Методы управления конфликтом
Организационно-структурные:
ü четкая формулировка требований;
ü соблюдение принципа единоначалия;
ü существование координационных механизмов;
ü установление общих целей;
ü система вознаграждения.
Межличностные (персональные):
ü убеждение участников конфликта (беседы, оказание психологической помощи);
ü использование позитивных и негативных санкций;
ü изменение состава участников конфликта;
ü вхождение в конфликт в качестве эксперта.
Альтернативные методы разрешения конфликтов:
ü переговоры;
ü фасилитаторство (обеспечение процесса взаимодействия конфликтующих сторон);
ü посредничество;
ü моделирование арбитража (приглашение арбитра-эксперта).
Переговоры как метод разрешения конфликта
Условия проведения переговоров:
ü существование взаимозависимости сторон;
ü отсутствие значительного различия в силе субъектов;
ü стороны реально могут принимать решения;
ü соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров напряженность - рано еще не определились позиции сторон, соперничество враждебность – рационально, агрессивность, эскалация - посредник нужен, насилие - переговоры невозможны).
Политическая культура.
1. Понятие и структура политической культуры.
Понятие политической культуры становится сегодня одним из самых популярных и актуальных не только в политической науке, но и в повседневной лексике.
политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодействия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей поведения.
Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:
Политическая культура, как и всякая иная, передается от поколения к поколению; самым главным ее выражением является политическое поведение людей. Таким образом, политическая культура в качестве своих структурных элементов включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения, а также культуру функционирования политических институтов. В политическую культуру включаются также политический опыт, стереотипы, политические мифы, идеология, политические символы, политическая социализация.
Характерные чертыполитической культуры состоят в том, что она:
1. фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
2. является продуктом естественно-исторического развития общества;
3. имеет тотальный характер: политические отношения пронизаны, пропитаны политической культурой;
4. характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.
2. Типология политической культуры, ее функции.
Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:
1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;
2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый.
3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений.
функции политической культуры
Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры. В ее рамках осуществляются
трансляционная (передающая современникам политический опыт прошлых поколений),
образовательная (включающая в себя все виды и средства политического обучения граждан),
информационная функции.
Социализаторская функция раскрывает значение политической культуры. В рамках данной функции можно обозначить идентификационную функцию, помогающую человеку осознать свою принадлежность к определенной социальной группе, выбрать средства и способы участия в защите ее интересов, и адаптационную функцию, которая характеризует способность человека приспосабливаться к изменившейся политической среде, "осваивать" соответствующие условия и средства при осуществлении своих прав и свобод.
Аксиологическая(ценностная) функция Политической культуры отражает все то, что можно считать непреходящим в мире политическом, В границах данного направления можно выделить ориентационную функцию, характеризующую стремление человека выбрать соответствующие ценности в качестве идеала и реальных средств при осуществлении своих прав и обязанностей, и мотивационную функцию, раскрывающую значение тех или иных ценностей для политического поведения личности.
Интеграционная функция отражает влияние системно-организующих характеристик, заложенных в политической культуре, на иные политические явления и общественный организм в целом..
Воспитательная функция заложена в самой природе политической культуры и отражает ее гуманистическую направленность.
Политический процесс.
1. Понятие и сущность политического процесса.
Политический процесс – это процесс функционирования политической системы, то есть 1) ее саморазвитие + 2) внешние воздействия на нее. Можно сказать и так, политический процесс – это ряд сменяющих друг друга политических событий и состояний.
Таким образом, политический процесс включает в себявсе внешнеполитические и внутриполитические происшествия, все действия и взаимодействия элементов политической системы, а также непроизвольные и самопроизвольные изменения политических состояний.
Всё происходящее с политической системой называется «процессом» именно потому, что здесь не обеспечивается полная управляемость и предсказуемость, последствия умышленных действий плохо просчитываются или не просчитываются вообще, многое стихийно (спонтанно).
В сущности, политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому, то есть, раскрывает динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояния во времени и пространстве.
Следовательно, политический процесс — это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), властных структур, посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.
Таким образом, сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.
2. Стадии развития и структура политического процесса.
Режимы и стадии политического процесса:
1) зарождение (генезис, становление);
2) стабильное функционирование (простое воспроизводство) или стагнация (застой);
3) развитие (расширенное воспроизводство, прогресс, расцвет, обострение). При этом выделяют количественное (нарастание, увеличение), качественное (улучшение, усложнение), и качественно-количественное развитие (повышение эффективности);
4) маятниковые колебания (пульсирование, круговорот) без развития, упадка и изменения сущности;
5) упадок (регресс, распад, деградация, вырождение). При этом выделяют количественный (убывание, уменьшение), качественный (ухудшение, упрощение) и качественно-количественный упадок (снижение эффективности);
6) трансформация (метаморфоза, перерождение, изменение сущности, инновация). При этом выделяют постепенные (эволюционные) и скачкообразные (революционные) трансформации;
7) угасание (отмирание, исчезновение).
Политический процесс в зависимости от целей его рассмотрения делится на следующие структурные элементы – отдельные (самостоятельные) процессы:
1) внешнеполитические и внутриполитические;
2) базовые (основные, затрагивающие основы госустройства) - периферийные (локальные, второстепенные, менее значительные), или общие - частные;
3) властные (или государственные, то есть происходящие внутри госорганов) и общественные (вне госаппарата, в том числе внутри оппозиционных партий, общественных объединений и других групп, не имеющих госвласти);
4) вертикальные (между начальством и подчиненными) и горизонтальные (не связанные с подчинением, являющиеся взаимодействиями на равных, типа «круглых столов», «консультаций» и т.п.);
5) общегосударственные - местные (муниципальные);
6) макро-, миди-, мини- и микро- процессы;
7) легальные (гласные, открытые) и латентные (утаиваемые от широкой общественности, их еще называют «нелегальными», «теневыми» и «криптократическими»);
8) цикличные (повторяемые с определенной регулярностью, ритмичностью) и уникальные (оригинальные, неповторимые);
9) стабильные - эволюционные - революционные - кризисные.
В состав (структуру) любого процесса входят:
- условия протекания;
- субъекты и объекты, участвующие в процессе, а также применяемые средства;
- организационная составляющая (методы и способы действия и взаимодействия);
- идейная, информационная и эмоциональная составляющие (идеи, сведения, мотивы, эмоции и т.п.).