Национально-государственные интересы на современном этапе
Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:
- обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;
- минимизации угроз личной и обществ. безоп-ти граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.
Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся такими объект-ми параметрами, как:
- геополитич. положение гос-ва на мир. арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;
- положение в системе межд. эк. отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;
С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере межд. общения может меняться и содержание нац. интересов.
Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс.
Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. Но на практике такой полный консенсус труднодостижим по след. причинам.
1. В оценке параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац. интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины.
2. На полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.
Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, например ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.
Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся межд. орг-ии. Главная составляющая нац. интереса – это самосохранение гос-ва.
Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва.
К НГИ России среднесрочного типаможно отнести те интересы, кот. важны для всего общества и гос-ва и осуществление кот-х требует их объединенных усилий в течение достаточно длит периода времени, напр. нескольких десятилетий.
Кратковрем., или краткоср. НГИ вытекают из конкретных проблем развития или кризисных ситуаций, например, эк-их кризисов или фин-ых. Интересы этого типа и масштаба формул-ся в офиц документах представителей власти (президента, правительства, партий).
Т.к соврем Россия попала в необычайно тяжелую ситуацию всеобщего кризиса, кот. не видно конца, ее НГИ и соответственно задачи, стоящие перед ней, значительно усложнились. К примеру, постоянный интерес и вытекающая из него задача сохранения страны, дополнилась задачей предотвращения ее распада и колонизации.
Не менее острой является также задача физич. сохранения населения и его воспроиз-ва.
Необходимо также:
ü глубокое реформирование политич., экономич., правовой и др. систем общ-ой жизни на базе демократии и в соответствии с идеологией, кот не противоречит менталитету преобладающей части граждан, их истор-му жизн опыту;
ü решение проблемы взаимоотн-ий с внеш. миром вообще и со странами СНГ в особенности;
ü возрождение промышл. и научно-технич. потенциалов. Без такого возрождения международный статус и возможности внешней политики России будут неуклонно снижаться;
ü поддержание на должном уровне оборонного потенциала в соответствии с принципом разумной достаточности. Такой потенциал – одна из важнейших составляющих фундамента внешнепол-ой деят-ти любого гос-ва. Ракетно-яд-ый щит играет в нынешней российской ситуации особую роль;
ü развитие науки, образования, культуры, активное участие в решении различных глоб-ых проблем, сохранение политики открытости внеш. миру и т.д.
ü дальнейшее обустройство и освоение ее обширной территории, особенно Сибири и Дальнего Востока
Функции:
1. Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих действиях.
2.Социальная функция включает заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека.
3.Финансовые интересы: эффективный финансовый контроль