Правовое, социальное гос-во и гражданское общество. Основные черты и принципы.

Гражданское общество и правовое государство - это парные категории политологии. Без гражданского общества нет и правового государства, ибо правовое государство должно выражать и отражать интересы гражданского общества.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления.

Понятие правового государства

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и тео­ретические корни. Идея господства права, верховенства закона в жизни общества высказыва­лась еще в древности (Платон).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведе­ния общего характера, выступающих в качестве регулято­ра общественных отношений. Право является средством организации государственной власти.

В правовом государстве функционирует режим кон­ституционного правления, существует развитая и непро­тиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должно­стных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им.

Отличительные признаки правового гос-ва:

Суверенитет народа, конституционно-правовая регла­ментация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти; государственный же суверенитет носит представительный характер. Верховенство закона, выражающего правовые принци­пы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными ак­тами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. Всеобщность права, связанность правом самого государ­ства и его органов. Государство, издавшее закон, не впра­ве его само же нарушать. Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

Разделение властей. В соответствии с принципом раз­деления властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рас­средоточена, чтобы избежать деспотизма, между законо­дательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и дос­тоинства. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, со­блюдение и защита со стороны государства.. Наличие эффективных форм контроля и надзора за со­блюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судеб­ных органов, арбитража, народного (государственного) кон­троля и т.п.

Правовое государство явилось важным этапом в рас­ширении свободы индивида и общества.

Социальное государство

Социальное государство — это госу­дарство, стремящееся к обеспече­нию достойных условий существо­вания своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, со­участия в управлении производством. Достигается это помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного обра­зования, здравоохранения и др.

Социальное государство осуществляет свои цели и за­дачи в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального не­равенства. Для закрепле­ния идеи правового, социального государства необходимы как политическая воля, проведение со­ответствующих политических реформ, так и создание не­обходимой социально-экономической базы, развитие куль­туры и др. предпосылки.

Гражданское общество

Формирование правового государ­ства возможно лишь на основе раз­витого гражданского общества. Дол­гое время в истории общественно-политической мысли понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с иде­ей правового государства формируются представления о гражданском обществе.

Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реа­лизации частных интересов и потребностей. Гра­жданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиоз­ные, этнические, семейные и другие отношения и инсти­туты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, на­ходящиеся вне непосредственной деятельности государства.

Интересы и потребности различных групп и индиви­дов выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, коо­перативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, относительно не­зависимых от государства и способных к самоорганизации. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают не вертикальные (подчинения), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и соли­дарности между свободными и равноправными партнерами.

Базисом гражданского общества является многоуклад­ная рыночная экономика, плюрализм форм собственно­сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предос­тавление широкой деловой инициативы гражданам. Важ­ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества со­ставляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения.

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с разви­тием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Гражданское общество выступает как сфера реализа­ции частных интересов и потребностей. Госу­дарство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консен­сус по основополагающим вопросам общественно-поли­тической жизни.

К основным функциям гражданского общества можно отнести следующие:

1. обеспечение свободного развития личности на экономической основе разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономии, а также возможность для каждой личности самостоятельно выбирать сферу своей хозяйственной деятельности;

2. обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, институтов и всех других составляющих элементов гражданского общества посредством гражданского права;

3. постоянная и всеобъемлющая защита интересов каждого человека, естественного права на жизнь, свободу, счастье, создание разветвлённой системы механизмов такой защиты и обеспечение её чёткого функционирования;

4. осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;

5. обязательное взаимодействие с государством, без которого не может быть и самого гражданского общества.

Наши рекомендации