Политического поведения личности
Совокупность проявлений внешней и внутренней активности индивидуальных и групповых субъектов, их реакции на деятельность политической системы проявляются через политическое поведение. Современные объяснения политического поведения исходят из того, что содержание поведения определяется тремя формами проявления человеческой активности: инстинктами, навыками и разумными действиями.
Значительное число форм поведения имеет инстинктивный характер. Инстинкты – это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление поведению. В политической сфере проявляются все человеческие инстинкты – от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения.
Инстинкт самосохранения толкает отдельных людей не только на борьбу за власть, но и вызывает нерациональные с точки зрения здравого смысла действия[8]. К инстинктивным видам поведения также относят жестокость, насилие, агрессию.
Люди, способные не только соперничать, но и сотрудничать друг с другом, демонстрируют такой вид инстинктивного поведения как солидарность[9]. Они идентифицируют себя с определенной группой (партией, организацией, нацией и т.п.) и объединяют усилия, направленные на достижение единых целей и интересов.
Следующая форма поведения – навыки – есть результат прижизненного научения. Навыки – это определенные умения, которые необходимы для выполнения своих ролей и функций участниками политического процесса; привычки, образующиеся у граждан в конкретной политической культуре; стереотипы как следствия повторения политических действий.
Политические умения повышают компетентность и означают, что человек знает, что он должен делать в той или иной политической роли и как добиться желаемого результата.
Граждане должны обладать определенным набором навыков, а государство должно создавать условия, необходимые для их приобретения. Будущие политические лидеры как правило вначале получают необходимый опыт работы в молодежных и иных организациях. В некоторых странах избранных депутатов обучают, для того чтобы повысить их политическую компетентность.
Третья форма поведения – разумные действия. Они характеризуют степень осознанности человеком тех или иных политических действий. Их отличие от инстинктов и навыков заключается в целенаправленности. Свое выражение разумные действия находят в программах, доктринах, концепциях конкретных акций, кампаний и т.п. Однако поведение никогда полностью не совпадает с обозначенными в доктринах ориентирами.
В реальности политическое поведение включает в себя все три формы – инстинкты, навыки, разумные действия. Но кроме них есть еще конкретные психологические элементы, позволяющие более глубоко познать механизмы политического поведения.
На поведение личности оказывают влияние самые разнообразные факторы:
1) Внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения.
Политическая система и ее отдельные институты к поведению человека предъявляют свои требования, которые зависят от конкретной ситуации. В одних случаях от личности ждут высокой активности (например, голосование на выборах), в других – ее активность не поощряется (забастовки, демонстрации и т.п.).
2) Потребности действующего индивида или группы.
В политике действуют обычные человеческие потребности – удовлетворение материальных нужд, безопасность, любовь, самореализация[10], самоактуализация[11]. Американский социолог Рональд Инглхарт (род. 1934) предложил их разделить на материалистические (потребности материальные – владение деньгами, домом, автомобилем, одеждой, достаточное питание и другие экономические достижения) и постматериалистические (потребности в любви, самореализации, самоактуализации и т.п.). Он утверждал, что в 60-х гг. ХХ в. молодежь в индустриально развитых странах, удовлетворив материальные потребности, почувствовала необходимость самовыражения вообще и в политике в частности.
3) Мотивы[12], которыми руководствуется субъект.
Мотивация способствует формулированию цели и программы деятельности и является побудительной силой поведения. Американские политологи Дэвид Макклелланд (1917 – 1998) и Джон Аткинсон (род. 1923) выделили три самых важных, по их мнению, мотива, которые определяют политическое поведение:
· Власть как некая ценность, к обладанию которой в той или иной степени стремятся все (речь идет о власти вообще).
Есть люди, у которых потребность во власти является доминирующей и они пытаются ее достичь во что бы то ни стало. Чрезмерное стремление к власти бывает обусловлено самыми разными обстоятельствами: низкой самооценкой, страхом пассивности, слабостью, опасением оказаться в подчинении, результатом развития агрессивных и деструктивных черт личности и т.п.
Мотив власти может дополняться мотивом контроля над людьми и ситуацией. По мере продвижения к социальной зрелости человек становится все более способным к контролю над собственным поведением. Это, в свою очередь, придает ему уверенность в себе, расширяет его возможности участвовать в различных сферах общественной жизни, в том числе и политике.
· Достижение как забота о самосовершенствовании, повышении мастерства, стремление добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Данный мотив, по мнению Д. Макклелланда и Д. Аткинсона, определяет высокий уровень квалификации, установление повышенных стандартов работы, манипулирование, организацию физического и социального пространства, преодоление препятствий, соревнование, победу над кем-либо. Такая мотивация, как правило, определяет поведение лидера. Люди, которые стремятся к достижениям, чаще других испытывают и потребность во власти, которая им нужна для того, чтобы добиться поставленной цели.
· Аффилиация[13], направленная на установление товарищеских, теплых отношений человека с его окружением. Для личности, ориентированной на данный мотив, большее значение имеет эмоциональный комфорт, чем контроль над другими людьми, власть или успех. Для политика с такой мотивацией важно признание, одобрение со стороны других, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядового гражданина аффилиация определяет принадлежность к таким политическим группам, организациям, которые не только отстаивают его интересы, но и дают ощущение сплоченности и защищенности.
Кроме перечисленных факторов – внешняя среда, потребности и мотивы – на политическое поведение значительно влияют:
- установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;
- личностные особенности ролей, стилей принятия решений, межличностных отношений, мышления (когнитивный стиль);
- собственно действия и поступки;
- обратная связь между поведением и условиями.
Политическое поведение личности проявляется в организованных и стихийных формах. Организованные формы связаны с участием в партиях, группах интересов, движениях и т.п., где есть четкая система распределения ролей, функций, иерархических отношений. Стихийные формы представлены незапланированными (или необдуманными, иррациональными) поступками – массовыми выступлениями, бунтами, восстаниями, митингами протеста и т.п.
Политическое участие
В любом государстве складывается та или иная вовлеченность граждан в политику.
Политическое участие можно определить как индивидуальные или групповые, по преимуществу добровольные воздействия на власть любого уровня, связанные с относительно эффективным участием (непосредственным или опосредованным) в разработке, принятии и осуществлении политических решений или курсов.
Политическое участие должно соответствовать следующим условиям:
- должен быть конкретный политический акт, включая вербальное выражение;
- участие, за редким исключением, должно быть добровольным[14];
- действительный, а не фиктивный характер участия при наличии реального выбора, альтернативы.
Виды политического участия разнообразны:
· легитимное (выборы, согласованные с властями митинги и демонстрации и т.п.) и нелегитимное (гражданское неповиновение, терроризм, восстание, переворот);
· институционализированное (голосование, участие в деятельности партии) и неинституционализированное (массовые волнения, не признанные законом группировки с политическими целями и т.п.);
· местное (вовлечение граждан в решение местных проблем) и общенациональное (участие в масштабах всей страны).
На тип политического участия значительное влияние оказывает политический режим. Для демократических стран характерно автономное политическое участие. Оно основано на добровольных действиях и целерациональной мотивации, которая подкрепляется развитыми представлениями о политике. При тоталитарном режиме имеет место мобилизованное участие, символическое вовлечение масс в политические действия, имитирующие общественную поддержку. Оно достигается посредством манипулирования или неполитической мотивации путем принуждения, насилия, страха, экономических и иных санкций.
Виды политического участия могут быть прямыми, выраженными непосредственными действиями индивида, и косвенными, включающими граждан в политику через деятельность различных групп, организаций, структур.
Существуют разные уровни политической активности личности:
1) Гражданин с малым политическим влиянием и активностью. У него отсутствует устойчивый интерес к политике (иногда он доходит до аполитичности). В данном случае личность может быть только объектом политики.
2) Гражданин – член общественной организации (группы интересов) или участник общественного движения. Включение в политику здесь опосредовано той или иной организацией.
3) Гражданин – член политической организации (партии, политического союза и т.п.). Личность добровольно и целенаправленно занимается политикой. Это тип политического активиста.
4) Общественно-политический деятель. Писатели, деятели науки и искусства благодаря своей популярности втягиваются в официальную политику в качестве ее приверженцев или оппонентов.
5) Профессиональный политик. Для такой личности политика – основной и единственный вид деятельности, вне которого она себя не представляет.
6) Политический руководитель, т.е. организационный, идейный, формальный (неформальный) лидер.
Среди форм политической активности в демократических странах особое место занимает электоральное поведение. На предпочтения избирателей оказывает влияние множество факторов: пол, возраст, социальное происхождение, конфессиональная принадлежность, особенности социализации и т.п. Мужчины более активны, чем женщины. Возрастная группа от 35 до 55 лет является более активной, чем молодежь и более пожилые люди. Образованные граждане отличаются более высокой степенью политического участия. Больший консерватизм присущ женщинам. Радикальное поведение чаще всего демонстрирует молодежь. Она же охотно отдает свои голоса тем, кто обещает быстрые перемены.
В тех странах, где голосование является обязательным, а за уклонение от него могут последовать какие-либо санкции (например, штраф), число голосующих гораздо выше, чем там, где есть свобода выбора. Снижает также уровень проголосовавших необходимость гражданам самостоятельно регистрироваться (голосование выше там, где регистрация избирателей осуществляется автоматически).
Голосование происходит не только на альтернативных выборах, но и на референдумах[15]. Поскольку проведение референдумов в России является сложным и дорогим процессом, и к тому же нерегулярным, эта форма непосредственной демократии не может пока служить школой приобщения населения к активному участию в решении политических вопросов[16].
В последнее время особое значение приобрели протестные формы политического участия. Политический протест – это открытая демонстрация негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям. Он бывает:
· конвенциональным (законным) – митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования, шествия и т.п.;
· неконвенциональным (незаконным) – несанкционированные властями демонстрации, митинги, деятельность подпольных (нелегальных) политических партий, политический терроризм (убийства политических деятелей, похищения, угрозы, шантаж, взрывы, захват заложников, зданий и организаций, провоцирование вооруженных столкновений и т.п.).
Чаще всего политический протест имеет место там, где существуют неэффективные стратегии и технологии осуществления власти. У субъекта возникает состояние недовольства в результате расхождения между реальным (или оцениваемым) и ожидаемым состоянием, которое называется депривацией[17]. Когда такое расхождение становится чрезмерным, у субъекта возникает мотивация к участию в протестных акциях. Другими словами, уровень неудовлетворенности влияет на предрасположенность к участию в протестных видах политической активности.
Большинство граждан не имеют реальных возможностей для постоянного участия в политике. Кроме того, и политика для многих не является внутренне притягательной. Для таких людей политика – сфера выброса негативных эмоций, социального перевозбуждения, кризиса личности, который провоцирует нелегитимные формы поведения (терроризм, коррупция и т.п.). Они могут уклоняться от участия в политической жизни, потерять интерес к политике. Подобное явление получило название абсентеизм.
Можно выделить следующие факторы, определяющие отказ личности от политической деятельности (рис. 3.3).
Рис. 3.3. Факторы отказа личности от политической деятельности
Рост протестного, абсентеистского участия является свидетельством кризиса легитимности политической системы, ее норм и ценностей.
Вопросы и задания
1.Что является простейшим элементом политики?
2.Что такое политическое поведение? Какова его структура?
3.В чем специфика организованной и стихийной форм политического поведения?
4. Как соотносятся характер личности, ее политическое поведение и роль?
5.Какое влияние оказывает среда на политическое поведение?
6.Применима ли концепция Р. Инглхарта для объяснения специфики политического участия в России?
7.Как изменится поведение человека в толпе? Можно ли контролировать толпу?
8.Существует точка зрения, согласно которой рядовые граждане, воспитанные в условиях авторитаризма (сильной, подавляющей власти), не имеют навыков демократического участия. Это предположение – основа многих объяснений неэффективности реформ и сложностей переходного периода. А как считаете вы? Ответ аргументируйте.
9.Какие факторы влияют на электоральное участие?
10.Какими причинами объясняется феномен протестного поведения?
11. Объясните, почему политический терроризм является одним из тяжелейших политических преступлений.
12.Какие социальные группы российского общества демонстрируют высокую социальную активность? В каких социальных слоях присутствует наибольшее количество абсентеистов?
13.Какие формы политического участия представляются вам наиболее важными и эффективными в современной России? Сравните их с доминирующими формами участия в развитых странах.
14.Заполните таблицу примерами из политической истории России, подтверждающими приведенную схему английского политолога А. Марша (в таблице приведена его классификация типов политического участия):
Ортодоксальное политическое поведение | Неортодоксальное поли-тическое поведение, пря- мое действие, полити-ческое неповинновение, групповое неповиновение | Политические преступления | |||
Обычная политика, голосова-ние, лоб-би, групп-пы инте-ресов | Петиции, лозунги, законные демон-страции | Бойкоты | Неофициаль-ные забас-товки, забас-товки арен-даторов | Незаконные демонстра-ции, захват помещений, повреждение собственно-сти, насилие | Захват за-ложников, саботаж, партизанс-кие дейст-вия, убийст-ва, револю-ции, войны, похищения |
15.Назовите факторы, оказывающие решающее влияние на политические предпочтения российских избирателей:
а) уровень доходов;
б) особенности политической социализации и структура ценностных ориентаций;
в) партийная идентичность;
г) умело организованная избирательная кампания кандидата или партии;
д) стремление сохранить существующий порядок и не допустить радикальных перемен;
е) депривация;
ж) ситуативные факторы (настроения, выплаты заработной платы, увеличение пенсий и пособий и т.п.).
Попытайтесь сформулировать систему личных интересов, которая могла бы побудить вас принять участие в избирательной кампании.
Оценивая сегодняшнюю российскую реальность, назовите обстоятельства, мешающие вам принять более активное участие в политической жизни.
Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) политическое поведение;
б) абсентеизм;
в) политический протест;
г) автономное участие;
д) конвенциональное участие;
е) политический терроризм;
ж) мобилизованное участие;
з) неконвенциональное участие;
и) депривация;
к) электоральное участие;
л) политическая идентификация;
1) свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих свои личные и групповые интересы;
2) уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия;
3) участие, основанное на принуждении и направленное исключите-льно на поддержку политической системы;
4) совокупность реакций социальных субъектов на деятельность поли-тической реакции;
5) состояние недовольства, вызываемое расхождением между реаль-ным и/или оцениваемым и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект;
6) незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям участие;
7) участие в выборах;
8) оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое или единичное применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения;
9) легальное и регулируемое законом участие;
10) проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстративной форме;
11) соотнесение личных политических предпочтений с нормами, ценностями и позициями политической партии или группы.
Прокомментируйте следующие высказывания:
«Политическая система состоит из ролей граждан (nationals), подданных (subjects), избирателей, взаимодействующих, смотря по обстоятельствам, с ролями законодателей, бюрократов и судей. Те же самые люди, которые исполняют свои роли в политической системе, делают то же и в других социальных системах, таких как экономика, религиозное сообщество, семья и добровольные ассоциации. По мере того как люди вовлекаются в политическое общение, формируют группы интересов, голосуют или же уплачивают налоги, они оставляют неполитические роли и принимают политические. Можно сказать, что в день выборов, когда граждане покидают свои фермы, заводы и учреждения, чтобы направиться на избирательные участки, они пересекают границу между экономикой и политией» (Г. Алмонд, Дж.Б. Пауэлл, американские политологии ХХ в.).
«Становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, быть может, был бы культурным человеком; в толпе – это варвар, т.е. существо инстинктивное. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также и к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие и его интересам, и его привычкам. Индивид в толпе – это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром» (Г. Лебон, французский социолог, психолог XIX–XX вв.).
«Политическое участие – это различные формы политической деятельности, такие как голосование, назначение политиков на должность, работа добровольцев в избирательной кампании или участие в протесте. То есть все те формы активности, целью которых является воздействие на правительство» (Б. Гинсберг, Т. Лоуи, М. Уиэр, американские политологи ХХ в.).
«В политике не может быть невинного воздержания… Те, кто практикует абсентнеизм, как правило, полагают, что они находятся вне политической жизни, «поверх» конфликтующих групп. Однако истина заключается в ином. Абсентеизм – это также политическая позиция» (Л. Санистебан, испанский политолог ХХ в.).
«Если вы не будете заниматься политикой, политика займется вами» (Ш. Монталамбер).