Тема 1. история политических учений
Вопросы и задания
1.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) макиавеллизм;
б) охлократия;
в) олигархия;
г) деспотизм;
д) теория «общественного договора»;
е) аристократия;
ж) тирания;
з) полития;
1) правление большинства, обладающего имущественным и образо-вательным цензом;
2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения, заключенного свободными гражданами для защиты и наиболее полной реализации их естественных прав;
3) неограниченное и жестокое правление одного человека;
4) образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами ради достижения поставленных политических целей;
5) власть немногих;
6) власть толпы;
7) власть лучших;
8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.
2.Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основания для такого утверждения?
3.Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения применим сегодня?
4.В работе «Государь» Н. Макиавелли формулирует принципы деятельности главы государства. Назовите их.
5.Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный – частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение философа? Какие элементы государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?
6.Дж. Локк и Ш. Монтескье считали законодательную власть верховной. Дж. Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», развивая теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?
7.Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного предста-вительства, считавший представительную власть рабством. Какие аргументы он приводит для обоснования своей позиции? Согласны ли Вы с ним?
8.Укажите, кому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять, почему»:
а) Конфуцию;
б) Лао-цзы;
в) Мо-цзы;
г) Шан Яну.
9.Укажите, кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства:
а) Т. Мор;
б) Конфуций;
в) Платон;
г) К. Маркс.
10.Какую форму государственного устройства считали наилучшей Дж. Локк и Ш. Монтескье?
11.Укажите, кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими законами, кроме справедливых законов бога и природы:
а) Августин;
б) Платон;
в) Ж. Боден;
г) Т. Гоббс.
12.Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения властей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредоточена в руках какого-либо одного органа. Дж. Локк и Ш. Монтескье, напротив, обосновали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?
13.Укажите, кто утверждал, что «учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и предполагать, что всегда проявят злобность своей души, едва им преставится к тому удобный случай»:
а) Н. Макиавелли;
б) Т. Гоббс;
в) Дж. Локк;
г) А. де Токвиль.
14.Укажите, кому принадлежит мысль о том, что демократия – это власть неимущих и невежественных людей, не способных управлять разумно:
а) Ж.Ж. Руссо;
б) М. Веберу;
в) Платону;
г) Аристотелю.
15.Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему она сменила теорию божественного происхождения государства.
16.Укажите, кто является автором теории о влиянии климата на политический процесс:
а) Ф. Аквинский;
б) Г. Маккиндер;
в) Ш. Монтескье;
г) Ж. Боден.
17.Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) славянофильство;
б) евразийство;
в) «русская идея»;
г) почвенничество;
д) «русский византизм»;
е) западничество;
ж) народничество;
1) комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе;
2) направление русской общественно-исторической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу;
3) политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева;
4) направление русской общественно-политической мысли, обосно-вывающее самобытность общественного и государственного развития России;
5) течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России;
6) общественно-политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации – Евразии – нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;
7) общественно-политическое направление, выступавшее за некапита-листический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).
18.Представителям каких направлений русской политической мысли принадлежали следующие высказывания:
а) «Свобода совести, свобода мысли – вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности»;
б) «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человечес-кому эгалитарный и эмансипированный прогресс XIX века, очень непрочен и… должен привести или к всеобщей катастрофе, или к медленному, но глубо-кому перерождению человеческих сообществ на совершенно новых и вовсе нелиберальных, а, напортив того, крайне стеснительных и принудительных началах»;
в) «Свобода без социализма – это привилегия, несправедливость; социализм без свободы – это рабство и скотство»;
г) «Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодер-жавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, народами и странами правят идеи»;
д) «Русский народ государствовать не хочет… Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт – жизнь мирную духа, свободы общественной – народной жизни внутри себя»;
е) «Политическая власть, в собственном смысле слова, – это организованное насилие одного класса для подавления другого».
19.В своих «Философических письмах» П. Чаадаев отверг внутреннее религиозно-культурное родство России и Запада. Он говорил: «Абиссинцы тоже христиане, ну и что из этого?»
Со своей стороны, другой российский мыслитель В. Вейдле защищал идею о том, что христианство обрекает Россию быть частью Европы. Термин «Евразия» представляется ему нонсенсом: если считать Россию «Евразией», то Испания окажется «Евроафрикой», так как мавританское влияние было там не меньшим, чем татарское на Руси.
Сопоставьте воззрения П. Чаадаева и В. Вейдле. Аргументируйте свою позицию по проблеме «Россия–Запад».
20.Укажите, кому принадлежит идея образования Всеславянской федерации (с Константинополем как столицей):
а) К.Н. Леонтьеву;
б) Н.А. Бердяеву;
в) П.И. Пестелю;
г) Н.Я. Данилевскому.
21.В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем отличается русская великодержавность от имперского сознания других народов (имперских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобритании XVIII–XIX вв., современных США)?
22.Укажите, кто является автором концепции «героев и толпы»:
а) П.Н. Ткачев;
б) Н.К. Михайловский;
в) Н.Я. Данилевский;
г) М.М. Сперанский.
23.А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те и другие любили свободу. И те и другие любили Россию: славянофилы – как мать, западники – как дитя. Сопоставьте социально-политические воззрения славянофилов и западников.
24.Сравните взгляды А.С. Хомякова и М.А. Бакунина на проблему государственной власти. В чем сходство различие между ними?
25.Укажите, кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»:
а) А.С. Хомяков;
б) Л.А. Тихомиров;
в) К.Н. Леонтьев;
г) В.С. Соловьев.
26.Укажите, к какому направлению русской политической мысли принадлежал Н.Я. Данилевский:
а) либеральному;
б) консервативному;
в) анархическому;
г) народническому.
27.Укажите, кто разработал учение об идеократическом государстве:
а) славянофилы;
б) большевики;
в) евразийцы;
г) западники.
28.Рассуждая о психологии русского народа, национальном характере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности» подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость… Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики… Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном … Душа России – не буржуазная душа, душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно… Созревание России до мировой роли предполагает ее духовное возрождение».
Как, на Ваш взгляд, соотносятся эти мысли Н.А. Бердяева с общественно-политическими процессами в современной России, насколько они актуальны сегодня?
29.Укажите, кто является автором концепции «персоналистического социализма»:
а) Г.В. Плеханов;
б) П.Б. Струве;
в) Н.А. Бердяев;
г) П.А. Кропоткин?
30.Укажите, кто из названных отечественных авторов был представителем христианского социализма:
а) И.А. Ильин;
б) С.Н. Булгаков;
в) М.Н. Катков;
г) Б.Н. Чичерин?