Эволюция политической мысли Беларуси.

1. Зарождение политической мысли (Е. Полоцкая, К. Туровский) и становление политических взглядов белорусских гуманистов (Ф. Скарына, Н. Гусовский).

Ефросиния Полоцкая – в мирской жизни полоцкая княжна Прадслава – вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых.

Епископ Кирилл Туровский, также причисленный церковью к лику святых, по праву считается крупнейшим мыслителем и оратором Киевской Руси. Произведения Кирилла Туровского являются гордостью и достоянием не только белорусской, но и всей восточнославянской и славянской культуры.

Е. Полоцкая и К. Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей – идеи единения восточнославянский земель, или идеи общерусского единства. Под ее влиянием развивались политические события во все последующие периоды отечественной истории. Когда русские земли объединялись, эта идея служила сохранению и укреплению обретенного славяно-русскими народами единства; когда же единство утрачивалось, она превращалась в цель и смысл их политических устремлений. Ныне поиск новой формулы своего политического единения снова становится доминирующим компонентом общественного сознания белорусского, русского и украинского народов.

Ф. Скорина - белорусский и восточнославянский первопечатник и просветитель; Н. Гусовский - европейски известный поэт-гуманист. Книги Библии, на перевод и издание которых ушла основная часть творческой энергии Ф. Скорины, стали заметным явлением не только восточнославянской, но и европейской культуры в целом. Поэма же Н. Гусовского "Песнь о зубре" - это замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени.

Особое место в творчестве Гусовского занимает идея национального патриотизма. "Песнь о зубре" написана как гимн своему отечеству, его стойкому и мужественному народу. Гражданским долгом писателя поэт считает просвещение и пробуждение национального сознания своего народа.

Ф. Скорина свои социально-политические взгляды изложил в предисловиях, послесловиях и комментариях к напечатанным им религиозным книгам. Аналитики справедливо отмечают, что Скорина явился первым мыслителем Беларуси, который поставил и рассмотрел проблему соотношения права и закона. Объясняя возникновение законов, он делил их на "неписаные" и "писаные". По его убеждению, люди сначала жили по "неписаным" или законам справедливости и взаимного уважения. "Писаные" же законы, считает Скорина, создаются людьми на основе "прироженых". Одновременно Скорина проповедует равенство всех перед законом. Он требует, чтобы суд был справедливым, ибо законы предназначены для охраны спокойствия и благосостояния общества.

2. Революционно-демократические идеи К. Калиновского.

Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864гг.)

Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовала его демократическим социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов и стремлений трудового народа, был идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал это крестьянский социализм. Он считал, что крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им земли. Эта мысль в различных вариантах многократно повторяется в идейном наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю. В политической программе Калиновского есть положение об освобождение от власти Московского царя и создании демократического государства.

Отношения между правительством и народом он уподобляет отношениям между старательным слугой (правительство) и его хозяином (народ). Русских и белорусов он считал братскими народами и всем сердцем желал, чтобы для достижения народного блага они «не проливали лишней братской крови». Восстание 1863 года рассматривалось им как составная часть общероссийской освободительной революции. Как свидетельствуют некоторые деятели восстания, Калиновский был сторонником идеи федерализма. В случае успешного выступления он должен был направить варшавскому правительству сообщение о том, что Литва и Беларусь – это самостоятельное государство. Однако прямых документальных подтверждений таким сведениям не обнаружено.

До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждению социальной справедливости

Политическая власть.

1. Политическая власть как объект политологического анализа.

Власть – одно из центральных понятий современной политической науки. Однако сам феномен власти выходит за пределы собственно политической сферы. Он встречается в самых разных областях общественной жизни – экономике, культуре, науке, образовании, семейной сфере, а также и за пределами общественной жизни – в животном мире. Самое простое общепризнанное определение власти принадлежит Максу Веберу, который видел в ней способность одного индивида проводить в определенных общественных условиях свою волю вопреки сопротивлению другого индивида. Иначе говоря, это способность субъекта А так влиять на объект В, чтобы последний сделал то, что никогда бы не стал делать по своей собственной воле.

Политическая власть, т. е. власть государственная способна концентрировать в своих руках значительные материальные ресурсы: деньги, землю и т. д. Наличие у субъекта власти подобных ресурсов может способствовать формированию у ее объекта такого мотива, как интерес. Власть, основанная на интересе, как правило, является наиболее стабильной. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному и добросовестному выполнению указаний и распоряжений субъекта власти. У последнего исчезает необходимость в постоянном контроле и применении каких-либо штрафных санкций. К аналогичным результатам (и даже большим) приводит подчинение на основе такого мотива, как убеждение, связанным с понятиями менталитет, ценностные ориентации и установки. Готовность подчиняться государственной власти в этом случае формируется под воздействием высоких идейных побуждений патриотического, религиозного или нравственного толка.

2. Легитимность и легальность политической власти.

Легальность и легитимность власти отражают разные аспекты ее положения в обществе. Легальность означает осуществление власти в рамках закона, т.е. законность власти. Это сугубо правовая категория, означающая юридическое оформление власти, закрепление в нормативно-правовых актах ее происхождения, полномочий и методов осуществления. Легальность устанавливается и гарантируется государством.

Легитимность означает авторитет власти, ее признание гражданами. Легитимная власть может восприниматься гражданами как законная даже тогда, когда она нарушает закон. Легитимность означает доверие к власти, признание справедливости ее целей и средств. В силу этого легитимная власть минимально нуждается в применении силы для реализации своих решений, поскольку граждане подчиняются ей добровольно даже тогда, когда отдельные ее решения не соответствуют их интересам. Наличие в обществе легитимной власти возможно при условии достижения обществом определенной степени согласия о том, какой она должна быть.

М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти, которую определял термином «господство»: традиционный, харизматический и рационально-легальный (бюрократический).

• Традиционное господство основывается на привычке, обычаях, традициях, убеждении, что «так было всегда». Примером традиционного типа господства являются монархии.

• Харизматическое господство опирается на веру подвластных в исключительные личностные качества властвующего субъекта. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в переломные моменты истории.

• Рационально-легальное господство основывается на вере в законность установленного порядка, а также на уважении к закону и демократическим процедурам. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя в сохранении того политического порядка, при котором данный властвующий субъект был наделен имеющимися у него полномочиями.

Легитимность власти никогда не бывает абсолютной. Тем не менее, власть можно считать легитимной, если ее признают господствующие политические силы, способные обеспечить национальное согласие по поводу существующего общественно-политического порядка.


Наши рекомендации