Политическая демократия как форма власти.
1. Понятие демократии и ее основные черты.
Демократия — форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
1) признание народа высшим источником власти;
2) выборностью основных органов государства;
3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:
1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;
2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
4) верховенство закона;
5) разделение властей и др.
Государство не может считаться демократическим, если самоуправление не гарантировано законом; если мэров, старост и других должностных лиц назначает губернатор, губернаторов - президент, а столичная бюрократия решает, дать ли денег на решение местных проблем или направить средства в другую область.
2. Современные модели демократии.
Несмотря на многообразие определений понятия «демократия», на самом деле существует несколько конкурирующих моделей (или теорий) демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия. В конечном счете можно выделить четыре различные модели демократии:
1)классическая демократия;
2)протективная демократия;
3)демократия развития;
4)народная демократия..
Классическая модель демократии была основана на полисе (древнегреческом городе-государстве), конкретнее, на той системе власти, что получила развитие в крупнейшем и самом могущественном городе-государстве Греции – Афинах. Форма прямой демократии, существовавшая в Афинах на протяжении VI и V веков до н.э., часто понимается как единственная чистая или даже идеальная система политического участия. Демократия в Афинах была равнозначна управлению через народное собрание. Все главные решения принимались экклесией, в состав которой входили все граждане.
При своем возрождении в XVII и XVIII столетиях демократические идеи приобрели форму, которая сильно отличалась от модели классической демократи. Демократию трактовали не столько как механизм участия сообщества в политической жизни, сколько как средство, которым люди могли бы оградить себя от чрезмерного вмешательства государства в их жизнь. Отсюда и название «протективная (защитная) демократия». Здесь было все то же стремление защитить индивида от всемогущего правительства, что некогда было выражено в самом раннем из всех демократических заявлений.
Первоначальная модель демократии была более озабочена защитой прав и интересов личности, но вскоре в ней появился существенно новый акцент – на развитии человека и общества. Новые концепции, возникшие в этом русле, сегодня можно отнести к модели, называемой демократией развития. Наиболее смелый для своего времени подход в данной области выдвинул Ж.-.Ж. Руссо. Во многих отношениях идеи Руссо знаменовали собой отказ от господствующей либеральной концепции демократии. Для Руссо демократия была средством, с помощью которого люди обретают свободу или независимость в смысле «подчинения лишь тому закону, который каждый из нас приписывает самому себе». Граждане в его модели «свободны» лишь тогда, когда они самым прямым и постоянным образом участвуют в делах сообщества.
Термин «народная демократия» идет от тех ортодоксальных коммунистических режимов, что создавались по советскому образцу после Второй мировой войны. Сюда относятся различные формы демократии, порожденные марксистской традицией. Марксисты, как известно, всегда отмахивались от либеральной, или парламентской, демократии, видя в ней не более чем форму «буржуазного», «капиталистического» правления. К понятию или идеалу демократии они тем не менее обратились потому, что в них присутствует идея равенства. «Демократия» здесь означала социальное равенство, выстроенное на обобществлении собственности, что надлежало отличать от «политической» демократии – видимости, фасада равенства.