Формирование права окружающей среды ЕС

Динамику формирования политики ЕС в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной области можно проследить, разделив развитие экологической компетенции Сообщества на этапы.

Первый этап (1957–1972 г.). Первоначально «окружающая среда» не была выделена Римским договором 1957 года как сфера интеграции. Однако, вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка, как, например, это отражается в ст. 36 Договора, которая позволяет государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарном обороте по соображениям экологической безопасности. В целом, несмотря на отсутствие общей политики в данной сфере в указанный период, Сообщество было подготовлено к расширению в ней своей деятельности. Проблемы окружающей среды затрагивались и вторичным правом Сообществ, особенно в документах направленных на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики ЕЭС.

Второй этап (1972–1986 г.). В 1972 году Совет глав государств / правительств стран-членов принял решение о расширении компетенции Сообщества в новых областях, в т. ч. и в области окружающей среды. Хотя, в первичное право Европейских Сообществ изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи 100 и 235 Договора, которые позволяли ЕЭС для достижения целей Сообщества предпринимать действия в сферах не обозначенных в учредительном договоре. Подобное саморасширение компетенции получило название «эффект перелива». Регулирование новой области сплочения проводилось в основном путём издания директив – актов гармонизации права государств-членов. В эти годы были приняты первые программы действий Сообщества в области экологии, появились первые судебные прецеденты. ЕЭС присоединилось к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, таким, как Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе 1979 года, Международное соглашение по тропической древесине 1983 года, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года и др.. Данный период знаменуется становлением политики Сообщества в отношении окружающей среды и способов её правового регулирования.

Третий этап (1986–1992 г.). Единый Европейский Акт 1986 года внёс изменения в Договор об учреждении ЕЭС 1957 года. В статьях 130 r-t были определены цели и задачи, принципы и направления политики Сообщества в области окружающей среды. В отношениях между Сообществом и государствами-членами по охране окружающей среды был внедрён принцип «субсидиарности». Данный принцип означает, что деятельность Сообщества в области экологии осуществляется в той мере, в какой цели рассматриваемой политики могут быть реализованы на уровне Сообщества лучшим образом, чем государствами-членами на индивидуальной основе. Во вторичном праве в этот период наблюдается рост правового регулирования природоохранной деятельности на основе регламентов – актов унификации права государств-членов. Одновременно продолжалась деятельность по гармонизации права государств-членов, в частности в области охраны почв и защиты от химического загрязнения. В этот период первостепенное значение для Сообщества имеют вопросы внедрения системы оценки возможного воздействия на окружающую среду, мониторинга, распространения экологической информации и доступа общественности к ней и, особенно, финансирования природоохранных мероприятий. На третьем этапе процесс становления политики Сообщества в отношении окружающей среды, правового регулирования в данной сфере завершился.

Четвертый этап (1992 г.–настоящее время). Это этап совершенствования экологической политики Сообщества. Договор о Европейском Союзе 1992 года внёс коррективы в статьи 130r–t. Сегодня целями и задачами политики ЕС в отношении окружающей среды являются:

– сохранение, защита и улучшение состояния окружающей среды;

– забота о защиту здоровья людей;

– достижение разумного и рационального использования природных ресурсов;

– содействие на международном уровне мерам, направленных на решение региональных и общемировых проблем охраны окружающей среды.

Наши рекомендации