разными центрами.

В современной политологии один из наиб распротсраненных критериев - тезис о принципиальных различиях традиционных (бесконституционные монархии; власть имеет неограниченные полномочия, нет разделения властей, слабое разделение ролей в гос аппарате) и современных (конституционные гос-ва: власть ограничена правом, разделение властей, высокая стеепнь разделния ролей и ф-ций в гос аппарате).

СССР всегда представляло проблему для классификации.

Но о типах гос-ва мы говорим редко, чаще - о формах. Форма гос-ва - организация гос власти по внешним признакам. Включает 2 компонента:

форма правления - способ формирования и утсройства верховной гос власти: монархия (пожизненное наследственное пправление одного лица; монарх неприкосновенен и не подлежит ответственности. Монархии различных видов; есть специфические формы как выборная монархия в ОАЭ; в Малайзии - совет правителей из числа султанов.

Разновидности: 1.абсолютная монархия- ничем не ограниченная власть одного лица, конституция отсутствует. Отдельные страны персидского залива. 2.дуалистическая монархия - конституция, парламент с законодательной властью, монарх глава исполнительной власти, правительство ответственно перед монархом и им же формируется, сам издает указы монарх и может распускать парламент, правоотлагательное вето на законопроекты, слабо распространена 3.парламентарная монархия. конституция или некий документ, монарх - церемониальное и символическое рук-во, фактическим управлением не занимается, правительство правит и назначается монархом по указанию парламента и ответсвтенное перед парламентом, право вето монарх не имеет или по факту не применяет; различия при такой монархии различие между монархией и республикой несущественно 4.теократическая монархия - связана с халифатом, замещение поста монарха советом семьи И так далее Концепция Ашшура - консультация правителя с авторитетными людьми, институт маджниса - право доступа любого мусульманина с жалобами, дожности только мужчинами, глава гос-ва - высшее духовное лицо - имам и взимается закят - налог от богатых. малораспространенная концепция - политическое знамя исламского фундаментализма.

до сих пор монархии - не менее шестой части мира.

республика - форма правления, при которой высшие формы гос власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональным представительным органом.

В древностями - Афины, рим, И так далее. в новое время - США первая республика. 1.президентская - президент глава гос-ва, назначает премьер-министров и отдельных министров или кабинет в целом, правительство ответствененно перед президентом, он как глава правительства, классически вариант - США. в некотоых других ПР - есть должность премьер-министра но функции главы правительства на деле выполняет президент. Он может быть смешен в результате импичмента. президент не может распустить парламентпарламент не может сместить правительство, существуют автономно - в полной мере разделение властей, президент имеет право вета - преодолевается двумя третями голосов, во многих случаях у президента законодательные полномочия президент играет решающую роль в определении полит курса. США, ЛатАмерика, Африка(суперпрезидентские республики). Достоинствопрезиденциализма: повышение легитимности власть - избирается большинством голосов;повышение ответственности власти; система сдержек и противовесов улучшает демократию. Недостатки: негибкость сроков пребывания у власти; рого мажоритарный характер; двойная легитимация как стимул конфронтации; поощрение лидеров не имеющих полит опыта. 2.полупрезидентская. Суть всех разновидностей такиих - двойная ответтвеннось правительства перед прзидентом и перед парламентом. Правительство зависимо и от парламента. Две формы полупрезидентских республик - 1).президентско-парламентская система: все признаки президентской, но правительство несет двойную ответственность. президент может сместить, парламент - вотум недоверия. Типичный пример - Веймарская республика Германии (1918-1933) особенности: реализация права вета и импичмента требовала вынесения вопроса на всенародное голосование. Сегодня элементы такой системы (Венесуэла Перу Россия) подразуемвается ответственность министров перед парламентов, смещение президентомил отставка. У России - президент представляет кандидатуру премьера на решение парламента, парламент может выносить вотум правительству. 3 раза кандидатуру премьера, если гос дума отвергает, если и в третий раз отвергает, то президент заменяет или роспуск думы. Аналогично и с вотумом недоверия - дважды вынести вотум недоверия чтобы его президент либо смещает правительство либо роспукает думы. Президентско-парламентская система имеет ряд недостатков: меньших чем чисто президентски, обостряет проблему двойной демократической легитимации (и президент и парламент в равной степени избраны народом) - это ведет к полит.кризису. Если в парламенте доминирует оппозиция президент не может назначить свое правительство - хорошо. 2)премьерско-президенская система. Смещение - прерогатива парламента. Яркий пример: Франция, есть и в Португалии, Финляндии. Резолюция порицания характерная на самом деле затруднена (1962 год Франция а так - нечасто). Для поднятия вопроса вотума недоверия - 1 десятая голосов нижней палаты. Во Франции права импичмента президенту отсутствует + он имеет право роспуска нац.собрания. Система стабильнее, чем презиентско-парламентская. Стремление к мирному сосуществованию. Широкие полномочия президента. равительство ответстенно только перед президентом.

В России все сложно. По формальным критериям - полупрезидентская. Президент участвует в формировании правительства. Закны на подпись после Думы и Совета Федерации - можно вернуть в Думу для повторного обсуждения. Для того, чтобы обойти президента - нужно собрать более 2\3 голосов обоих палат. Президент может провести референдум минуя парламент и сам издавать законодательные акты. + рос.президент возглавляет совет безопасности, руководит Внешней политикой, вооруженными сиилами и может объявить ЧП. Но право использовать силы за пределами страны вооруженны принадлежит СФ.

3.парламентская - ФРГ. провозглашается верховенство парламента. Исполнит влась - эффективное и церемониальное рук-во разделно. Президент или монарх - церемониальное руководство (грамоты, награждаения, участие в праздниках), неважно является ли парламентарная республика де-факто или парламентарная монархия по сути, церемониями заведует здесь президент. Рук-во же у премьера. Министр подбирает кабинет министров. Правительство формируется парламентом и несет перед ним полную ответственность. Если парламент выносит вотум - ищут новое правительство. Если не удается сформирвоать правителство - в этом случае роспуск парламента и новые парламентские выборы. Объем полномочий президентов небольшой. Президент чаще всего избирается парламентом или спец коллегией выборщиков. Но бывает и всеобщим голосованием (Австрия, Ирландия) - но это не меняет суть системы. Италия - президент - важная роль в условиях раздираемого противоречиями парламента. + принцип коллективной ответственности в таких странах все члены правителства привержена общей полит линии - разделяют судьбу в случае поражения. Таких республик не очень много - индия, Фрг, Италия и еще 12. По сути мало отличаются от парлам.монархий. Плюсы: состав и политика правит-ва отражают соотношение сил в парламенте, нет проблемы двойной полит легитимации и столкновений между властямя. Минусы: при отсутствии большинства в парламенте правительство может быть легко смещено (в Италии после войны - 50 раз сменялось) - нестабильность полит процесса

2)форма государственного устройства- территориальная организация (унитарное или федеративное). !Конфедерация - это союзы гос-в, которые не относится к данной проблематике.

Унитарное - единое слитное гос-во, не разделенное на более мелкие гос образования. В таком гос-ве - единая конституция, централиз судебная система, единые органы гос.власти, единое гражданство, единая система права, територия унитарного гос-ва делится на администрат-территориальные единицы (области, губернаторства, департаменты - в разных странах по-разному), такие единицы не имеют никакой полит самостоятельности - решают админ вопросы и выполняют указания центарльной власти. Пример: Царская Россия. делилась на губернии (генерал-губернаторства).

-Простые у.г. - состоят из административно-территориальных единиц. Таких стран много - Польша, Колумбия, Кения, Алжир

-сложные у.г. включают автономии. Великобритания с Шотландией и Сев.Ирландией. У Финляндии - Аландские острова. Корска у Франции. и др.

! Автономия. Учет национальных культурных и географ и др особенностей в гос.строительстве. Несколко разновидностей: 1)нац-территориальная автономия - представители одной нации или этноса на опред территории и они поучают автономию (Абхазия и Аджария - в составе ГССР). 2) Территориальная автономия - учитывают исторические особенности и своеобразие быта, жизни на определенной территории - в Испании - Андалусия, Каталония, страна Басков и др. 3)нац-культурная автономия. внетерриториальная автономия - применяется при разрозненном или смешанном проживании национальностей - каждая создает свои представит органы с консультат полномочями по поблемам культуры, языка, образования - на общегос уровне органы, развив культуру, язык и сист образования конкретных национальностей без предоставления территории. В России с 1996 года существует такая автономия.

По компетенции: 1)политические автономии. с правом издания местных законов. 2)административные. могут принимать только отдельные постановления по культурно-языковым проблемам (газеты, радиовещание на родном языке) - существуют в Китае.

-регионалистские у.г. Вся территория страны состоит из автономных образований. Италия, Испания. В целом таких гос-в большинство. Россия сегодня и в эпоху СССР не являлась таковым.

Федеративное - сложное, состоит из гос.образований обладающих полит.самостоятельностью. Единое экономическое пространство, единая денежная система, общее гражданство, конституция, федеральные органы власти и управления. Может быть и гражданство отдельных регионов (в США - каждый штат). Субъекты федерации имеют собсвтенные конституции или уставы, свои законодат и исполнит органы. В Федеративном гос-ве верховенство конституции и законов федерации. Число федераций в мире -1\9 всех гос-в, но они крупные - так что там проживает треть человечества. Контроль через федераьное законодательство, исполнит и судебная власть и фин.контроль. В случае попытки выхода или беспорядков применяются вооруженные силы. Большинство го-в не на нац-террит основе, так только в России и Бельгии (у каждой нации своя терриотрия). А атк они либо разрозненны или нация одна а гос-во федерация. если части федерации без принципиально социокультр различий - они симметричные (конгруэнтными). Если части существенно различаются, отражают расселение этнич и культ меньшинств, тоони ассиметричны (неконгруэтные федерации). Из устойчивых либеральных демократий неконгруэтна только Швейцария. Нац республики и нац районы в России - она неконгруэтна. Всякие такие желания отделиться чреваты трайболизмом. С целью борьбы с трайболизмом деление проводится так, чтобы границы нарезаны для расчлененки крупных племен или несколько соединить в одно. В бывшем СССР и Югославии существовало нац-террит деление и оба они распались, кроме нац-террит деления там была концепция и двойного суверенитета вплоть до права выхода из состава федеративного гос-ва (сувереитет у гос-в у объектов). Сегодня такая концепция отвергнута (искл. ОАЭ и РФ, где некоторые субъекты рассматриваются как самостоятельная гос-ва.) Большинство федераций на принципе автономий субъектов (рассматриваются не как суверенные гос-ва, а как гос.образования - могут иметь свои конституции, органы власти, но не обладают полным суверенитетом, не имеют права выхода из состава федерации и не явл.субъектами междунар права) и остаточного суверенитета (признается вся полнота власти за вычетом вопросов ведения центра и субъекта). Попытка южн.штатов США привела в Гражд Войне, пименение ворруж сил для сохранения страны - Швейцария 19 век, Австралия 20 век, Россия и Чечня. Есть и удачные попытки - Сингапур (1965 год вышел из Малайзии мирным путем и образовал свое гос-во) + воруженный путь Восточная Бенгалия (вышла из Пакистана и теперь там Бангладеш). 1985 и 1995 год - Квебек из Канады - референдум - не собрали достаточно голосов. Для предотвращения таких попыток - введение ЧП и прямое презид правление на территории штутов. В Индии с 1950 года - вводили такое парвление более 100 раз. В ЛатАмерике - институт интервенции. Сегодня практически не используется. В США вмешат-во в 50-80-е годы при расистких беспорядках.

Устройство федераций сильно различаются. В Мексике конституция у каждого штата, а в Индии только у 2. В Канаде- прецедент соглашения субъекта с другим гос-вом (Франция и Квебек)

Признаки: сложный х-р гос-ва, совокупная федеральная территория, двухуровневая система органов власти (центр и места), двухуровневая правовая система, разграничение компетенции между федерацией, федеральными органами и субъектами федерации.

есть несколько разновидностей федераций 1)конституционная - статус субъектов определяет только конституция. например СССР 1936-1991 гг. 2)договорная - общая конституция отсутствует, в основе - федеративный договор. СССР 1922-1924гг. 3)конституционно-договорная федерация: есть и то, и другое.

Современная Россия. Споры о ее устройстве. Либо это конституц федерация, либо конст-дог (есть иконституция, и федерат договор, вошедший в конституцию). Три вида субъектов в России: 1)суверенные республики. федерат договор разграничил эти территории субъектов Татарстан Башкортостан Якутия 2)края области Москва и СПб - территориальные субъекты 3)автономные области и округа Ямало-Ненецкий, Чукотский и др.

процесс укрупнения объектов привел к уменьшению кол-ва таких округов.

Управление. Федеральный Орган представительства всех субъектов - верхняя палата парламента. В Р. - Совет Федерации - ратификация думских законов и ряд др. полномочий. Роспуск такой палаты не предусматривается. Способы избрания представителей на партиетных началах (одинак число представителей откаждого субъекта - 2 ч. в России, в Пакистане - по 14 человек), бывает неравное представительство в завис от населения и важности - от 1 до 34 представителей от разных штатов.

Конфедерация. Некоторые не считают это формой террит. устройства. Союз суверенных гос-в - международное объединение, обад чертами общей государственности. Создаются для достижения опред целей, преимущественно международных - делегируется огранич круг полномочий центру, единая налоговая и правовая системы отсуствуют. Решение в силе псле утверждения властями всех членов конфедерации. Такой договор можно расторгнуть по желанию одной из сторон. К. в мире - США 1776-1788, Швейцария в перв.пол.19 века, Германский союз 19 века, и др.

Европейский союз - "мягкая" конфедерация. Свой парамент, совет министров, обязательные решения, общеевроп нормы.

Есть Форма ассоированных гос-в, согласовывают лишь внешнюю политику, на деле зависят от основного гос-ва, к которому привязаны. Пример: Пуэрто-Рикои фед.штаты микронезии для США. Какое-то время - Татарстан. (ох уж этот Татарстан!)

Парламенты мира.

В соотв с конц разделения властей первое место среди ведвей гос власти - у законодательной власти. Исполнительная и судебная действуют от имени закона и в его исполнение. В классических трактовках разделения властей были разногласия - у Локка приоритет зконодат. У Монтескье - равноправие.

Бюрократия, форм и неформ группы участвуют. Подлинное назначение парламента - легитимация существующих режимов. только парламент представляет общество во всем многообразии, многие атворит режимы сохраняют или создают парламенты. Кроме ф-ции легитимации режимов, они еще и органы представительства, согласования интересов, экспертной проработки законопроектов. Имеют рычаги контроля над исполнительной властью - утверждение кандидатуры министров и премьера, вотумы недоверия, импичмент, заслушивание отчета правителсьтва, депутатские запросы министра, исключит право принятия бюджета, проведение парлам расследований.

Изучение парламента: 1)исторический подход. как возник и как развивался. 2)институциональный подход - регламентации работы парл, фракционный состав, порядок работы фракций, механизм принятия законом, отношение парл с др гос институтами. 3)социологический - социокульт характеристики парламентариев, отражение соц интересов различных групп, 4)социо-психологический: псих портрет парламентария, психология масс на деятельнсоть парламента, 5)системный анализ - парламент как система взаимодействующая с внешней средой и выживающая в ней 6)теория рац выбора - фракционные всякие взаимодействия

Класификация парламентов с точки зрения отнош с исполнит властью:

1. доминирующие парламенты - редкая разновидность. Франция времен 4 республики - 40-50-е годы или современная Италия. Парламент - ведущая роль в полит жизни страны, фрмирует и жестко контролир правительство, вынося вотумы и др. Отрицательные черты: не рискуют обычно вводить из-за правительственных кризисов и преследованием узких целей. Во Франции за 12 лет 4й республики - смена 25 кабинетов, чуть ли не 2 раза в год. Это мечта Локка.

2. Автономные парламенты. Контролирует законодат процесс, но не имеет полномочий для свержения исполнит власти - правительства. Пример: конгресс США и шведский рейхсдаг. Возникновения автономного парламента через президенциализм. Автономно от президентской власти. Иногда это способствует межгрупповым полит консультациям - корпоративизму (Скандинавия).

3. ограниченно-автономные парламенты. Пример: Великобритания. Парламент не орган, который реально правит, правителсвто формир парламентским большинством и пользуется полнйо поддержкой. Правительству обеспечено большинство. И парвит-во, и премьер контролируют фракцию большинства. Палата общин и оппозиция - тут лишь критика и запросы, без существенного влияния. Правит кризис возмжет лишь в случае раскола правящей партии. Россия 90-х годов как система между органиченно-автономных и автономным парламентами благодаря расстановке полит сил и составу депутатов

4. подчиненный парламент - Франция. президент и большинство парламента принадлежат одной партии или схожим поит силам. Подчиненные парламенты в развивающихся странах и парламент 2000х годов.

5. полностью подчиненные парламенты. существуют в авториатрных режимах. з всю историю верховного совета СССР с 1936 по 1989 годы - никто не проголосовал против предложения ЦК и правит-ва. Сходные черты имели и парт.форумы, без критики, но активно выступали лоббистские группировки с защитой.

Лекция 9. 4.04

по Хантингтону только обощающие моменты (столкновение цивилизаций: что это, почему, нкаких географ подробностей).

Функции парламентов:

1)легитимация режимов - одобрение массами. народные избранники своим участием и принятием решений легитимизируют полит.режим - иллюзия народного представительства и заботы об общем благе. даже авторитарная власть нуждается в одобрении народных избранников. Большое символической значение, депутатские иммунитета (неприкосновенность личности без санкции парламента), речь депутата не может быть прервана в стенах парламента, парламент прерывает свои заседания только сам, в сенате США время выступления сенатора не ограничено). Индемнитет депутатов - право на особое вознаграждаение (выше средней заработной платы по стране), депутат не нест ответственности за решения и выступления в парламенте;

2)представительство народа в парламенте. 2 формальных подхода и несколько неформальных. Формальные: свободный (депутат как представитель всей нации и не связан наказами избирателей округа) и императивный (депутат должен отстаивать мандат своего округа и связан наказами своих избирателей, в случае невыполнения может быть отозван) мандаты.

4 основных схемы функции представительства:

1.слуги избирателей. местнический подход. депутат должен выполнять наказы своих избирателей и представлять их. распространено в США. многие ратуют за это против политиканства

2.опекуны народа. подход общего блага, выражение интересов всей нации. доминирующий в 19 веке.

3.проводники воли партии. со вт пол 19 века. снижение роли парламента на фоне парт машин и экспансии исполнит власти. после ВОВ рост и значения заинтересованных групп, лоббистской деятельности, прямой демократии через референдумы и значение лидерства. отмечалось президенциализация даже парламентских форм правления. на выборах соревнуются парт программы, а не лисности. парламентарий должен соблюдать парт дисциплину, он представляет партию. рспространено в современных полит режимах, следует учитывать общую тенденцию размывания политико-идеологических различий и смешение электората современных партий. снижение доли избирателей с устойчивой приверженностью партии.

4.зеркало общества. в западных странах парламент таковым не является, как и в россии. состав депутатов не отражает все соц слои общества и тем более их соотношение. преобладают представители высшего и среднего классов, низшие слои стратификации представлены мизерно или совсем не представлены. иная картина в советском парламенте.

3)рекрутированеи и социализация элиты. парламент как тренировочная площадка для политиков, впервые пришедших к власти, представляет возможность их социализации, усвоение систем ценностей, т.о. возможность укрощения даже наиболее радикальных депутатов. англ.социалисты радикальные прекратились в защитников традиционных устоев. Современная Россия в 90-е годы - коммунисты как системная оппозиция.

4)воздействие на исполнительную власть (экспертная проработка правительственных законопроектов, утверждение кандидатуры премьера или министров, вынесения вотума недоверия, импичмента президенту, заслушивание отчетов правительства, депутатские запросы, искл право принятия бюджета, парламентские расследования - рычаги воздействия парламента на исполнительную власть, дебаты, работа над законопроектами.)

В России: утверждение кандидатуры премьера, вынесение вотума недоверия, возбуждение процедуры импичмента президенту, заслушивание отчетов правительства, право депутатских запросов правительству, право принятия бюджета, в 2005 году - закон о парламентских расследованиях.

Сегодня тенденция снижения роли парламентов как законодательных органов. В основном - обсуждение, корректировка и одобрение правительственных законопроектов. Контролирующее значение парламентов - принципиально важно для либеральной демократии. Парламенты предотвращают концентрацию власти и являются фактором сохранения принципов либеральной демократии. Модель голосования депутатов различна, первая -

индивидуалистическая модель (депутаты голосуют независимо от своей парт принадлежности, как считают нужным) - характерно для США,

правительство против оппозиции модель. речь о строгом соблюдении парт.дисциплины (голосовать так, как считает лидер фракци) - Англия, Франция, ФРГ

коалиционная модель голосования. страны с сообщественной демократией. речь идет о заключении разных комбинаций при голосовании по разных вопросам. практикуется и в развитых демократиях. консенсус как р-т предварительных договоров. кворум (кол-во людей для начала заседания) - различен, в России - более половины. В гос-вах кворум проверяется только по требованию депутатов.

Бюрократия

Исполнительная власть. Институты исп.власти - историческое ядро любой формы правления, наиболее важный институт для осущ управления обществом. Проблема экспансии исплнительной власи - речь о расширении ее полномочий, начинает законодательствовать, т.е. разрабатывает законопроекты, которые принимает парламент, а сама - указы и постановления.

Ф-ции исполнительной власти

1)эффективное рук-во. Определение основных направлений в политике и их реализация.

2)церемон<

Наши рекомендации