Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть

В 1996 г. М. Портер ответил своим критикам опубликованной в «Harvard Business Review» статьей под заголовком «Что такое стратегия?», в которой автор подчер­кивал важность стратегии, ссылаясь для контраста на «постоянное повышение эффективности деятельности» как на «необходимое... но, как правило, недоста­точное» условие для «большей прибыльности» (Porter, 1996).

Поскольку с таким заключением не поспоришь, далее М. Портер перечисляет шесть условий завоевания «устойчивого конкурентного преимущества», первые пять из которых относятся к стратегии и общеорганизационным проблемам, тогда как шестой звучит так: «эффективность деятельности как заданная величина» (74). Но какой каждодневно бьющийся за этот пункт менеджер согласится со столь пренебрежительной оценкой его роли?

Кроме того, повышение эффективности деятельности может быть и стратегией. Действительно рост эффективности нередко приводит к прорыву, который стиму­лирует ключевые изменения в стратегии. Но в своей статье М. Портер продолжает рассматривать стратегию как дедуктивную и предначертанную, как будто процес­са стратегического обучения и спонтанных стратегий нет и в помине. Вот его ком­ментарии в ответ на письма, опубликованные в номере «Harvard Business Review» за март/апрель 1997:

...если стратегию расширить и включить в нее работников и организационные структу­ры, то она станет по существу всем, что делает или из чего состоит компания. Это не только усложнит дело, но и запутает цепь причинности, которая идет от конкурентно­го окружения к позиции, от позиции к деятельности, от деятельности к навыкам пер­сонала и организации (Porter, 1997:162).

104 ; Глава 4

Но что плохого в том, чтобы видеть стратегию как «все, что делает или из чего состоит компания»? Это просто стратегия как перспектива (скорее, чем как пози­ция). И почему вообще должна существовать какая-то цепь причинности, не гово­ря уже о ее однонаправленности?

Фактически узость взгляда М. Портера на процесс разработки стратегии при­водит его к умопомрачительному заключению, что японские компании «редко имеют стратегии» и что им «следовало бы поучиться разработке стратегий» (Porter, 1996:63). Следует ли это понимать так, что японцам необходимо серьезно призадуматься и наконец-таки понять, что единственное условие корпоративного успеха — наличие формально утвержденной стратегии?! Как нам кажется, все об­стоит с точностью до наоборот, и вместо того, чтобы учиться разрабоке стратегий, японцы могли бы научить Майкла Портера их созданию.

На протяжении статьи М. Портер не раз упоминает о «творческом поиске и озарениях», сопуствующих «выбору» стратегической позиции, бранится по пово­ду фактов введения базовых критериев, сбивания в стадо и подражания, которые он так часто видит в современных корпорациях. Остается только поприветство­вать такой комментарий. Однако напрашивается вопрос: а много ли можно насчи­тать практических приложений тех методов, которые М. Портер столь упорно защищает? (В одном месте он критикует деятельность, которая стала слишком «генерической»!(64))

В своей статье М. Портер очень часто использует слова «выбор» стратегии и «выбирать» стратегию. В одном месте он пытается оправдать выбор из трех гене-рических стратегий, комментируя это тем, что «такие рамки введены, чтобы избе­жать того, что я [ранее] описывал как неотъемлемые противоречия различных стратегий» (67). Так что, действительно «творчество и озарения» — это вечные спутники «поиска» и «выбора» генерических стратегических позиций? Или они все-таки сопутствуют открытию новых стратегических перспектив?

Проповедуемый в базовой модели М. Портера подход к стратегии напоминает воззрения авторов военных стратегий: важна стратегия, имеющаяся под рукой «здесь и сейчас». Как только начинается стратегическая конфронтация, вы оказы­ваетесь привязаны ic тому, что имеете. Изменения можно вносить только «до» или «после». Но в бизнесе обычно нет ни «до», ни «во время», ни «после». (Правда, есть одно исключение — обособленные стратегические шаги по диверсификации, именно этим объясняется пристрастие к их анализу М. Портера.)

Построение организационной структуры и развитие людских ресурсов, кото­рые иногда представляются сложно связанными со стратегией, чаще всего требу­ют непрерывного процесса, а не отдельных шагов. Это, по всей видимости, пони­мают японцы, которые стараются не разбивать время на куски: до, сейчас и после.

Как нам кажется, М. Портер в своей статье говорит о многих верных вещах, но для реализации своих идей автор предлагает неверные методы. Или, быть может, их следует назвать ограниченными, так как то, о чем говорит М. Портер, на самом деле есть шаг назад — к школе позиционирования, потому что он или упускает, или игнорирует другие, не менее важные точки зрения. Возможно, академики и консультанты смогут ухватиться за ту или иную часть «стратегического слона». Менеджерам же приходится иметь дело со «слоном» в целом.

Школа позиционирования " 105

Будучи аспирантом Университета Джорджии, Билл Эндрюс пользовался од­ним из первых изданий этой книги и в одну из ночей перед экзаменами дописал представленную во вступлении к ней балладу. Его строчки, на наш взгляд, — иде­альный «последний штрих» к критическим замечаниям в адрес школы позицио­нирования.

Десятый как экономист Проблему понял сразу, Не стал он руки в ход пускать, Презрев эмпирики заразу.

И молвил: «Хорош! Хорош! Однако, что нам спорить? Он с линией изящной схож, пора и диаграмму строить».* *

КОНТЕКСТ И ВКЛАД

ШКОЛЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ

Мы приходим к заключению, что школа позиционирования с ее склонностью к анализу и расчетам принижала роль формулирования стратегии и проведения стратегического анализа в пользу самого процесса (если сравнивать ее с некото­рыми другими школами). Разработка стратегии, как мы рассматриваем ее в этой книге, — это значительно более богатый, сложный и динамичный процесс, нежели тот, упорядоченный и статичный, описываемый школой позиционирования. Таким образом, роль позиционирования состоит в том, чтобы поддержать, обес­печить стратегический процесс, а не быть им. Отводя плановику роль, которую обычно выполнял аналитик, школа позиционирования добавила к школе плани­рования значительную толику содержания — и это, безусловно, большое достиже­ние. На практике методики планирования не могут быть непосредственно исполь­зованы для создания стратегии, в то время как методики анализа позволяют обеспечить стратегический процесс существенной информацией.

Стратегический анализ играет большую роль в разработке стратегий компа­ний, оперирующих в определенных стабильных условиях, так как позволяют получить необходимые для централизованного анализа данные. Но в условиях доминирования процесса подобный анализ непозволителен, ибо здесь, наряду с устоявшимися силами, необходимо постоянно учитывать и массу случайных фак­торов. Другими словами, нельзя допускать применения законов стратегического анализа, подобных закону Грешэма, там (неважно, в практике или исследова­ниях), — где поток обработанных данных влияет на данные, не подвергавшиеся обработке, и где портфель позиций воздействует на продумывание интегриро­ванной перспективы. Там, где анализ чисел или даже изучение результатов удер­живает стратегов или исследователей от погружения в осязаемый мир товаров и покупателей, — там школа позиционирования оказывает стратегическому менед­жменту медвежью услугу.

И тем не менее, школу позиционирования необходимо рассматривать как уче­ние, которое несомненно внесло большой вклад в стратегический менеджмент.

* Использовано с разрешения Билла Эпдрюса.

106 Глава 4

Она раскрыла огромные горизонты для исследований и обеспечила теоретиков и практиков эффективным набором концепций. Но это только фундамент, на кото­ром необходимо выстроить целое здание, развивая синтез, предложенный этой школой мышления, и — что не менее важно — комбинируя его с методами иссле­дований, предложенными другими школами. Короче говоря, школа позициони­рования должна использовать свой мощный фундамент не для ограничения, а для расширения стратегического видения.

ШКОЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Построение стратегии как ПРОЦЕСС ПРЕДВИДЕНИЯ

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru



Глава 5



Душа... не способна мыслить вне образов.

Аристотель

О

т школ предписывающих (пли прескриптивных) мы переходим к рассмот­рению школ описательных (или дескриптивных), представители которых стремятся увязать объяснение принципов формирования стратегии и раз­вертывание стратегического процесса во времени. Но прежде нам хотелось бы пред­ставить школу, занимающую промежуточную, созвучную взглядам школы дизайна позицию.

Всерьез претендующая на лидерство дизайн-школа рассматривает формиро­вание стратегии как ментальный процесс, протекающий в сознании исполни­тельного руководителя организации и являющегося главным «архитектором» стратегии. Но, возведя руководителя в ранг божества, школа дизайна на этом и останавливается. Подчеркивая потребность в концептуальном подходе и не при­нимая в расчет интуицию, ее приверженцы, как правило, игнорируют анализ действий лидера организации с точки зрения индивидуальности и уникальности его личности.

Школа предпринимательства исповедует прямо противоположный принцип. Она не только рассматривает стратегический процесс сквозь призму действий од­ного человека, руководителя организации, но и подчеркивает значение свойствен­ных только ему состояний и процессов — интуиции, здравомыслия, мудрости, опы­та, проницательности. На этом строится понимание стратегии как перспективы, ассоциируемой с идеей и интуитивным ощущением (выбором) направления, име­нуемым видением. В терминах нашего стратегического сафари речь идет о направ­ляющем движение прирученного слона наезднике.

Но в отличие от некоторых других школа предпринимательства относится к стра­тегической перспективе не как к коллективному или культурному, но индиви­дуальному построению руководителя организации. Соответственно, по мнению ее приверженцев, организация целиком и полностью зависит от диктата инди­вида. И внешняя среда организации превращается если не в вотчину ее руково­дителя, то в территорию, где он чувствует себя вполне свободно, как человек, который со знанием дела ведет свою компанию в некую защищенную нишу, на­дежное убежище.

Центральное понятие школы предпринимательства — видение: мысленное пред­ставление стратегии, рожденное или отображенное в сознании руководителя орга­низации. Предвидение и вдохновляет, и дает понимание того, что должно быть сделано, — руководящую идею, если хотите. Видение есть некий приразрачный об­раз, а значит, оно мало напоминает четкий план (выраженный в словах и цифрах). Благодаря этому оно отличается гибкостью, и любой руководитель легко адаптиру­ет его к своему опыту. Все это предполагает, что предпринимательскую стратегию можно охарактеризовать одновременно и как предначертанную, и как развивающу­юся, продуманную с точки зрения направления и общих очертаний и возникающую неожиданно в смысле определяющихся «в процессе» деталей. Г. Минцберг же срав­нивает стратегическое мышление со «зрением» (см. «Стратегическое мышление как "зрение"»).

Школа предпринимательства '109

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК «ЗРЕНИЕ»

(Генри Минцберг, из статьи в «Was/», 1991)

Если стратегии — это зрительные образы, то какую роль играет «зрение» в стратегическом мышлении? Ниже перечислены семь факторов, составля­ющих единую структуру стратегического мышления.

Никто не станет возражать, что стратегическое мышление предполага­ет взгляд вперед. Но нельзя что-либо предвидеть, если не оглядываться назад, ведь все наши представления о будущем основываются на знании истории.

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

Многие считают, что стратегическое мышление — это взгляд сверху. Представьте себе, что стратег находится в вертолете и обозревает «общую картину» с высоты, пытаясь увидеть «лес за деревьями». Но возможно ли увидеть целостную картину, «надзирая» за ситуацией сверху? Из вертолета лес выглядит сплошным зеленым ковром. Любой, кто бывал в лесу, знает, что изнутри он совсем другой. «Патрульные» на борту вертолета разбира­ются в происходящих в «лесу» событиях не намного лучше кабинетных стратегов.

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

Более удачной представляется другая метафора: «разглядеть бриллиант в необработанном алмазе». Те, кто мыслит стратегически, должны найти «самородок», самое ценное в идее изменения их организации. А для этого необходимо переработать тонны «золотоностной породы». Перед глазами нет никакой готовой картины. Поэтому стратегическое мышление это еще и индуктивное мышление: взгляд сверху должен сопровождаться взглядом вглубь.


110 Главаб

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

Вы можете смотреть вперед, назад, сверху, заглядывать вглубь, но эти необходимые условия стратегического мышления отнюдь не достаточны. Стратегу необходим творческий подход.

Стратегически мыслящие индивиды воспринимают мир иначе, чем все остальные; им удается разглядеть то, мимо чего скользит взгляд других лю­дей. Они оспаривают общепринятые истины— неписаные законы отрасли, традиционные стратегии — и благодаря этому их организации выделяются из «общего ряда». Поскольку творческое мышление связано со всесторон­ним подходом к вопросу, его можно назвать взглядом кроме того.

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

В мире много творческих идей, намного больше, чем способен «обрабо­тать» человеческий разум. Так же трудно посетителю художественной гале­реи, который должен уделить хотя бы минуту каждой выставленной там кар­тине. Необходимо смотреть не только вокруг, но и «за», «по ту сторону». Чтобы оценить истинное значение творческой идеи, ее следует поместить в контекст. Взгляд «за» отличается от взгляда вперед. Глядя вперед, вы пред­видите ожидаемое будущее, «выводя» его из прошлых событий, и лишь ин­туитивно предсказываете разрыв непрерывности. Взгляд «по ту сторону» конструирует будущее — создает мир, которого без ваших усилий быть не может.

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

Но остается еще один момент. Что толку от всех этих взглядов, — вперед и назад, сверху и вглубь, кроме того и за — если не получается целостной картины? Другими словами, мышление только тогда заслуживает названия стратегического, когда человек видит ситуацию насквозь.


Школа предпринимательства -111

Почему статьи М. Портера «Что такое стратегия» могло бы и не быть - student2.ru

Наши рекомендации