Понятие и структура механизма государства
В науке ТТЛ неоднозначно подходят к определению понятия “механизм государства”, в связи с этим следует иметь в виду несколько определений данного понятия.
Если обобщить все определения, то можно дать следующее определение - механизм государства - это система государственных органов, организаций и учреждений, при помощи которых государство осуществляет свои функции.
В юридической науке понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как тождественные. Однако существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, в понятие “механизм государства” включаются также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, полиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.
Структура механизма государства
Механизм государства состоит только из государственных организаций, негосударственные организации не входят в механизм государства, хотя они могут использоваться при осуществлении государственной власти. Государственные организации, из которых складывается механизм государства, делятся на три вида:
1. Государственные органы.
2. Государственные учреждения и государственные предприятия, которые властными полномочиями не обладают (за исключением их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.
3. Государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением.
4. Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного механизма.
Органы государства составляют основу (ядро) механизма государства и в своём единстве образуют государственный аппарат. Следовательно, понятие “механизм государства” и понятие “аппарат государства” не тождественные, хотя в науке долгое время эти понятия отождествляли. Государственные учреждения и государственные предприятия нельзя называть органами государства, т.к. их деятельность и правовой статус различаются. Сам государственный аппарат определяется по-разному. Это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.
В широком смысле под государственным аппаратом понимают систему всех органов государства, при помощи которых осуществляются государственные задачи и функции (все органы государства, взятые в единстве).
В узком смысле под государственным аппаратом понимают только платный аппарат, т.е. органы, в которых служащие работают за заработную плату.
Государственный аппарат - это совокупность (система) органов государства, при помощи которых оно осуществляет свои задачи и функции. Государственный аппарат на примере РФ состоит из:
1. Органов законодательной власти: Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации).
2. Президента РФ.
3. Органов исполнительной власти: Правительство РФ (Председатель, заместители Председателя, министры).
4. Органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
5. Прокуратуры.
Эти основные виды органов в наиболее абстрактной форме составляют структуру государственного аппарата.
Итак, государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность (систему) государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.
Государственные учреждения и предприятия - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности и целях ее обеспечения либо производства продукции, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Государство и органы местного самоуправления
Для того чтобы полнее изучить государственный аппарат, необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному закону РФ “Об основных принципах организации местного самоуправления”, к системе государственных органов не относятся.
Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории.
Его суть заключается в автономности, самостоятельности населения от органов государственной власти в решении местных проблем.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами:
1) структура и компетенция этих органов определяется населением самостоятельно;
2) обладают полномочиями на решение вопросов местного значения;
3) в пределах своей компетенции издают правовые акты;
4) являются юридическими лицами;
5) не входят в систему органов государственной власти.
При всем многообразии систем органов местного самоуправления Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным.
Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы.
Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, число которых определяется уставом муниципального образования.
К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации.
Билет 3 вопрос 2. Проблемы построения ГО в России.
Сегодня проблеме формирования гражданского общества уделяется пристальное внимание во всем мире. И в этом плане многонациональная и многоконфессиональная Россия не является исключением. Более того, на нынешнем достаточно сложном этапе развития российской государственности, вопросы, связанные со становлением гражданского общества являются особо актуальными. Анализу причин и выработке практических рекомендаций по борьбе с экстремизмом и коррупцией как причинами, препятствующими становлению и развитию основ правового государства и гражданского общества, была посвящена проходившая 7 апреля 2011 г. региональная студенческо-преподавательская научно-практическая конференции «Проблемы становления гражданского общества в условиях многонациональной и многоконфессиональной России», посвященная 80-летию ДГУ. Её организатором выступил филиал ДГУ в г. Дербенте.
В ходе оживленных обсуждений и дискуссий, участники конференции Мирзабалаева Г.Ш., Сеидова Г.Н. остановились на том, что необходимо от общей констатации цели формирования гражданского общества перейти к совершенствованию путей реализации его ценностей, дальнейшему развитию устойчивых связей между государством и структурами общества по всем вопросам общественного развития на основе традиционных ценностей народов России. При этом важным приоритетом государства должно являться совершенствование нормативно-правовой базы институтов гражданского общества. Киласов Р.К., Мирзабалаева Г.Ш., Сеидов М.М., Мисриев А.М. Аппажев З.М. акцентировали внимание на проблемах идеологического вакуума. Ведь молодежь, выросшая в период перестройки легко поддается влиянию всего нового, в частности и экстремизму, потому что у нас нет определенной государственной идеологии и ясной молодежной политики. Во избежание попадания последних под влияние религиозного экстремизма, должна быть выработана программа развития молодежи на основе национальной идеи, которая будет базироваться на морально-нравственных принципах, и способствовать формированию культурно-воспитательного и мировоззренческого пространства.
В ходе обсуждения было также отмечено, что у нас в Дагестане фактически незаметна деятельность правозащитных организаций, которые являются необходимой составляющей гражданского общества.
По этому поводу, ученые из Кизляра и Избербаша справедливо заметили, что у нас гражданское общество пока не сформировалось.
Особое внимание было уделено нарушению прав и свобод граждан в современном обществе, а также правовому нигилизму, которым заражены мы все. В этой связи Гасанов А.А. подчеркнул, что правовой нигилизм является тяжелейшим недугом для современной российской государственности, способным разрушить основы этой государственности. Опасность правового нигилизма для российского общества на современном этапе его развития заключается не только в отрицании существующих норм и правил, но и в том, что предпринимаются попытки предлагать альтернативные, зачастую противоположные официальным ценности, открывая тем самым дорогу правовому радикализму.
Выступавшими студентами филиала ДГУ в г. Дербенте, Дербентского медицинского училища и др. было подчеркнуто, что молодежь не верит в прозрачность выборов, в возможность трудоустройства без взяток, считают, что многие демократические права и свободы лишь декларируются, на деле же идет их ущемление на каждом шагу.
Особо острые дискуссии разгорелись вокруг проблемы коррупции. Участники конференции, констатировали, что на нынешнем этапе исторического развития нашей страны экономика, образование, туризм, медицина, правоохранительные органы, международные связи и торговля – все это разрушается под воздействием похожей на смертельную болезнь коррупции.
По этому поводу Гашимов Р.Р. заметил, что один из самых примечательных моментов этой печальной ситуации заключается в том, что, с одной стороны, все наперебой жалуются на коррупцию и взяточничество, но, с другой стороны, те, кто еще вчера жаловался, получив затем повышение в должности и заняв ответственный пост, вместо того, чтобы противостоять этой системе, начинают сами брать взятки, т.е. же когда дело доходит до дела, большинство людей предпочитает решать вопросы именно с помощью взяток. «Складывается впечатление, что эти люди вовсе не были до этого против взяточничества и коррупции, они лишь высказывали свое недовольство тем, что одни имеют возможность пользоваться своим служебным положением, а другие нет» - отметил выступавший.
В итоге, все участники конференции согласились с тем, что каким-то законодательным актом сверху ничего невозможно исправить. Нам, обществу, надо начинать формирование гражданского общества с самих себя, с осознания того, что так дальше нельзя, что этот порочный путь коррупции, экстремизма, межнациональной и межконфессиональной вражды ведет общество к деградации и гибели.
Билет 4
Вопрос 1