Парадигмы и методы политологии
Парадигма – это специфическая логическая мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности.
Парадигма – это своеобразная общая картина мира, на фоне которой видится, исследуется то или иное явление.
В политической мысли использовались и используются, прежде всего, следующие парадигмы:
1. Теологическая. В ней сфера политики, в первую очередь государственная власть, видится как нечто порожденное и управляемое сверхъестественными силами.
2. Натуралистическая. Здесь политика видится как производное от природы: внешней природы (ландшафт, климат, наличие полезных ископаемых) и природы человека (его анатомия и физиология, психические свойства).
3. Социологическая. Она объясняет политику через влияние на нее других сфер общества – экономики, права, морали и др.
4. Рационально-критическая. В ней политика изучается исходя из ее внутренней природы, взаимодействия ее важнейших элементов, присущей ей динамики.
Парадигмы давали в прошлом и дают в настоящем то или иное направление в исследованиях политики.
Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – способ достижения теоретического или практического результата. Метод в политологическом исследовании – способ построения и обоснования политологического знания.
В политологии используются следующие группы методов.
Первая группа – это группа наиболее общих методов, их ещё можно назвать подходами. Среди этих подходов можно выделить:
а) социологический подход. Он совпадает с социологической парадигмой;
б) нормативно-ценностный подход. Он заключается в выяснении значения политических явлений для общества и отдельных индивидов и ориентирует на выработку идеала политического устройства общества;
в) функциональный подход предполагает изучение зависимости между политическими явлениями и другими социальными явлениями. Например, зависимости между политической активностью и степенью урбанизации общества и др. Этот подход несет в себе абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику;
г) системный подход. Он выражен в рассмотрении политики как целостного сложноорганизованного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с внешней средой;
д) институциональный подход. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государство, политическая партия и т.п.;
е) психологический подход нацелен на изучение субъективных механизмов политического поведения (индивидуальные качества людей, особенности мотивации и т.п.);
ж) деятельностный поход предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные стадии: определение целей деятельности, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление, регулирование деятельности, учет и контроль реализации целей, анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач;
з) сравнительный (компаративистский) подход. Он предполагает сопоставление однотипных политических явлений и др.
Вторая группа методов – это общетеоретические методы, которые используются во всех науках. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, формализация и идеализация.
Третья группа методов – эмпирические методы. В политологии из них используются наблюдение, анализ документов, опрос (письменный – анкетирование, устный – интервьюирование), изучение биографий и др. Они будут рассмотрены в теме «Прикладная политология».
5. Место политологии в системе социально-гуманитарных дисциплин
Политология тесно связана с другими социально-гуманитарными науками. Применительно к каждой науке эти связи имеют свою специфику.
Философия – наука о наиболее общих проблемах природы, общества и человека, выступает для политологии в качестве общей теоретической основы. Такой раздел философии как философия политики (политическая философия) является и составной частью политологии, понимаемой в широком смысле. В свою очередь благодаря эмпирическому и теоретическому материалу, накапливаемому политологией, происходит уточнение положений философской науки.
Социология также является наукой более общей, нежели политология, ибо она изучает общество в целом, в отличие от политологии, исследующей лишь одну из сфер общества. Также, как философия, она выступает общей теоретической основой для политологии. Отраслевая социологическая наука – политическая социология – специально изучает взаимодействие общества в целом и его политической подсистемы. Политическая социология одновременно является и разделом политологии.
История дает эмпирический материал для политологических обобщений. В свою очередь политология дает определенный набор понятий, подходов, с помощью которых историки описывают, обобщают, классифицируют эмпирический исторический материал.
Психология содействует изучению внутренней, субъективной стороны деятельности людей в сфере политики, мотивов, которыми они руководствуются, ценностных ориентаций, эмоций, настроений. Политическая психология, входя как составная часть в политологию, распространяет психологические методы на исследование политических явлений.
Правовые науки особо тесно взаимодействуют с политологией. Речь идет, прежде всего, о такой юридической науке как теория государства и права. Государство является главным элементом политической системы, обеспечивая соблюдение норм права. Правоохранительные органы являются элементами государства. Взаимодействие политики и права в общественной жизни обусловливает взаимодействие политологии и правовых наук.
Взаимодействие в реальной жизни экономики и политики является объективной основой для связи политологии и экономических наук.
Важной проблемой для политологии является соотношение морали и политики. Решение ее невозможно без такой науки как этика.
Культура, являясь качественной характеристикой общества, его своеобразным «генным кодом», определяет и специфику политических процессов в обществе. Изучение этой специфики обусловливает связь политологии и культурологии.
6. Политическое образование в России: история и современность
Политология как самостоятельная наука и учебная дисциплина складывается во второй половине XIX века. Лидером здесь являлись США. Демократический режим этой страны способствовал свободе исследований в этой сфере и преподавания политических знаний.
Авторитарный политический режим дореволюционной России был причиной того, что политология как наука и учебная дисциплина имела там крайне ограниченное распространение. Самодержавие стремилось всеми средствами погасить интерес людей к политике. Всякие разговоры о политике не поощрялись, как не поощрялось и преподавание политических наук.
Положение не улучшилось после Октябрьской революции, хотя население страны усиленно втягивалось в политику и его политическое информирование, политическое образование приобрело всеохватный характер. Многомиллионными тиражами выходили учебники и журналы, содействовавшие политическому образованию населения, почти все граждане страны были привлечены к занятиям в различного рода кружках, семинарах, где изучались проблемы внешней и внутренней политики партии (КПСС) и страны (СССР). В средних школах проблемы политики изучались в курсе обществоведения, в средних и высших учебных заведениях – в такой дисциплине как научный коммунизм. Однако освещение проблем политики велось только с позиций идеологической доктрины правящей партии, монополизировавшей политическую власть, с позиций марксистско-ленинской идеологии. Политология в том виде, в каком она сложилась как наука, принятая всем мировым научным сообществом, была объявлена буржуазной лженаукой и подвергалась гонению.
С 60-х годов отношение к политологии начинает меняться в лучшую сторону. Но лишь в конце 80-х годов изучение научного коммунизма заменяется в учебных заведениях изучением социологии и политологии. Меняется сам подход в преподавании общественных дисциплин в целом и политологии, в частности. В настоящее время в вузах при преподавании политологии студентам предлагается набор возможных точек зрения по тому или иному вопросу, за студентом же остается право выбора определенной теоретической и гражданской позиции, соответствующей его интересам и его пониманию проблемы.
Изучение политологии в вузах способствует формированию у будущего специалиста осознанного и компетентного отношения к политическим процессам. Политология даст будущему специалисту и необходимый набор понятий и аргументов для описания политической реальности, для выражения своего отношения к ней, для отстаивания своей точки зрения.
Любой человек, так или иначе, своей деятельностью или бездеятельностью оказывает влияние на ход политических процессов, поэтому важно, чтобы он не стал жертвой обмана различного рода политических демагогов, обещающих невозможное, чтобы его выбор того или иного варианта поведения соответствовал как его личным интересам, так и интересам общества. Знания, полученные студентом в курсе политологии, помогут ему разобраться в сложном переплетении событий в стране и мире, понять особенности российской политической жизни в сравнении с тем, что происходит в других странах.
Вопрос