Прикладные аспекты политической коммуникации
Прикладные аспекты политической коммуникации связаны, прежде всего, с «рекламизацией» и «медиатизацией» политики. Именно в этой плоскости находятся профессиональные интересы специалистов по связям с общественностью в политической сфере.
На современном этапе политика часто «вынуждена» подчиняться внутренним законам СМИ и законам рекламного бизнеса. Для политики характерна игра на публику. Она стала зрелищной, персонифицированной, драматургичной.
«Рекламизация» политики проявляется в произвольном толковании политической реальности, ее упрощении, высвечивании одних сторон и оставлении в тени других, не менее важных. Аудитории навязываются чуждые, необдуманные мнения и представления. Согласно законам рекламного дела политикам рекомендуется, что одевать, как себя вести, что и как говорить. В результате становится возможным создать привлекательный для населения образ политического деятеля.
СМИ поставляют гражданам наибольшее количество информации, касающейся политики, воздействуя при этом на конкретные оценки и действия в политической сфере.
Возникло новое направление рекламной деятельности – политический маркетинг. Он включает:
- исследование настроений, проблем, интересов в том округе, где баллотируется кандидат;
- выбор стратегии предвыборной кампании, основных ее тем и конкретных тактик;
- проведение собственно предвыборной кампании.
В результате этой деятельности вне зависимости от степени интереса к политике умелым использованием рекламных и информационных технологий достигается изменение политических установок населения.
Влияние СМИ носит «кумулятивный» характер: воздействие сообщений СМИ будет увеличиваться, если оно устойчиво, долговременно и многоканально. Существуют три базовые модели влияния СМИ на избирателей:
1) Модель повышенной (положительной) информационной чувствительности. Электоральные предпочтения аудитории того или иного СМИ связаны с соответствующим представлением политического персонажа в этом СМИ.
2) Модель пониженной (нулевой) информационной чувствительности. Связь электоральных предпочтений СМИ с представлением политического деятеля или отсутствует совсем, или не является значимой.
3) Модель протестной (отрицательной) информационной чувствительности. Изменения электоральных предпочтений аудитории конкретного СМИ обратно представлению в нем политического актора.
Прикладные аспекты массовой политической коммуникации связаны также с пропагандой. Пропаганда – вербальная и/или невербальная коммуникация, при помощи которой стремятся повлиять на политические мнения, установки, политическое поведение людей. Под пропагандой понимают искаженное, ориентированное на личную выгоду лица или группы намеренное представление суждений и фактов. Тот, кто осуществляет пропаганду, всегда намерен достичь определенного результата, например улучшить собственную репутацию или очернить врага.
В процессе пропаганды сообщение о происходящих событиях имеет своей основной целью не информирование населения, а формирование определенного общественного мнения. Как правило, ему придается идеологический характер. Факты и мнения, несовместимые с пропагандой, не сообщаются или остаются в тени.
Важным приемом пропаганды является дискредитация – распространение негативной информации о некотором политическом объекте. Она считается эффективным методом политической борьбы. Основными средствами дискредитации являются:
1) Политические скандалы[92]. Скандалы в политике – своеобразный способ достижения политического влияния и власти. В то же время они могут отрицательно воздействовать на предвыборную кампанию и итоги голосования.
На общественном уровне скандалы, особенно когда их не слишком много, могут повысить уровень общественной морали, демонстрируя, какие именно действия неприемлемы и вызывают осуждение. Тем самым также определяются «правила игры» в сфере политики. Когда скандалов много, они, наоборот, негативно воздействуют на нормы морали, снижают доверие населения к политическим институтам и действующим субъектам.
2) Политические слухи[93]. Слухи – это новости, которым не нашлось места в официальных СМИ. В ходе их передачи и обсуждения происходит процесс адаптации к новым политическим реалиям. Особенно много слухов появляется в ситуациях катастроф и социальных потрясений.
Функции политических слухов разнообразны. Они позволяют составить представление о политической сфере, непосредственно влияют на политическое поведение людей (как политических деятелей, так и рядовых граждан), усиливают или снижают напряженность, провоцируют население на массовые выступления (беспорядки, забастовки, ажиотажный спрос на товары и т.п.). Кроме того, «запуская» тот или иной слух, можно выяснить, кто и как будет реагировать на его содержание. С помощью слухов дискредитируют политических оппонентов, компрометируют политических союзников.
В связи с вышесказанным актуальным является вопрос контроля и оценки информации, поступающей по определенным каналам. Особое значение он приобретает во время выборов. Специальные законы и нормативные постановления определяют, насколько свободно пресса может критиковать действия правящей элиты, работу правительства и т.п. Существуют также непрямые формы цензуры, обеспечивающие давление на представителей СМИ со стороны государства, других субъектов политической власти (например, отдельных политиков, политических партий).
Вопросы и задания
1.Опишите систему политической коммуникации и ее основные элементы.
2.Раскройте содержание формальных и неформальных средств политической коммуникации. Какие из них наиболее востребованы в российской политике?
3.Какое влияние оказывает политическая коммуникация на политический процесс?
4.Покажите воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни общества.
5.Как функционируют в обществе средства массовой коммуникации?
Сравните между собой коммуникационное воздействие радио, телевидения и печати в политической системе.
6.Какие средства политической коммуникации являются наиболее эффективными в условиях российской политической ситуации?
7.Расскажите о коммуникативных возможностях «связей с общественностью» формировать общественное мнение.
8.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) массовая коммуникация;
б) политический процесс;
в) выборы;
г) политический маркетинг;
д) средства массовой информации;
е) политический символ;
ж) пропаганда;
з) слух;
и) политическая коммуникация;
к) дискурс;
л) манипуляция;
м) политическое государственное общение;
н) влияние;
о) политическое общество;
п) политическая активность;
1) способность субъекта вызывать изменения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, а также в поведении некоего объекта в процессе взаимодействия с ним;
2) знак, выполняющий коммуникативную функцию, устанавливающий связь между личностью и властью;
3) все формы индивидуального или коллективного доступа к власти и замещения должностей путем избрания голосованием, что наделяет избранных лиц правом принимать решения;
4) скрытое воздействие на политическое сознание в целях формирования определенного политического поведения;
5) совокупность отдельных действий, акций и интеракций, т.е. взаимодействий, индивидов в политике, направленных на достижение какой-либо цели;
6) комплекс политических институтов;
7) целенаправленное убеждающее воздействие на общественность путем формирования политических позиций, имеющее целью формирование желаемых убеждений;
8) передача предметных сведений по каналам межличностного общения без предоставления надежных гарантий достоверности;
9) тип политических отношений, вобравших в себя всю совокупность политических сообщений (требования, приказы, суждения, идеи, факты, сведения и т.п., а значит, информацию в широком смысле), источников выработки, средств и каналов обмена такой информацией, что придает структуру и осмысленность политике как таковой;
10) постоянный процесс передачи политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами;
11) процесс сообщения информации с помощью высокотехнологичных средств (печать, радио, телевидение, Интернет и т.п.) масштабным и рассредоточенным в пространстве аудиториям;
12) особый идеальный вид речевой коммуникации, осуществляемый в максимально возможном отстранении от социальной реальности, авторитетов, интересов, мотивации и т.д., позволяющем сформировать никем не оспариваемый минимум проблем и решений, а также критически обсудить взгляды и намерения участников;
13) последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые совершаются под влиянием внутренних и внешних условий жизни общества;
14) средства и организации, при помощи которых происходит передача информации многочисленной аудитории.
15) комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них в целях победы на выборах.
9.Каковы психологические условия возникновения и распространения слухов?
10.Приведите конкретные примеры политических скандалов и слухов из современной российской политической практики.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Политическая коммуникация для политической системы – это то же, что кровообращение для организма человека» (Р.-Ж. Шварценберг, французский политолог ХХ в.).
«Пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читатетелям, о чем думать» (Б. Коэн, американский политолог, социолог ХХ в.).
«Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации» (А.В. Облонский, российский политолог конца ХХ–начала XXI в.).