Понятие СМИ и роль в политической жизни общества
С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения
Роль массовой информации в политике неоспорима. Ведь она, как никакая другая система общественной деятельности, нуждается в источнике информирования, позволяющим вести диалог между властью и населением.
Выделим основные функции СМИ в политике.
1. Информационная. Это самая главная функция в любом виде деятельности. Средства массовой информации призваны освещать все политические события, изменения в законах, а также оценку и комментирование.
2. Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы. Телевидение, печать и другие виды СМИ не устают освещать деятельность или бездеятельность органов власти.
3. Формирование общественного мнения.
4. Образовательная. СМИ призваны обучать население политической грамотности.
5. Социальная. Неразрывно связана с образовательной функцией СМИ, она влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.
6. Функция артикуляции. Эта функция дает возможность публично выражать свое мнение и находить единомышленников на основе общих политических взглядов.
7. «Продажная». «Продажа» аудитории идеи и программ политических партий.
Вопрос. Политическая власть: понятие, сущность, типология и функции.
Политическая власть - это реальная способность данного социального слоя, группы или элиты проводить свою волю путем распределения властных отношений и кодификации выгодных ему правовых норм в виде законов, кодексов и конституций.
Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе: определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития; обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности; регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение; осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных цен ностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.
В основу типологии политической власти положены особенности элементов власти – субъекта, объекта и ресурсов – и способы их взаимодействия. Типология власти в зависимости от субъекта власти(у кого в руках она сосредоточена): – автократическая власть (самодержавие, абсолютная монархия – власть одного человека); – олигархическая – власть узкой группы лиц в государстве; – плутократическая – власть крупных собственников (экономически господствующего класса); – самоуправленческая – власть всех членов общества, народовластие.
Политическая социализация.
Политическая социализация есть процесс усвоения индивидом политической культуры общества, его политических ценностей, норм, традиций, моделей политического поведения. Функция политической социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность функционирования и развития политической системы на основе преемственности поколений. В современной социологии и политической психологии продуктивно занимались проблемами социализации Н.В. Андреенков, В.Т. Лисовский, Н.А. Головин, В.Н. Шубкин, Е.Б. Шестопал, В.А. Ядов.
Политическая социализация может осуществляться двумя основными путями.
· Первый — это передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ.
· Второй путь — это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни оба эти направления переплетаются.
Выделяются три важнейших этапа политической социализации.
Первый - в возрасте от 3-5 до 12-13 лет - первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей.
На втором этапе - в возрасте от 13 до 18 лет — формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты.
Третий этап — с 18 лет — 18 лет считаются рубежом, с которого начинается полноправное участие человека в политической жизни. К этому периоду происходит гражданское становление, он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. у человека складывается его мировоззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем.