Гайтано Моска считал, что во всех обществах существуют 2 класса:
- правящий класс (класс меньшинства) (всегда монополизирует власть и этой властью наслаждается. Если происходит изменение власти, то всё равно власть переходит от меньшинства к меньшинству. Но достоинство меньшинства заключается в том, насколько это меньшинство может принять свои ряды представителей из большинства)
- класс управляемых (того большинства, которым управляют)
Моска полагал, что во-первых, меньшинство всегда лучше организовано, поэтому оно и обладает возможностями управлять большинством.
Моска также полагал, что реальной предпосылкой для вхождения в элиту могут стать:
- богатство (финансовые возможности)
- знатность происхождения
- хорошее качественное образование
Моска выделял в политическом классе многочисленный слой высшего начальства и более многочисленный слой начальников среднего звена. Тем не менее, и высшее начальство, и начальники среднего звена постоянно нуждаются в обновлении.
Моска выделял 3 способа формирования высшего и среднего начальства:
- наследование (наследование традиций, способов, приёмов)
- выбор (перед всеми руководителями и начальниками был выбор, кого именно взять в эту элиту)
- каптация (наследование). При доминировании критерия наследования политический класс становится закрытым, а общество впадает в застой (стагнацию).
При демократическом способе выборы политический класс становится открытым (с одной стороны хорошо, но с другой стороны увеличивается опасность кризисов и общественная политическая нестабильность). Поэтому выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями.
Моска отмечал, что специальные знания и подлинная научная культура (в т.ч. и культура управления) становятся политической силой только на высокой стадии развития цивилизации. Здесь доминирующим критерием становится способность управлять и знание и понимание собственного народа и его менталитета.
Вельфредо Парето ввёл в гуманитарные науки термин «элита». По Парето, элита – группа людей, которая занимает высокое положение в обществе. Он полагал, что принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в высшей степени обладают отдельные лица. На первое место Парето ставил психологические свойства людей. Он считал, что человеческие поступки определяются чувствами, бессознательными инстинктами. Он называл чувства и направленности людей остатками.
Парето выделял 6 наиболее важных остатков:
- инстинкт комбинации (склонность человека к выдумыванию, к приключениям и т.д.)
- стремление к постоянству институтов и традициям
- инстинкт общительности (потребность конкретного лица или группы в приземлении своих чувств, стремлений и т.д.)
- потребность в проявлении чувств (разные люди выражают свои проявления чувств по-разному, иногда даже неадекватно)
- инстинкт безопасности
- инстинкт сексуальности (политическую элиту также сотрясают сексуальные скандалы)
Парето считал, что эти остатки не осознаются. Любой человек, который стремится в элиту, стремится и обосновать эти импульсы с помощью определённых принципов. Эти логические обоснования Парето называл производными.
Остатки (психологические действия и мотивы) и производные (обоснования) организуются таким образом, что формируется два типа элит:
- лисы (действуют хитростью)
- львы (в основном используют силовые структуры, силовые приёмы)
Эти элиты сменяют друг друга. На смену лисам приходят львы, а на смену львам приходят лисы. Часто бывает так, что правящая элита приходит в упадок и вытесняется контрэлитой, т.е. новой правящей элитой уже по другим способностям. Для того чтобы процесс упадка элиты не был стремительным, необходимо подпитывать элиты новыми кадрами.
Следующим теоретиком концепции элит был Роберто Михель. Он утверждал, что элита зависит от степени организованности. Формирование и развитие элиты определяет организационная структура. Он сформулировал закон, получивший название «Железный закон олигархии». Сущность этого закона: чёткие организационные условия и четкие организационные принципы позволяют сохранить существование власть меньшинства. Теория элит: элита – это организованное меньшинство, которое управляет большинством людей, формирование элит связано с определёнными требованиями (главные: способность управлять и образование).
Классические теории элит сформировались в 20в. Их развитие продолжалось и сегодня для современной западной политологии характерна идея, что главными элитообразующими признаками является обладаение руководящими постами в важнейших сферах сообщества.
Франц. политологи определили политическую элиту как западную каску. Элита представляет собой своеобразный треугольник власти, состоящий из политиков, политологов, деловых кругов и высшей администрации.
Американские политологи утверждают, что в демократическом обществе элита состоит из нескольких сотрудничающих и конкурирующих между собой руководящих групп. Они считают, что однородной элиты не бывает.
Они включают в состав всей элиты США:
- экономическую элиту
- военную элиту
- профсоюзная элита
- политическая элита (имеет отношение к власти)
Политические элиты бывают двух типов:
- открытого (формируются из различных социальных слоёв)
- закрытого (формируются из ограниченного замкнутого круга представителей: по родственному принципу, по клановому и т.д.)
Выделяют системы формирования элит:
- антрапринёрская система (рассчитана на личностные качества кандидата, на его активность и изобретательность)
- система гильдий (типичная для закрытой циркуляции людей, но гильдия – это определённая группа, каста. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидатов на вершину власти
- административная (демократическая) элита (высший слой гос. чиновников, высокопоставленныве специалисты в области гос. управления, деловая экономическая элита (крупные собственники и предприниматели), идеологическая элита (профессиональные идеологи, руководители Сми, деятели культуры, писатели, композиторы и т.д.)
3.Политическое лидерство и его типология
Особый феномен власти также представляет политическое лидерство.
Политическое лидерство – способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей или даже целых социальных групп.
Признаки политического лидерства:
- наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, чем выделяется данная личность среди других личностей
- популярность данного человека, умение влиять на массы
- наличие своей команды исполнителей и помощников, готовых реализовать идеи своего руководителя
- ярко выраженные черты характера, положительно воспринимаемые массами людей (общительность, умение говорить, умение слушать)
- определённый уровень поддержки со стороны или официальных органов власти и официальных структур власти или со стороны частных социальных групп.
Факторы, влияющие на качество политического руководства:
- политические убеждения лидера
- политический стиль лидера (личные качества + умение не впадать в болтовню)
- политический опыт лидера
- политическая атмосфера, в которой лидер начинал свою деятельность (воспоминания о детстве и тяжких условиях прошлого могут влиять на настоящее поведение)
- реакция лидера на критические ситуации
Функции лидера:
- диагностическая (насколько лидер в состоянии адекватно, точно, правильно оценить ситуацию)
- директивная (определение направления действий: как и почему надо действовать именно в том направлении)
- нахождение и принятие оптимальных решений в конкретных ситуациях
- мобилизующая (вокруг лидера сплачиваются определённые слои, группы и т.д.)
- легитимизирующая (придание законности принимаемых решений)
- функция социальной защиты (от произвола других лидеров, людей и т.д.)
Типы лидерства:
- авторитарный
- демократический
- отстранённые
Способы реализации власти:
- традиционные лидеры (консервативные традиционные способы)
- рационально-легальные (выбраны демократическим большинством)
- харизматические лидеры (обладают свойствами, приёмами, средствами)
- консервативные
- реформаторские
- лидеры-служители
- лидеры-торговцы
- лидеры-вожаки
Тема:Политическая модернизация
1)Сущность политической модернизации и ее типы
2) Пути модернизации общества и политической системы
3) Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации
1.Сущность политической модернизации и ее типы
Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход общества от традиционного к переходному, а затем и к современному состоянию.
Проблемы политического развития стран в переходных условиях наиболее полно описываются теорией модернизации, которая представляет собой совокупность различных схем и моделей анализа, раскрывающих динамику преодоления отсталости традиционных государств.
Типология политических систем по критериям их развитости:
- примитивные системы характерны для сообществ, которые находятся на начальной стадии своего политического развития (клан, деревня). В таких системах в одном лице могут совмещаться функции политического, религиозного и хозяйственного руководителя.
- традиционные системы. Для них характерна подданическая политическая культура и культура властвующего субъекта. Органы власти дифференцированы. Пример – политические системы феодальных обществ и монархии традиционного типа.
- модернистские (современные) системы присущи обществам современного типа. Они характеризуются высокой степенью дифференциации политических институтов (государственных и негосударственных), делением власти на три ветви, деятельностью партий, организаций и т.д. Модернистские системы открыты для дальнейшего развития.
Становление современного общества в западной Европе растянулось на несколько столетий, начиная с 16 столетия. В это время набрало силу западная индустриально-капиталистическая цивилизация, были заложены основы современных политических институтов и стилей поведения и начало формироваться гражданское общество.
Модернизационный аспект в политической сфере имел свои особенности:
- модернизация в Европе сопровождалась образованием нации, что способствовало активности национальных движений.
- в ходе модернизации стала осуществляться перестройка всей системы власти и управления в государстве, возросла роль права, стал внедряться принцип разделения властей
- в процессе модернизации значительно расширилась политическое участие граждан
Критериями модернизации являются:
- высокий уровень индустриализации и устойчивое экономическое развитие
- наличие развитых политических и управленческих структур
- значительное влияние факторов гражданского общества
- высокое качество жизни населения
- развитая профессиональная структура населения
- значительный удельный вес среднего класса в социальной структуре
Основными предпосылками модернизации выступают:
- консолидация этнического, территориального языкового пространства
- формирование государства и нации
- высокий уровень экономического развития
- доминирование городского населения над сельским
- достаточно высокая активность граждан в политике
- утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства интересов различных социальных групп
Модели модернизации:
- классическая хаотическая (страны западной Европы, США, Австралия):
- синхронность созревания условий и факторов модернизации
- наличие стабилизирующих факторов
- растянутость по времени (14-19вв.)
- запаздывающая (неорганическая) (Балканские страны, Аргентина):
- отсутствие развитого рынка, гражданского общества, правового государства
- авторитарный характер власти
- форсированная (Южная Корея, Сингапур, Тайвань):
- ограниченные сроки модернизации (30-35 лет)
- ориентированность экономики на экспорт
- авторитарный характер власти, который обеспечивает стабильность и правопорядок
2.Пути модернизации общества и политической системы
В политологической литературе выделяют 3 этапа модернизации:
- первичную
- вторичную
- глобальную
1) Первичную модернизацию называют стихийной или оригинальной. Согласно концепции развития, это процесс модернизации западных стран, прежде всего, Западной Европы, США, Канады. Он охватил эпохи первой промышленной революции, разрушение наследственных сословных привилегий, провозглашение равных гражданских прав и становление институтов представительной демократии.
Этот процесс носил характер естественной эволюции общества и осуществлялся в след. последовательности:
- сначала происходили перемены в духовной сфере (возрождение, реформация, просвещение)
- затем трансформировалась экономическая основа (т.е. вызревали новые интересы и формировался новый экономический уклад, основанный на капитале)
В результате этих изменений стала расширяться деятельность людей, не связанная напрямую с государством – формируется гражданское общество. И лишь после этого идёт преобразование политической системы, которая обеспечивала представительство реальных интересов и массовое политическое участие.
2) Вторичная модернизация – демократическое преобразования «вдогонку». Она обусловлена неравномерностью экономического и политического развития стран. Осуществлялась болезненно, противоречиво, носила циклический и непоследовательный характер. В качестве прообраза государства по началу признавалось свободное американское общество. В 50-60 гг. ХХ в. модернизация понималась как копирование развивающимися странами западных устоев во всех областях жизни. Поэтому суть модернизации понималась как вестернизация. В 70-90 гг. ХХ в. большинство исследователей начали приходить к убеждению, что западная цивилизация хоть и уникальна, но не универсальна. Встал вопрос о целесообразности и возможности копирования другими странами западных стандартов и вообще должны ли незападные общества отказаться от национальных культур и принять основные ценности западные. Попытки незападных государств (Китай, Турция, Япония, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) модернизировать свои страны на основе, в т.ч. и западных ценностей, скорее убеждают в том, что эти страны стали современными, но не западными.
3) Глобальная модернизация – процесс качественного совершенствования всех современных обществ и политических систем, когда универсальной для всех стран ставят модель постиндустриального и гуманного политического бытия.
Проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов.
Теоретики либерального направления: Даль, Алмонд, Пай. Они полагали, что главным условием перехода общества к модерну является появление среднего класса и рост уровня образования населения. Именно эти факторы ограничивают вмешательство идеологии в регулирование социальных процессов и приводят к созданию дополнительных центров властного влияния. Характер и динамика модернизации по мнению этих учёных зависит от открытой конкуренции свободных элит и от степени вовлечённости граждан в политику.
По мнению Даля, Алмонда, Пая возможны 4 варианта развития событий:
- при приоритете конкуренции элит над включением рядовых граждан в политические процессы складываются оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ
- в условиях возвышения роли конкуренции элит нопремистской и отрицательной активности основной части населения возникают предпосылки установления авторитарных режимов власти и замедления процессов реформирования общества.
- доминирование политического участия населения в делах общества над соревнованием свободных элит способствует нарастанию охлократических тенденций (охлократия – власть толпы), что может провоцировать ужесточение политических противоборств и замедление преобразований.
- одновременная минимальная активность элит и минимальное участие граждан в политике ведёт к хаосу, к дезинтеграции общества и политической системы и может провоцировать закрепление у власти третьей силы и установление диктатуры.
Другая часть учёных – представители консервативного направления.
Представители:Хангтингтон. Он считал, что главными источниками модернизации выступают конфликты между мобилизованностью населения, его включённостью в политическую жизнь и институционализации (т.е. наличием необходимых структур и механизмов для артикуляции их интересов). Они считают, что в странах, находящихся на переходных этапах его развития граждане не подготовлены к правильному использованию институтов власти, а государство не в состоянии механизмы, способные конструктивно трансформировать энергию масс. Это приводит к дестабилизации режима. Этот путь обеспечивает политическую стабильность, но не исключает использования авторитарных режимов.
3.Условия эффективности политической модернизации. Кризисы в ходе модернизации
Условия эффективности политической модернизации:
- установление сильной исполнительной власти
- необходимый уровень социально-экономического развития
- последовательность в осуществлении преобразований
- установление одинаковых правил политической игры для субъектов политики
- достижение определённого согласия между политическими силами
- демократические убеждения политических лидеров
- достижения в области культуры и образования
- развитие внешнеполитических связей
В качестве результатов модернизации любой страны предполагаются черты, свойственные индустриальному (модернистскому) обществу:
- в экономике:
- утверждения в производстве индустриальных технологий
- рыночные отношения
- использование науки
- создание развитого промышленного сектора
- формирование услуг
- в социальной сфере:
- преодоление элементов сословности в общественных отношениях
- расширение области целерациональных отношений, основанных на профессиональных и рыночных критериях
- в политической сфере:
- развитие централизованных государств
- создание разветвлённой политической системы со специализацией её институтов
- формирование конкурирующих элит
- вовлечённость граждан в политику
- становление правового государства и гражданского общества
- в духовной сфере:
- развитие системы образования, науки, СМИ
- становление идейного многообразия (плюрализма)
Кризисы политического развития в ходе модернизации:
- революционный кризис (представляет собой неспособность правящей элиты управлять прежними методами и нежелание народных масс сохранять старую систему)
- кризис революции (заключается в утрате новой политической элитой поддержки со стороны основных общественных групп. Это происходит в ходе сужения социальной базы новой власти в результате усиления репрессий в отношении противников и др.)
- кризис распределения материальных и социальных благ (предполагает, что усиление экономического и социального неравенства вызывает разочарование населения и привод к протестным настроениям. Стратегией выхода может стать эффективная система налогообложения, система социальной и адресной помощи, поощрение бизнеса)
- кризис участия (обусловлен ростом групп интересов соревнующихся за доступ к рычагам власти)
- кризис идентичности (связан с поиском новых духовных ориентиров и крахом старых ценностей)
- кризис легитимности (возникает в результате несовпадения целей правящего режима и основной части граждан)
Выводы:
1) Модернизация – процесс перехода к современным демократическим обществам и к новому качественному уровню политической культуры и отношений. Модернизация это не копирование западных политических ценностей.
2) Модернизация – глобальный процесс непрерывного движения обществ к новому качеству политического бытия. Не существует универсальных теоретических схем и моделей модернизации, её содержание, темпы и результаты определяются традициями, менталитетом, уровне развития и т.д.
3) Модернизация в каждой конкретной стране – это длительный исторический этап последовательных преобразований. Её нельзя форсировать, игнорируя национальную специфику и нетворчески применяя опыт других стран.
4)Политическая модернизация далеко не всегда приводит к утверждению демократических норм и принципов власти (Пример: Германия в 30-е годы).
Тема:Представительство и выборы
1) Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы
2) Понятие и типы избирательных систем
3) Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
4) Избирательная система РБ
1.Сущность и функции выборов в политической системе общества. Избирательное право и его принципы
Выборы – важнейший компонент современной политики.
Выборы – способ существования демократии.
Выборы показывают уровень политической культуры, степень организованности самого общества. Это связано с тем, что у выборов и у выборной системы есть различные функции.
Функции выборов:
- функция формирования органов власти, их легитимизация (избиратели путём выборов определяют своих представителей в органах власти, наделяют их правом принимать решения)
- функция реализации представительства разнообразных интересов населения (в избирательных платформах формируются основные требования конкретных групп населения)
- функция контроля институтов власти (выборы позволяют избирателям вынести свой вердикт о правительстве и оппозиции, изменить состав органов власти, воздействовать на политический курс)
- функция коммуникативности (выборы позволяют расширить коммуникацию между политическими субъектами, между гражданами и властью)
- функция мобилизационная (победившая партия (группа) старается привлечь на свою сторону как можно больше граждан к реализации поставленных задач)
- функция конституирования оппозиции (формирование оппозиции, выполнение ею функции критики правительства и контроля его деятельности, разработка альтернативных власти проектов)
Все вышеназванные функции выборы выполняют только в том случае, если они организованы демократически.
Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти.
Принципы избирательного права:
- всеобщность выборов (активное избирательное право имеют все граждане, достигшие определённого возраста)
- свобода выборов (избиратель вправе лично решать, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать)
- прямое голосование (избиратель непосредственно голосует за конкретного кандидата)
- равенство выборов (избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, все кандидаты имеют равные возможности)
- тайное голосование (голосование, которое исключает какой-либо контроль волеизъявления избирателя)
2.Понятие и типы избирательных систем