Политическое лидерство. типологии лидеров
Лидер в переводе с английского языка – (leader) – означает "ведущий", "указываюший путь". Для лидера характерна способность воздействовать на других людей, организовать их совместную деятельность для достижения определенных целей. Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взаимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры) знают и выражают потребности и интересы своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие (сторонники лидеров) – добровольно отдают им часть своих властных полномочий для осуществления целенаправленного представительства и реализации собственных интересов. В основе феномена политического лидерства – способности руководителя, которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Первые объяснения природы лидерства исходили из особенностей индивидуальных качеств лидера. В начале XX в. английский антрополог Ф. Гальтон, используя свои исследования, сформулировал теорию черт, которая объясняет природу лидерства наследственностью. В теории черт лидер рассматривается как совокупность определенных психологических качеств, наличие которых помогает выдвижению индивида на лидирующие позиции и позволяет ему принимать властные решения в отношении других. Среди достоинств лидера выделяют чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и сильный характер (американский социолог Э. Богардус). Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому мнению, в политической мудрости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Основные черты политического лидера:- умение нравиться людям, завоевывать их симпатии; - политическая воля, готовность брать на себя ответственность за последствия своих решений и действий; - политическая интуиция, острый ум; - организаторский талант, ораторские способности; - умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать решения, адекватные этой ситуации; - наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп. Типы лидеров Американский политолог Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров.Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества. Активность и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде. Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур. Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе. Три типа лидерства: Традиционное лидерство. Этот тип лидерства опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и на передаче власти по наследству. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. Харизматическое лидерство. Основано на вере народа в сверхъестественные способности правителя-вождя, пророка, князя, военачальника, оратора. (Харизма – это способность увлекать за собой массы без помощи инструментов власти.) Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Такие лидеры обретают политическую власть на основе всеобщих выборов.
Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены. Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению. Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро. В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).
15. Новые тенденции в развитии лидерства в мире
В современном мире сформировались несколько новых тенденций в развитии лидерства: • национальные лидеры не могут игнорировать глобальные проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового, глобального процесса; • возрастание роли и влияния неформальных лидеров; • усиливается концентрация активности лидеров на решении экономических и социальных проблем. Развитие этой тенденции выражается в росте благосостояния нации, связанного с активностью того или иного политического лидера, что требует также значительных временных рамок политической активности; • уменьшается вероятность появления политических лидеров-героев и лидеров-антигероев; • сокращаются границы власти политического лидерства за счет совершенствования системы разделения властей и расширения границ гражданского общества. В каждой стране система подготовки кадров, из которых вырастают лидеры, связана с целями и характером задач, стоящих перед политической системой общества, а также с ценностями политической идеологии. В соответствии с этим можно выделить три основных системы подготовки кадров: • либерально-демократическая система, имеющая две разновидности: западную и восточную; • тоталитарная. Ее особенности: выше всего ценятся преданность и лояльность к вождю, политической системе и идеологии; • теократическая. Такая система существует в странах, где господствующей идеологией является религия и власть осуществляется ее представителями. Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.
Социальная значимость, функции и весь социальный облик лидеров прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица. В современных государствах примирение принципов лидерства и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно харизматические представления о лидерстве. Эти тенденции — институционализация и профессионализация лидерства. Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач. С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства — его профессионализация. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью важнейшими функциями политики и политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а «преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения». Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную профессии врача, конструктора или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет род своих занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях. В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров- еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества. Политические лидеры и элиты занимают руководящие позиции и осуществляют свои функции в рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.
16. Полит. режим: сущность, разновидности
Одной из осн. категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen – управление). Политический режим – это способ функционирования полит. системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражает уровень полит. свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деят. Понятие ПР получило распр. в зап.-евр. обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров. ПР определяется следующими признаками: - степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования; - соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; - гарантированностью прав и свобод личности; - характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; - степенью реализации политической власти непосредственно народом; - положением СМИ, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата; - характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц; - типом политического поведения;- характером политического лидерства и др. ПР обеспечивает: • стабильность полит. власти; • управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; • достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты. Политический режим- совокупность определенных структур - власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы. Политический режим способствует организации макросоциальных процессов. В этом смысле режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Политический режим обеспечивает и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. ПР представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Выделяют несколько основных типов политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, военно-диктаторский. Принципиально они различаются между собой той или иной степенью жесткости методов осуществления государством своих властных функций, уровнем насилия государства и объемом контроля с его стороны за жизнью и деятельностью членов общества. Демократический режим характеризуется либеральными методами управления обществом со стороны государства, соблюдением общепризнанных прав и свобод человека, политическим плюрализмом. Методы воздействия ограничены законом и находятся под демократическим контролем со стороны общества. Признаки демократического режима: народ — источник власти; выборность органов власти и ее регулярная сменяемость; конкурентная многопартийная система; легальная политическая оппозиция; реальная свобода слова; стремление к созданию гражданского общества и правового государства. Авторитарный режим(авторитаризм) основан на сосредоточении политической власти в одних руках, методах управления обществом путем принуждения, репрессий, неприкрытого ограничения прав и свобод личности. Признаки авторитарного режима: неограниченная власть в руках одного лица; фиктивная многопартийная система, отсутствие реальной оппозиции. При авторитаризме роль государственных институтов власти, в первую очередь представительных (парламента), и общественных образований резко снижается. Тоталитарный режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентацией и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения. Признаки тоталитаризма: жесткая регламентация всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии); тотальный (полный) контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов; репрессивная система правосудия; однопартийная система или неконкурентная многопартийная системы; подавление инакомыслия. Военно-диктаторский режимхарактеризуется захватом и удержанием власти в обществе военными под предлогом наведения порядка, а также военно-полицейскими методами управления обществом, ограничением прав и свобод личности. Основные признаки этого режима: сосредоточенность власти в руках военных; значительная ограниченность демократических прав и свобод; произвольное нарушение властью конституционно провозглашенных прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.
17. Демократия в прошлом и настоящем: основные характеристики
Понятие "демократия"(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа. Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод. Характерные черты: - избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании; - наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; - многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции; - принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; - отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений. Условия функционирования демократического режима: - наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата; - отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью; - наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан. Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех пор демократия рассм. как направление обществ. мысли, кот. формирует цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах. Демократия имеет длительную и древнюю историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции — с другой. В настоящее время термин «демократия» используется в нескольких значениях. 1, в своем первоначальном смысле он означает форму правления, при которой право принятия политических решений осуществляется прямо всеми без исключения гражданами, действующими в соответствии с правилами правления большинства. Эта форма известна под названием прямой демократии, или демократии участия. 2, это форма правления, где граждане осуществляют свое право не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственных перед ними. Ее, как правило, называют представительной, или плюралистической. 3, это форма правления, где власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и др. Это либеральная, или конституционная демократия. 4, термин «демократический» часто исп. для хар-ки любой полит. или соц. системы, кот. ставит своей целью свести к минимуму соц. и эк. различия, в особенности те, которые вызваны неравным распределением частной собственности. Данную форму называют социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия. Многие мыслители прошлого, будучи не всегда противниками демократии, предупреждали о ее недостатках и таящихся в ней угрозах. Примечательно, что Платон считал демократию самой коррумпированной после тирании формой правления. Аристотель называл демократию самой низшей из всех законных форм правления, в наибольшей степени склонной перерождаться в тиранию. Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективную и вместе с тем более соответствующую воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления. В некотором смысле демократия представляет собой также образ жизни, базирующийся на фундаментальном постулате о равенстве всех людей перед законом и праве каждого члена общества на жизнь, свободу и частную собственность. Демократическая форма правления сохраняет жизнеспособность и эффективно функционирует в силу активного участия граждан в делах общества, обеспечения высокого уровня информации о состоянии общественных дел и широко распространенного чувства гражданской ответственности. Что касается современных условий парламентской демократии,— всеобщего голосования, плюрализма партий и политических организаций, представляющих разного рода заинтересованные группы, то очевидно, что ни одно правительство не может завоевать власть без согласия и доброй воли большинства избирателей. Стабильность демократии особенно эффективно обеспечивается в том случае, если главные политические партии имеют сторонников среди различных слоев и групп населения.
18. Авторитаризм и его разновидности
Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-полит. устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную хар-ку данного режима оставляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность обществ. отношений. Характерные черты: - концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц; - наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; - ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; отсутствие огромного репрессивного аппарата; - разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством; - наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы). Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией полит. сил; в странах, где наблюдаются длительные эк. и полит. кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же авторитарной политической системе присущи следующие черты:1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носитеей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.4. Монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико-институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было, например, в течение многих веков в монархических государствах. 5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определенные, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, России, Казахстане и многих других государствах. Отличительными чертами таких выборов является ограниченная или лишь видимая (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность, полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на СМИ, отсеивание неугодных лиц еще на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п. К числу слабых сторон авторитаризма относятся полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов. В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.
19. Тоталитаризм: сущность, разновидности, признаки
Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова «totalitas», означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20—30-е годы и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Признаки тоталитарного режима: • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; •абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом"; • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа; •доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор; господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации; • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная; • наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; •централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения; • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов; • государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер обществ. жизни, недоступных гос. контролю. Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного – "разрешено то, что не имеет отношения к политике". В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей – послушание и профессионализм.
20. Полит. система: ее ф-ции и компоненты
Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных соц. норм совокупность таких институтов, как гос. органы, политические партии, движения, обществ. организации, в рамках которой проходит полит. жизнь общества и осущ. полит. власть. Понятие "политическая система" показывает, каким образом происходит регулирование полит. процессов, формирование и функционирование полит. власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей "управляющих и управляемых" политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
Классификация, исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой.Политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Отрытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы: - отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; - ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; - радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы: - использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; - ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; - централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; - сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы: - правление большинства; - свобода критики и оппозиции правительству; - защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; - право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяю