Профессора, д.т.н. А.Г. Сапронова

Уважаемое высокое собрание! Ваше Высокопреосвященство, досточтимые священнослужители, уважаемые коллеги, студенты и гости!

Сердечно поздравляю вас с наступающим нашим общим славянским праздником, днем Славянской письменности и культуры, днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия!

Сегодня мы вновь обращаемся к своим духовным истокам, отдавая дань первоучителям словенским, принесшим в славянский мир письменность и приобщившим славянские народы к православной вере.

В эти майские дни мы вспоминаем Кирилла и Мефодия – людей, которые были прославлены в лике святых за то благое дело, которое они совершили. Кирилл (до монашества Константин) не только создал кириллицу – азбуку, которая явилась основой нашей письменности, но, как и Мефодий, был выдающимся проповедником и миссионером. Святые братья не только несли слово Божие, не только создавали образовательную среду и работали над улучшением грамматики, но они старались содействовать лучшему пониманию христианских догматических и нравственных канонов, чтобы люди, жили лучше, чтобы устои, принесенные православной культурой, вошли в жизнь людей.

Именно через создание кириллицы на Русь пришла православная культура. Та деятельность святых просветителей, о которой мы сегодня будем говорить, стала одной из важных предпосылок того, что состоялось Крещение Руси, и к нам пришла восточно-христианская культура, давшая столь много для формирования и народа российского, и страны, которую мы называем Русь.

Православная Церковь и сегодня занимается детьми и юношеством, воспитывает их, учит. Мы полностью согласны со Святейшим Патриархом Кириллом, которого мы в прошедшем году имели честью встречать на Донской земле, что изучение православной культуры в школах и в высших учебных заведениях – это благо для детей и молодежи. Мы совершенно неграмотны, мы не знаем того, что было элементарным для любого ребенка в старой России. Мы слишком долго были отлучены от этого, и вряд ли это принесло пользу и нам с вами, и нашей стране.

Система образования в нашей стране тоже должна активно заниматься нравственным воспитанием, а не только информационным наполнением юных душ.

Сегодня одно из самых востребованных направлений отечественного гуманитарного знания – осмысление роли и места России в процессах общемировой интеграции, сохранение национальной и культурной самобытности в условиях глобализации. Острыми злободневными проблемами являются активизировавшийся экстремизм, рядящийся в религиозные одежды и эгоистичный национализм. И противостоять этим явлениям призваны все прогрессивные силы и общественные институты. В этом стремлении к миру Церковь и образование могут и должны идти вместе.

Только серьезное изучение своей культуры и культур народов-соседей, уважение к культурной и религиозной традициям братских народов принесет на постсоветское и европейское пространство мир, добрососедство и процветание.

В нашем университете, занимающем лидирующее место среди отраслевых вузов страны, уже много лет читается православно-ориентированный курс «История религии», в следующем году учебные планы пополнятся новой дисциплиной «Основы духовно-нравственной культуры». В вузе проводятся мероприятия духовно-нравственной и церковно-исторической проблематики, издается соответствующая учебная и методическая литература. Профессорско-преподавательский состав активно вовлечен в воспитательный процесс на основе традиционных для России ценностей.

Убежден, что каждый неравнодушный человек должен внести свой вклад в благое дело духовного возрождения нашей страны, для того, чтобы то начинание святых братьев Кирилла и Мефодия, развивалось и приумножалось.

Дорогие друзья, очень хорошо, что мы проводим такие конференции, мы имеем возможность подумать о более важных вещах, чем наша повседневная деятельность, изучить роль Церкви и Православия в жизни нашего народа.

Пусть светлый и радостный праздник православного просвещения и славянской культуры, пришедший ныне на донские берега, станет еще одним заметным шагом по пути духовно-нравственного возрождения Ростовской области и всего Юга России.

РАЗДЕЛ I

Наши рекомендации