Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
Технология социального проектирования
Социальное проектирование –это творческий процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность.
Объектами социального проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
На сегодняшний день социальное проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества, а, следовательно, и развития МСУ.
Идея участиянаселения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах.
Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.
Технология предполагает определенную последовательность процедур для достижения тех или иных целей. Ниже представлена последовательность шагов в процессе работы над социальным проектом.
Подготовка проекта
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей.
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом | Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. | |
Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. | Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. | |
Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). | Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности | |
Обучить членов команды основам проектной деятельности | Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков |
Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. |
2. | Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики | «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). |
3. | Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. | Прогнозы развития ситуации. |
4. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».