Социальная политика гос-ва. РБ как социальное гос-во
Для нашей страны государственная социальная политика была и остается главным приоритетом, ее основная цель — обеспечение всем гражданам страны достойного уровня и качества жизни.
Реформирование общества создало новую социальную среду и потребовало выработки эффективной социальной политики. которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь». Она является необходимым условием для экономического подъема, а соответствующие социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан — обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения». Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.
Важнейшей составной частью системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Деятельность государства по поддержанию социально приемлемого уровня и качества жизни граждан старшего поколения предусматривает проведение научных исследований в части социально-правовой защиты, развития инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание пожилых людей, предусматриваются конкретные меры по созданию благоприятных условий для реализации их интеллектуальных и культурных потребностей, адресной социальной поддержки и пр.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Другими приоритетами государственной социальной политики страны являются социальная защита семьи, улучшение ее положения в обществе, охрана материнства и детства. В Беларуси сформирована законодательная база по осуществлению государственной политики в отношении детей, создана сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
Здоровье нации является приоритетным направлением в социальной политике государства. Система здравоохранения республики сохранила гибкость и управляемость, обеспечивая доступность медицинской помощи всем социальным слоям населения без исключения. Национальная политика развития отрасли нашла свое отражение в Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь, которая закладывает в основу деятельности всей системы охраны здоровья: справедливость, этику, права человека, высокую эффективность и надежные социальные гарантии. Концепция направлена на совершенствование экономических отношений в отрасли, реструктуризацию медицинской помощи по ее видам и уровням с сохранением бюджетного финансирования.
В республике также принята Концепция санаторно-курортной помощи, основными целями которой являются восстановление и укрепление здоровья, улучшение качества жизни белорусского народа.
Ключевым звеном в решении задачи всемерного улучшения здоровья нации, оказания медицинской помощи и профилактики болезней является лекарственное обеспечение отрасли. Государственная программа развития фармацевтической промышленности республики предполагает первоочередное производство высокоэффективных отечественных лекарственных препаратов, техническое перевооружение и реконструкцию имеющихся производств, создание новых предприятий по выпуску лекарственных средств.
Важной социальной проблемой в Республике Беларусь является проблема минимизации и преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Беларусь вынуждена ежегодно тратить до 25% государственного бюджета на проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии. Проблемы, которые поставила чернобыльская катастрофа перед государством носят долгосрочный характер и еще многие годы будут оставаться в центре внимания ученых, мировой общественности, государственных органов. Огромнейшее значение придается развитию национальной системы образования. Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. В результате уровень грамотности взрослого населения страны достиг 99,6%. От уровня развития образования в стране зависят качество жизни и перспективы экономического развития. В основе государственной политики в области образования, проводимой в Республике Беларусь, начиная со второй половины девяностых годов лежат принципы:
обеспечения равного доступа к образованию;
реализации социальной справедливости в получении образования; повышения качества образования.
Правильность государственной политики в области реформирования системы образования, направленной на повышение эффективности образования, подтверждается тем, что, по данным последнего отчетаООН о человеческом развитии, Республика Беларусь в глобальном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала переместилась с 57-го на 53-е место, продолжая удерживать лидерство среди стран СНГ.
Реализация мероприятий по развитию образования позволит к 2010 г. завершить формирование целостной национальной системы непрерывного образования, обеспечивающей решение задач по формированию гражданина, высокопрофессионального специалиста на уровне требований XXI века.
В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присуща государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах. Государство проводит последовательную политику по сохранению культурного наследия белорусов, лучших черт белорусского характера: уважение к людям других национальностей и конфессий, терпимость, толерантность, гуманизм, миролюбие.Государство и государственный бюджет являются последовательными гарантами финансовой поддержки развития искусства и культуры. В основе государственного курса заложена верность исторической памяти народа В стране осуществляется последовательный курс по формированию идеологии белорусского государства, кристаллизации белорусской национальной идеи.
55. Беларусь в системе современных международных политических отношений. Приоритеты внешней политики РБ.
РБ занимала всегда заметное место в системе международных отношений. БССР – одна из учредительниц ООН, достаточно активно работала в системе ООН. После обретения независимости возрос авторитет РБ в мире. Деятельность СНГ, деятельность Евразийского экономического сообщества (2000 г.), в 1996 г. – договор о запрещении испытания ядерного оружия. РБ предложила создать в Европе свободное пространство от ядерного оружия. РБ активно участвует в работе ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, член агентства по атомной энергетике. С 1998 г. – член движения . РБ торгует со 150 странами мира.
Реальное становление белорусской внешней политики было непростым процессом. Формировать самостоятельный международный курс Беларуси пришлось в предельно сложных условиях. Возникали и укреплялись новые центры влияния, множилось количество суверенных субъектов международных отношений. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы — международный терроризм, организованная преступность, наркоторговля, распространение оружия массового уничтожения, глобальные финансово-экономические, экологические кризисы и массовые эпидемии.
Все эти особенности современного мирового развития обрели принципиальное значение для Республики Беларусь, наложили серьезный отпечаток на ее внешнюю политику, эффективность которой во многом зависит от точности соотнесения мировых политических и экономических тенденций с национальными целями и возможностями на международной арене. Менталитет белорусского народа, который всегда был настроен на поиск друзей и партнеров, специфика современной фазы развития международных отношений обусловили избранный Республикой Беларусь курс на многовекторность своей внешней политики, органически сочетающей конструктивную работу на всех направлениях.
К базовым принципам современной белорусской внешней политики относятся: соразмерность внешнеполитических целей национальным ресурсам, адекватность этих целей фактическому вкладу в укрепление международных позиций Республики Беларусь; повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь, ее национальной экономики в условиях глобализации; приоритет общепризнанных принципов и норм международного права; развитие на их основе всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов мирового сообщества; добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях; приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений; отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.
Стратегические цели Республики Беларусь на международной арене:защита суверенитета государства; защита интересов граждан, общества и государства; сохранение безъядерного статуса; приобретение нейтрального статуса.