Методы и функции политической науки.
Предмет политологии.
Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины.
Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.
Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.
2. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Философия рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь.
Экономические науки, изучают процессы производства, обмена и распределения материальных благ. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками. Политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций. История дает обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. Психология помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Антропология, биология, демография, этнография и др. - проблем политического поведения, политического лидерства, конфликтологии, теории управления.Формальные науки – логика, кибернетика, статистика, общая теория систем. Дают общее представление об уровнях и формах связи в мире.
Концепции власти.
Правовые концепции власти. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Канти другие мыслители считали право первичным, а политику и власть – производными от права.
Поведенческие концепции власти. Основные идеи поведенческого направления были выдвинуты в 20-30-х годах нашего столетия группой ученых Чикагского университета. Политический человек – это человек, стремящийся к власти. В политике все есть власть, и всякая власть есть политика. Государственная власть воспроизводится путем концентрации, слияния, столкновения, разъединения, борьбы политических субъектов, их воли к власти. Если сравнивать политическое взаимодействие с игрой, то в игре побеждает тот, кто выигрывает по правилам. В политической игре выигрыш состоит в увеличении объема власти.
Политическая арена становится рынком власти. Власть продается и покупается по правилам торговли: учета спроса и предложения, стремления к выгоде, конкуренции продавцов и покупателей.
Реальный политический рынок не идеален. Есть обман, нарушение законов, демагогия, шантаж; здесь нужны сила, ловкость, актерство, везение, удача, счастливый случай. Основа этого мира – человеческая природа с ее истоками всех импульсов человеческого поведения.
Реляционистские концепции власти характеризуют власть как межличностное отношение, позволяющее одному индивиду изменять поведение другого. Это отношения субъекта и объекта власти. Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и т.д.
Ресурсы и основания власти.
Ресурсы власти - все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека, либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь.
Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество (культура, образованность, трудовые навыки и т.д.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.
Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.
Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. Потому необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.
Классификация форм власти
1) Сфера существования власти
- экономическая
- политическая
- идеалогическая
2) Характер общественных отношений
- рабовладельческая
- феодальная
- капиталистическая
3) Специфика субъекта и объекта власти
- индивидуальная
- коллективная
- государственная
- негосударственная
4) Источники и мотивы подчинения объекта субъекту
- принуждение
- убеждение
Факторы обуславливающие различия между классификациями:
- Расхождения в трактовке власти
- Выбор оснований классификации
Формы власти:
1. Сила
Способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение, означающая возможность оказать намеренное влияние на объект
Психол-ое насилие – распр сп-б властвования
2. Принуждение
Угроза применения негативных санкций в случае отказа повиноваться команде
Принуждение граничит с манипуляцией
3. Побуждение
Нежелание объекта следовать команде субъекта без внешнего стимула предложенного субъектом, при котором источником власти является вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение
Побудительная власть основывается на утилитарных ресурсах (деньги, недвижимость)
4. Убеждение
Аргументы, которые субъект может использовать для подчинения объекта или сп-ть субъекта добиться подчинения объекта с помощью рациональных аргументов
5. Манипуляции
Способность субъекта оказать влияние на объект путём скрытого контроля в процессе коммуникаций или путём прямого воздействия с помощью лекарств или электронных средств
6. Авторитет
Некие хар-тики субъекта, его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от её содержания
Формы власти сущ-ют лишь в смешанном виде.
Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках ка-кой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.
Модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:
- признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;
- господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;
- существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;
- всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;
- централизованное руководство и управление экономикой.
Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.
Демократический режим
Понятие "демократия" в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.
В настоящее время демократию рассматривают:
- как форму устройства любой организации; как принцип взаи-моотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии ре-шений большинством;
- как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
- как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.
В настоящее время общество осознает, что и современные фор-мы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: "Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего".
Функции парламентов.
Понятие политической элиты.
Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений.
Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают термином “элита”, введенный итальянским исследователем В. Парето (1848-1923 гг.).
Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита – это "избранные" той или иной сферы социальной жизни.
Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества.
политические элиты есть реальный факт общественных отношений. Предпосылки возникновения элиты связаны с рядом факторов:
- политическая власть представляет собой сложную систему ор-ганизованных центров власти.
- в реальной политической практике сохраняется высокая сте-пень отчуждения масс от процесса принятия политических решений и от контроля за политикой.
- выработка многих политических решений требует и специаль-ных профессиональных знаний, что также ограничивает общественный контроль за властью "снизу";
- кроме того, политикой интересуются далеко не все люди.
- важным фактором является и стремление элиты сохранить свою власть.
Являясь представителями определенной социальной базы, эли-ты ориентированы на эффективную защиту общественных интересов, на создание максимально благоприятных условий для их реализации. Политические элиты объединяются вокруг главной политической ценности, каковой является власть, "использование политики". Власть для политических элит самоценна, главное здесь – удержание и умножение власти всевозможными способами.
Авторитетность элиты – важнейшее условие ее пребывания у власти и сохранения власти.
Политические элиты могут приходить к власти в результате выборов, выиграв политическую борьбу у других организованных меньшинств, претендующих на роль политической контролирующей группы. Однако политическая элита может прийти к власти революционным путем или посредством государственного переворота.
Типология партийных систем.
Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти.
Бывают многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.
Многопартийная система
Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.
Двухпартийная система
Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.
Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где противостоят друг другу Демократическая и Республиканская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут консерваторы и лейбористы.
Однопартийная система
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. пока-ал их неэффективность и антидемократичность. Примером этого является преобразование партийных систем в странах Восточной Европы.
Партийная система Республики Беларусь находится в стадии формирования. Но этот процесс носит объективный и прогрессивный характер и свидетельствует о развитии реального политического плюрализма в обществе.
Виды политических действий.
Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действительности. В результате политических действий политические системы изменяются как быстро, так и медленно. Максимальным радиусом действия обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.
Революция представляет собой свержение господствующих групп, преобразование общества в целом. Социальные и политические революции возникают как следствие нарастания противоречий в обществе. Выделяются следующие типы социальных и политических революций: антиимпериалистические (национально-освободительные, антиколониальные), буржуазные, народные, народно-демократические, социалистические.
Революция – чрезвычайно сложное явление. Революционные процессы, как правило, являются насильственными, предполагают открытое столкновение групп, борющихся за господство.
В победившей социальной революции выделяются следующие этапы: ее вызревание (революционная ситуация), взрыв, победа, институционализация.
Одной из главных опасностей победившей революции является предоставление привилегий определенным группам. Возникает противоречие между идеалами, провозглашенными революционерами и новой политической элитой, и привилегиями, что порождает критику и разочарование широких масс.
Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией.
Открытое сопротивление народа законной власти может выражаться в мятежах, бунтах, крестьянских войнах.
Второй тип политических действий составляют реформы. Реформизм направлен на решение конкретных проблем, он характеризуется духом прагматизма. Успех зависит также и от своевременности их проведения. Запоздавшие реформы не приводят к смягчению социальной напряженности, а открывают путь к революционным процессам, предотвратить которые как раз и стремились с помощью реформ.
К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый пере-ворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия.
Примером специфических политических действий служат митинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шествия и т.д.
Специфическим типом политических действий является популизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и понятности предлагаемых мер.
Предмет политологии.
Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Предмет политологии можно определить в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политология выступает как общая, интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и другие политические дисциплины.
Согласно другой точке зрения, политология представляет собой лишь одну из наук о политике. Как относительно самостоятельная область политических исследований, она не охватывает всю политическую проблематику, а имеет свой специфический предмет изучения. Предметом политологии в узком смысле слова являются закономерности становления и развития политической власти, формы и методы ее функционирования в государственно-организованном обществе.
Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рассматривает через призму политической власти.
2. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин.
Философия рассматривает и наиболее общие вопросы политики. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь.
Экономические науки, изучают процессы производства, обмена и распределения материальных благ. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками. Политологическое исследование будет неполным без учета правовых механизмов разработки и реализации политических решений, правовых аспектов деятельности политических институтов и организаций. История дает обширный фактический материал о возникновении и развитии политических систем, обобщает политический опыт прошлого. Это необходимо для анализа современных политических процессов и политического прогнозирования. Психология помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров. На стыке политологии и психологии получает развитие самостоятельная научная дисциплина – политическая психология. Определенная взаимосвязь имеется между политологией и географией. Географическая среда, природно-климатические факторы оказывают существенное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику. Антропология, биология, демография, этнография и др. - проблем политического поведения, политического лидерства, конфликтологии, теории управления.Формальные науки – логика, кибернетика, статистика, общая теория систем. Дают общее представление об уровнях и формах связи в мире.
Методы и функции политической науки.
Научный метод – это система принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.
Исторический метод, т.е. изучение политических явлений в процессе их становления и в связи с прошлым, в ходе их развития. Сравнительный метод (сравнительная политология) - политологи сопоставляют политические процессы, институты разных стран. Ситуативный метод. Суть его состоит в учете всех условий и обстоятельств, создающих конкретный процесс, положение, ситуацию. Суть институционального метода состоит в наблюдении, описании и анализе политических структур, свойств и их взаимосвязей. Деятельностный метод показывает политику в динамике, в развитии. Социологические методы (политическая социология) - Их применение основано на изучении поведения социальных групп. Экономические методы. Суть их состоит в перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь. Методы психологии (политическая психология) применяются в политологии для изучения субъективных мотивов человеческого поведения. В политологии используются также методы географии, антропологии, праксиологии.
Методологическая функция: разработка теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке законов и категорий данной науки. Познавательная функция: предполагает накопление, описание, изучение фактов политической действительности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Инструментальная: выработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую действительность. Прогностическая функция: предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Идейно-воспитательная: связана с выработкой, обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, способствующих устойчивости той или иной политической системы, соответствующих политических взглядов, убеждений и политических ориентаций граждан.