Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Евдокимцев Д.В.
Этика и культура управления
Деловой этикет
Учебно-методическое пособие
Волгоград
ББК
Рецензент: канд. филос. наук А.И. Макаров
Евдокимцев Д.В.
Этика и культура управления. Деловой этикет. Волгоград, 2003. - 149 с.
Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» предназначено для студентов экстерната, обучающихся на дистанционной основе, и призвано сформировать у них представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном управлении. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Цели и задачи дисциплин «Этика и культура управления» и «Деловой этикет» заключаются в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости профессионально-этического и социально-психологического климата в трудовом коллективе, выработать способы диагностики профессионально-этических отклонений и меры по культивированию оптимальных стандартов профессиональной деятельности.
Пособие написано в соответствии с учебной программой, разработанной автором по специальности «Государственное и муниципальное управление».
© Волгоградская академия государственной службы, 2003
Содержание
Введение
Рекомендации по работе с пособием
Часть I. Этика и культура управления
Глава 1. Этика как наука о человеческих нравах
Тема 1. Феномен морали: принципы исследования, истоки и функции
1.1. Определение морали, предмет и методы этики
1.2. Особенности человеческой природы и нравственный характер существования человека
1.3. Проблемы происхождения морали
1.4. Функции нравственности
Тема 2. Сущность и система моральной регуляции
2.1. Сущность моральной регуляции
2.2. Система моральной регуляции
Тема 3. Основные этические категории и учения
3.1. Этические категории
3.2. Этические учения
Основные выводы
Глоссарий к главе 1
Глава 2. Профессиональная этика государственного служащего
Тема 4. Чиновничество как носитель профессиональной субкультуры
4.1. Понятия профессиональной этики и профессиональной деонтологии
4.2. Государственные служащие как носители профессиональной субкультуры
Тема 5. Менталитет, корпоративная культура и служебная этика чиновничества в ретроспективе российской истории
5.1. Служилое сословие на Руси до XVII века
5.2. Российская госслужба в XVII-XVIII вв.
5.3. Государственная служба в XIX в.
5.4. Госслужба в советский период
5.5. Госслужба в новой России
Тема 6. Профессионально-этические представления субкультуры российских госслужащих, их имидж в общественном восприятии
6.1. Профессионально-этические представления субкультуры российских государственных служащих
6.2. Имидж российской госслужбы в общественном восприятии
Тема 7. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих и способы этической регламентации их труда
7.1. Диагностика профессионально-нравственных проблем деятельности госслужащих
7.2. Способы и формы этической регламентации деятельности чиновников
7.3. Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих
Основные выводы
Глоссарий к главе 2
Глава 3. Деловая этика
Тема 8. Деловое сообщество как носитель профессиональной субкультуры
Тема 9. Менталитет, корпоративная культура и этика делового сообщества в ретроспективе российской истории
9.1. Деловая этика на Руси до XV в.
9.2. Деловая этика на Руси XV-XVII вв.
9.3. Деловая этика в России XVIII-XIX вв.
9.4. Деловая этика в советский период
Тема 1О. Профессионально-этические представления субкультуры современного делового сообщества. Диагностика нравственных проблем предпринимательской деятельности и способы этической регламентации ведения бизнеса
10.1. Деловая этика современного российского предпринимательства
10.2. Диагностика профессионально-нравственных проблем предпринимательской деятельности
10.3. Способы и формы этической регламентации ведения бизнеса
Тема 11. Опыт развития бизнес-этики за рубежом
11.1. Проблема коррупции
11.2. Отношения бизнеса с государственной и муниципальной властью
11.3. Взаимоотношения внутри бизнеса
11.4. Ответственность бизнеса перед обществом
11.5. Этика отношений работодателя и работника
Основные выводы
Глоссарий к главе 3
Часть II. Деловой этикет