Основные характеристики авторитарного политического режима.
В настоящее время большинство стран, пытающихся в экономике и технологии догнать развитые страны, представляют собой авторитарные политические режимы. Авторитаризм может стать реакцией на социальное напряжение в обществе и политическую нестабильность, которые могут быть вызваны экономическими кризисами, резкой имущественной дифференциацией населения в сочетании с проблемами бедности и голода. Правящие элиты, пытаясь сохранить общественную стабильность, делают ставку на недемократические механизмы ее обеспечения.
Другими причинами могут стать:
· обострение противоречий в этнорелигиозной сфере;
· фрагментарная политическая культура, когда население ориентируется на разные идеологии и модели развития при одновременном отсутствии единых общенациональных ценностей;
· неразвитость политических институтов, позволяющих выразить интересы различных слоев населения.
Наряду с внутренним напряжением, авторитаризм может утвердиться как ответ на внешнюю угрозу: возможность военных конфликтов, потери независимости. Одновременно авторитаризм может вырастать из политической пассивности народа, архаической политической культуры, из привычки повиновения власти. Хотя авторитаризм часто выступает реакцией на внутреннюю нестабильность общества, сам он потенциально нестабилен. Это связано с рядом причин:
· отсутствие массовой поддержки и четко выраженного источника легитимности власти;
· попытка держать общество в установленных властью рамках вызывает ответную реакцию демократической оппозиции;
· нерешенность таких социальных проблем, как голод, абсолютная бедность населения.
· углубление социального расслоения между богатыми и бедными.
Авторитаризм понимается как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти.
Основные черты авторитаризма:
1. Автократизм или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек или группа лиц.
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов , но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к репрессиям, однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы.
6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху.
Таким образом, современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима - занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. В зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима: военная диктатура; теократический; олигархический; вождистский, опирающийся на авторитет сильного лидера; смешанные, сочетающие в себе элементы разных режимов. Выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационныеформы авторитаризма. Наконец, авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций.
Гибридные режимы существуют в разных формах и получили разные названия:
"диктабланда" - режим, в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации. Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено в политическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
"демократура" - имеются элементы демократии, но отсутствует либерализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваны гарантировать победу правящей партии;
"делегативная демократия" предполагает установление сильной исполнительной власти во главе с президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения не законодательному органу, а президенту.