Тема 3. История политических учений

Восточная деспотия - форма государства, при которой вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежит одному властителю наследственному монарху, правящему при посредстве сложного военно-бюрократического аппарата; деспотии характерны для большинства древневосточных государств (Египет, Ассирия, Вавилония, Персия, Индия, Китай и др.).

Теологическая концепция власти (Аристотель, Аврелий Августин) – одно из наиболее ранних определений власти, согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, – лишь исполнители божественной воли.

Традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

Харизматическая легитимность базируется на вере в особый талант лидера, который претендует на доступ к политической власти, вею харизму — Божественный дар, благодать. Доверие граждан в этом случае имеет эмоциональный характер и основывается на личной симпатии к лидеру.

Власть харизматического лидера чаще не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму. Рациональная легитимность это легитимностьгосударственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом.

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитетнарода) — доктрина, согласно которой народгосударства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти.

Макиавелли́зм — термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном. Термин произведён от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли и связывается с идеями, изложенными им в его книге «Государь».

Реформа́ция (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Протестанти́зм — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций.

Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм.

Рассматривая человека с этической в политической точек зрения, Гоббс следует той же дедуктивной, математической методе, как и в физике. Этика и политика тесно связаны, ибо все этические понятия начинаются лишь с перехода людей из состояния природы в состояние государства. По природе все люди равны между собой. Из этого естественного состояния равенства всех людей должна возникнуть война всех против всех.

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права, как результат соглашения между людьми.

Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга.

Секуляризация – противоположное сакрализации: эмансипации от религии и церковных институтов в мировоззрении, практической деятельности и т.д.

Права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Государство ночной сторож – метафорическое определение государства, которое свои функции ограничивает формально-юридической защитой прав и свобод граждан, поддержанием законности и порядка, созданием нормальных условий для торговли и защитой страны от иноземного вторжения.

Охранительное (консервативное) направление(консерватизм) - направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные изменения.

Революционные демократы в России, представители революционного движения, идеологи крестьянской демократии. Революционно-демократическая идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и стала определяющей в общественном движении 60—70-х гг. По социальному положению Революционныедемократы — главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне.

Крестьянский социализм -в целом это направление русской общественно-экономической мысли прямо связано с идеями декабристов и Радищева, но переход от дворянской революционности к крестьянской воплотил в себе Александр Иванович Герцен. Он и придал русскому социализму вполне определенный крестьянский характер.

Народничество - Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализмучерез крестьянскую общину, минуя капитализм.

Революционный социализм — совокупность социалистических теорий и движений, утверждающих необходимость коренного изменения социально-экономической и политической системы государства посредством революции.

Задание 2

Наши рекомендации