Социальная политика и социальное благополучие

Реорганизация социального комплекса России требует учета исторической традиции, мирового опыта социального регулирования и системного подхода. Она связана с созданием институциональных и социально-экономических предпосылок для реализации гражданами, различными общественными слоями, группами населения своих потребностей, интересов, для проявления своей активности и раскрытия личности и в итоге расширенного социального воспроизводства населения, приумножения качественных характеристик популяции.

Одной из главных задач является поддержка тех социальных институтов, которые используют наиболее дефицитные и необходимые для будущего “человеческие ресурсы”, выявление уникальных и трудно воспроизводимых ресурсов, поиск технологий их сохранения. Мы имеем в виду прежде всего образование и науку. Успешная социальная политика призвана создать условия для будущего развития страны.

Возможны два пути адаптации социальной сферы к рыночным условиям. Идеология первого связана с акцентом на экономические преобразования, результаты которых сами собой скажутся на состоянии социальных проблем и ситуации в стране. Второго - с подчинением экономических преобразований радикальному улучшению социальных показателей общественного развития, повышению уровня и качества жизни людей. Выбор доктринальной идеи социальной политики связан с рядом обстоятельств. Это, с одной стороны, идеологические установки тех, кто определяет стратегию развития общества, с другой - объективная социальная ситуация, острота социальных проблем, угрозы стабильности.

Представления о необходимости коллективной социальной безопасности, ответственности общества за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого его члена, вполне соответствуют духу международных документов, идеям демократии, и вторая концепция социальной политики выглядит явно предпочтительнее. Следует только отметить, что на разных этапах общественного развития существует конкретная интерпретация пределов социальной безопасности и минимального благосостояния.

Представляется значимым в ходе пересмотра социальной политики определить ее ценностное содержание. С нашей точки зрения, в основе механизма реализации социальной политики может лежать только категория социальной справедливости. Очевидно, что новые условия хозяйствования требуют научного переосмысления этого фундаментального понятия, его политической и этической легитимизации, наполнения новым содержанием представлений о равенстве, масштабах социальных гарантий, о соотношении ответственности общества и индивида за благополучие последнего.

Полагаем, что в современной трактовке сущности категории “социальная справедливость” предстоит преодолеть свойственные ей ранее элементы упрощенности, уравнительности, отождествления бесплатности тех или иных благ с их доступностью. Сегодня социальная справедливость должна осознаваться как предоставление равных стартовых возможностей, социальных гарантий всем членам сообщества, обеспечение равной оплаты за равный труд, как предотвращение дискриминации кого бы то ни было, как необходимость поддержки депривированных слоев и групп населения.

В основе государственных социальных гарантий должно лежать реальное обеспечение прав человека: на свободный выбор трудовой деятельности, перемещения, минимальный доход, зависимость дохода от качества и количества труда, медицинское обслуживание, образование, защиту экономических и моральных интересов.

Представляется важным наполнение конкретным содержанием провозглашенных Конституцией РФ социальных прав и обязанностей людей, обеспечение реальности социальной защищенности личности и социальных групп, стабильности положения работника на рынке труда, необходимой адекватности трудового вклада и уровня жизни человека, формирования оптимального стандарта потребностей людей.

Любое общество имеет дефицит материальных и финансовых ресурсов, которые оно может выделять на социальные нужды. Масштабы финансирования всегда ограничены другими многообразными общественными потребностями, экономическими возможностями нести социальную нагрузку. Ресурсная база социальной политики особенно ограничена в условиях кризисного общественного развития. Возникающее при этом противоречие между обострением социальных проблем, требующих увеличения бюджетных ассигнований на расширение социальных программ, и крайним сужением постоянно сокращающихся материальных возможностей требует принятия наиболее неотложных, с точки зрения интересов общественного развития, мер, чтобы не вызвать политической и экономической катастрофы.

Поэтому сегодня в России остро встает вопрос об эффективности использования социальных средств, усилении, по возможности, амортизационного эффекта социальной политики, минимизации негативных социальных последствий экономических реформ, сохранении человеческого потенциала. Важно воплотить в экономической и социальной политике государства достижения динамического баланса между потребностями населения в ресурсах и экономическими возможностями страны, обеспечить адресность, управляемость социальными процессами.

Социальная политика переходного периода отличается своим набором целей, функций, приоритетным выбором оптимальных направлений и очередности решений социальных проблем. Пока эти возможности в России ограничены и материально-финансовое обеспечение остается крайне напряженным, следует определить жесткие, диктуемые ресурсными возможностями ограничения в функционировании и развитии социальной сферы. Это возможно лишь на очень короткое время. Длительное, застойное не решение проблем социального воспроизводства чревато регрессом, преодоление которого затем станет задачей нескольких поколений, нанесет непоправимый ущерб перспективам страны.

Наши рекомендации