Отечественная общественно-политическая мысль.
История полит. учений Р. берёт начало из Др. Русских летописей, в кот. делались попытки установить историч. прошлое Руси. «Слово о законе и благодати» (XI в.) – главная идея: независимость Руси от Византии и укрепление княжеской власти.
В условиях феод. раздробленности в летописях появл. тема объединения земель и борьба с внешними врагами. («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве»).
Необходимость укрепления централизованного гос-ва, борьбы с засильем бояр.
Вместе с укреплением Р. гос-ва (при Петре I) была идея укрепления царской власти. В 18в. в Р. стали проникать идеи Европ. мыслителей.
Сторонник теории естественного права Татищев выступал против крепостничества. Обосновал необход. развития науки и просвещения. Появл. защитники класса буржуазии (Осошков) – защищая интересы купцов выступал за регламентацию деятельности, за выполнение царских указов ими, за установление цен на товары.
Критика крепостничества и абсолютистских порядковс позиции гуманизма. Особо отлич. обличение существующего экономич. и политич. строя Радищевым («Путешествие из Петербурга в Москву») – не веря в отмену крепостного права мирным путём, пришёл к выводу о необходимости Народной Революции.
Распространение либерализма (нач. 19в.) – Спиранский – распределение властей: законодат., исполнит., судебную.
Конституц. проекты Декабристов были более прогрессивными: идеи по демократизации гос. строя в Р., необходимость обеспечения ответственности правительства перед народом, введение демократ. прав и свобод, гарантии неприкосновенности личности и др.
В 19в. взгляды на пути и характер развития государств. и экономич. развития Р. нередко носили противоположный характер (Западники и Славянофилы).
Западники (Аненков, Боткин, Тургенев, Чадаев) выступали за принятие Россией Западноевропейских политических ценностей, призывали к быстрому развитию в Р. транспорта, торговли, освобождению крестьян с наделами земли за денежный выкуп. Эти преобразования должны осуществляться мирным путём.
Славянофилы (Аксаков, Киреевский) считали неприемлемыми западные принципы развития (в Р. специфическое миропонимание, традиционные обществ. устои, стиль и уклад жизни русского народа), идеализировали допетровский период, представляя его как время без деспотизма, с гармоничным взаимодействием общества и власти.
В серед. 19в. в условиях размаха крестьянского движения, развернулась деятельность революционеров-демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов) – пришли к выводу, что развитие общества происходит через борьбу масс с угнетателями. Решить основные противоречия можно в результате революции, восстания. Они видели в народе главную силу исторического развития и требовали народовластия. Критикуя буржуазный парламентаризм Зап. Европы, они утвержд., что демократия, приспособленная к буржуазии, не может привести народ к благополучной жизни. Положили начало движению разночинной интеллигенции - «Народничество».
«Народничество» (Бакунин, Лавров, Ткачёв) – являлись сторонниками крестьянской революции, кот. привела бы народ к общинному социализму. Ткачёв призывал идти в народ, чтобы поднять его на восстание. Бакунин и Лавров за немедленное свержение самодержавия, используя все возможные средства. Также отстаивали идеи анархизма. Против этих идей выступал Ленин.
18. Власть как соц. явление. Многовариантность концепций власти.
Ядро полит. отношений – власть (по парсонсу). Она определяет содержание политики, проявляется в руководстве и управлении, господстве и подчинении, государственном принуждении. Вокруг политической власти и вырожденных в ней политических интересах разворачивается вся политическая жизнедеятельность. В политической науке власть, ее структура, характер способы реализации имеют ключевое значение для понимания сущности политической системы общ-ва, а также механизмов функционирования политических процессов и их явлений.
Существует 2 основных подхода:
1) Атрибутивный (субстанциональный) объясняет природу власти биологическими и психическими свойствами человека.
2) В реляционистскомвозможность субъекта оказывать влияние на объект с помощью определенных средств.
На стыке атрибутивного и реляционистского подходов находится бихевиористская концепция власти. В бихевиоризме власть трактуется как особый тип поведения людей, обусловленный неотъемлемым человеческим свойством стремлением к власти.
С позиций социологического подхода (Вебер)власть рассматривается как особый вид отношений.
Марксизм, объясняя феномен власти, акцентирует внимание на отношениях собственности, на экономическом господстве определенных классов.
Системный подход трактует власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на достижение социально значимых целей.
Структурный функционализм (Парсонс) интерпретирует власть как способ самоорганизации человеческого сообщества, характеризующийся целесообразностью разделения руководящих и исполнительских функций, т.е. как особого рода отношения между управляющими и управляемыми.
Конфликтологический подход трактует власть как возможность принимать решения, регулирующие распределения благ в условиях конфликта.
В телеологическом понимании власть – это достижение поставленных целей.
Многообразие подходов к определению власти обусловлено сложностью анализируемого феномена.
Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, с помощью какого-либо средства, права, насилия.
Власть согласовывает несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между носителями, обеспечивает взаимодействие соц объектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.