Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.
Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
34. Избирательная система Республики Беларусь: основные принципы. Изменения в избирательном кодексе Республики Беларусь (2010 г.).
35. Сущность и классификация политических конфликтов.
36. Политический кризис. Разновидности кризисов власти. Пути и способы разрешения политических конфликтов
37. Понятие и разновидности международных отношений. Субъекты международных отношений.
38. Основные принципы и тенденции современных международных отношений.
39. Понятие и разновидности внешней политики. Геополитика как наука и деятельность государств на международной арене.
40. Особенности современного геополитического положения Республики Беларусь.
1. Республика Беларусь в системе международных отношений.
Материалы для подготовки к экзамену
Границы политики в обществе?
Границы политики в обществе, определяемые степенью вмешательства государства в различные его сферы, подвижны, изменчивы. В обществе есть вопросы (охрана безопасности граждан, развитие международных связей, охрана границ и т.д.), которые требуют постоянного властного регулирования, т.е. всегда являются политическими. Но любая общественная проблема может стать политической, если затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений и соответствующего вмешательства государства.
Проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. Где должны быть эти границы? В мировой политической мысли существовали и существуют следующие основные концепции, в рамках которых называются наиболее оптимальные, по мнению авторов, варианты границ политики в обществе, которые приближают это общество к идеальному.
Тоталитарные концепции исходят из необходимости всеобъемлющей политизации общества, когда государство непосредственно управляет всеми сферами, фактически упраздняя гражданское общество, автономию частной жизни. Границы политики совпадают с границами общества. Такой вариант организации общества существовал в истории реально (тоталитарные режимы ХХ века в Германии – 30-40-е гг, сталинский режим в СССР, политический режим Северной Кореи и др.).
Анархистские концепции, отождествляя политику с насилием, подавлением личности, считают необходимым сократить ее до минимума, заменив ее добровольным объединением снизу доверху свободных граждан. Политика в данном случае вообще должна исчезнуть из общества. Общества, выстроенные на данных принципах, реально в истории не существовали, т.к. создать социальную систему без государственного управления невозможно.
Либеральные концепцииразделяют общество на государство и гражданское общество. Государство должно решать конкретные, ограниченные задачи - охрана общественного порядка, обеспечение прав и свобод личности, создание благоприятных условий хозяйствования, но оно не должно вмешиваться в дела гражданского общества. Сфера политики ограничена. Границы политики, по мнению либералов, определяются практической целесообразностью, т.е. конкретно-историческими условиями той или иной страны. Степень вмешательства государства в жизнь общества может в один период времени увеличиваться, а в другой – уменьшаться, но всегда это вмешательство должно регулироваться законами.
Данная позиция по вопросу о границах политики в обществе является в настоящее время наиболее признаваемой как в теории, так и на практике в современной западной политической культуре, которая формируется с ориентацией на демократические политические ценности и выстраивание правового государства.
Повторение
ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИКА» | |
П О Л И Т И К А | 1. Политика(в широком смысле слова) – сфера общества, где совершаются политические действия: А) действия государства по отношению к членам общества (действия «сверху-вниз»; Б) действия членов общества по отношению к конкретным органам власти (действия «снизу-вверх»). |
2. Политика (в узком смысле слова) – деятельность различных субъектов за завоевание, удержание и укрепление государственной власти; | |
3. Политика– деятельность государства по управлению обществом. |
ВИДЫ ПОЛИТИКИ (Разновидности деятельности государства по управлению обществом) | |
Внутренняя: • Экономическая • Социальная • Демографическая • Культурная • Молодежная • Конфессиональная и др. | Внешняя: • Оборонительная • Политика по налаживанию экономических и культурных связей с другими странами и др. |
Границы политики в общества (позиции политических концепций) | ||
Тоталитарные концепции | Анархистские концепции | Либеральные концепции |
Должна быть всеобщая политизация общества | Политика в обществе должна быть сокращена до минимума | Сфера политики должны определятся практической необходимостью |
Функции политологии
Познавательная - политология исследует и объясняет политические явления и процессы и вооружает граждан систематизированными знаниями о политической жизни общества.
Инструменталистская (практическая) – на основе полученных знаний о политической жизни политологи вырабатывают рекомендации (создают политические технологии) для субъектов политических действий, которые становятся инструментом совершенствования политических отношений в обществе.
Прогностическая – политологи на основе полученных знаний определяют ближайшие и отдаленные перспективы политического развития общества, моделируют будущие политические процессы и отношения.
Мировоззренческая – политология вырабатывает конкретные политические идеалы и ценности для формирования определенной политической ориентации граждан в стране.
Повторение
ПОЛИТОЛОГИЯ | |
Объект политологии (на какую часть общества обращают внимание политологи) | Политическая сфера общества |
Предмет политологии (какие конкретно процессы они изучают в этой части общества) | Только процессы, связанные с завоеванием и функционированием политической власти |
Методы познания в политологии | ||
Эмпирические | Общелогические | Принципы философии как методы познания |
1. Наблюдение | 1. Анализ | 1. Принцип развития |
2. Документальный | 2. Синтез | 2. Принцип всеобщей связи |
3. Опросный | 3. Обобщение | 3. Принцип системности |
4. Абстрагирование | 4. Принцип детерминизма | |
5. Аналогия |
Структура политологии как науки (уровни познания) | |
Теоретический | Исследование общих закономерностей политических процессов |
Прикладной | Разработка практических рекомендаций участникам политики |
Структура политологии как учебной дисциплины |
1.Политология – наука и учебная дисциплина. |
2. Политика и политическая власть. |
3. Политическая система и основные политические институты общества. |
4. Политический процесс. |
5. Государственная политика и управление. |
5. Политическая культура и идеология. |
6. Международные политические отношения и геополитика |
Функции политологии |
Познавательная |
Инструменталистская (практическая) |
Прогностическая |
Мировоззренческая |
Структура государства
(из каких частей, элементов состоит государство как аппарат управления?)
Глава государства | ||
Органы законодательной власти | Органы исполнительной власти | Органы судебной власти |
Парламент - разрабатывает, обсуждает и принимает законы. | Правительство, органы исполнительной власти на местах (в областях, городах, селах) – реализует принятые законы на территории страны. | Система судов – осуществляет правосудие, наказывает нарушителей законов |
Кроме представительных органов в состав государства входят: - прокуратура - милиция (полиция) - органы государственной безопасности - вооруженные силы - тюрьмы |
Функции государства:
Внутренние:
· Экономическая- регулирование и управление экономикой
· Социальная – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений
· Культурная – управление развитием науки, искусства- духовной культуры
· Правовая - охрана общественного порядка,контроль за соблюдением законности
Внешние:
· Оборонительная - защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны
· Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами
Основные концепции происхождения государства |
Теологическая |
Патриархальная |
Договорная |
Марксистская |
Теория насилия и захвата |
Смешанная республика
Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом
Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь)
· Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны.
· Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров)
· Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку)
Парламентская республика: (Германия, Италия)
· Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом
· Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах
· Президент избирается парламентом и функции его ограничены
Смешанная республика (см. информацию выше) (Украина, Латвия,Литва)
Как формируется парламент?
Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны.
Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по- разному – используются следующие способы:
p Голосование избирателей (прямые и непрямые выборы)
p Назначение главой государства
p Наследование поста депутата по принципу родства и др.
Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.
Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно) – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.
Вступление закона в силу
Повторение
СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА |
Председатель (спикер) Вице- председатели (вице-спикеры) |
Профильные парламентские комиссии (комитеты) (осуществляют подготовительную работу по созданию и оценке законопроектов) |
Партийные фракции в парламенте |
ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА |
ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ: деятельность по изданию законов |
ФИНАНСОВАЯ:утверждение бюджета страны и отчета правительства о выполнении бюджета предыдущего года, установление налогов |
КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА |
ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: избрание президента в некоторых странах, назначение премьер-министра в парламентской республике и парламентской монархии, высших судей и др. |
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ: ратификация и денонсация международных договоров и соглашений, заключенных главой государства или правительством | |
Главная функция парламента – законотворческая | |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА | |
1. Разработка законопроекта и внесение его в парламент |
2. Обсуждение законопроекта в профильной комиссии и на пленарных заседаниях |
3.Принятие законопроекта |
4. Промульгация | |||
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА | |||
Определение понятия | Законодательная инициатива – право органа или лица, определенное Конституцией страны, вносить проект закона в парламент | ||
СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ |
Глава государства (президентская или королевская законодательная инициатива) | Правительство(правительственная законодательная инициатива) |
Депутаты (парламентская законодательная инициатива) | Избиратели в определенном количестве (народная законодательная инициатива) |
Голосование
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.