Тема 2. Этапы развития этики как науки

Возникновение этики как науки в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Сенека). Общая характеристика средневековой этики (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Нравственные проблемы в трудах мыслителей Возрождения. Моральная философия в эпоху Просвещения. Этические концепции Нового времени (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр и др.).

“Новое жизнеописание” Л.Н. Толстого, религиозно-этическое учение Ф.М. Достоевского. Нравственные искания русской философии (В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов и др.).

Семинарское занятие: Основные этапы развития этики как науки

Вопросы для самостоятельной работы:

Этические учения Древней Индии;

Этические учения Древнего Китая;

Этическая мысль Средневековья и Возрождения.

Рекомендуемая литература: основная: (1); дополнительная: (3,4).

Тема 3. Мораль: сущность, происхождение, исторические типы

Основные теории происхождения морали. Исторические типы морали и ее противоречивый характер ее развития. Мораль как особый ценностно-интегративный способ личностного и социального регулирования. Проблема сущего и нравственно-должного. Нравственные отношения и нравственная деятельность как основные составляющие моральной практики. Функции морали: регулятивная, аксиологическая, воспитательная, коммуникативная.

Семинарское занятие: Функции морали.

Вопросы для самостоятельной работы:

Основные этические теории происхождения морали;

Исторические типы морали.

Рекомендуемая литература: основная: (1,3); дополнительная: (6,7).

Тема 4. Нравственные нормы и принципы. Особенности реализации

Нравственных норм в деятельности сотрудников ГПС МЧС России

Основные принципы морали сотрудников противопожарной охраны: коллективизм, гуманизм, единство цели и воли, ответственность, справедливость, выполнение служебного долга, уважение прав человека. Основные черты морального облика спасателя. Общность интересов, взаимопомощь, взаимовыручка как основные элементы профессиональной солидарности. Понятие “честь коллектива”, “честь мундира”.

Семинарское занятие: Основные принципы морали сотрудников ГПС.

Вопросы для самостоятельной работы:

Основные черты морального облика сотрудника ГПС.

Рекомендуемая литература: основная: (1,3); дополнительная: (6,7).

Тема 5. Основные категории профессиональной этики

Основополагающие нравственные категории “добро” и “зло” в практике пожарной охраны. Категория “долг” как сущность и содержание служебной деятельности сотрудника противопожарной службы. Совпадение требований служебного долга с нравственными побуждениями личности - неотъемлемая сторона высокого профессионализма; ответственного исполнения своих должностных обязанностей.

Категория “совесть” как осознанное чувство моральной ответственности за свои действия и поступки. Формы проявления совести: нравственное удовлетворение или стыд, угрызение совести из-за содеянного. “Совесть” и “долг” являются внутриличностными контрольно-императивными механизмами нравственного сознания, выражение должного в поведении человека, внутренний нравственный закон. Совесть как иммунитет против профессионально-нравственной деградации. Понятие “чести” и “достоинства” как отражение общественной ценности личности, ее социально-нравственной значимости. Справедливость и нравственность. Нравственный идеал, счастье и смысл человеческой жизни.

Семинарское занятие: Основные категории этики в деятельности сотрудника.

Вопросы для самостоятельной работы:

«Долг» как совокупность общественных и профессиональных обязанностей сотрудника ГПС;

Феномен героизма;

Феномен мужества.

Рекомендуемая литература: основная: (2,4,5); дополнительная: (6,7).

Тема 6. Профессиональная мораль сотрудника

Противопожарной охраны

Понятие и формирование профессиональной морали, ее место в общей системе нравственности. Соотношение общей и профессиональной морали. Специфика профессиональной морали сотрудников ГПС как результат преломления общих нравственных норм и принципов в их профессиональной деятельности. Структура профессиональной морали сотрудников ГПС. Нравственные основы и взаимосвязь целей, средств и результата деятельности. Профессиональный риск с точки зрения морали. Мораль как регулятор отношений, формирующихся в процессе профессиональной деятельности.

Семинарское занятие: Профессиональная мораль сотрудника ГПС.

Вопросы для самостоятельной работы:

Специфика профессиональной морали сотрудника ГПС;

Соотношение общей и профессиональной морали сотрудника ГПС;

Рекомендуемая литература: основная: (2,4); дополнительная: (2,7).

Тема 7. Сущность и содержание нравственного воспитания

Сотрудников ГПС

Этическое знание- условие и предпосылка нравственного воспитания. Нравственная свобода и ответственность личности перед обществом. Формирование моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых норм поведения - важнейшие задачи нравственного воспитания. Нравственное самовоспитание и пути его самосовершенствования. Роль религии, художественной культуры в нравственном совершенствовании.

Семинарское занятие: Нравственная культура сотрудника ГПС.

Вопросы для самостоятельной работы:

Значение художественной культуры в нравственном совершенствовании личности;

Роль религии в развитии нравственных качеств человека.

Рекомендуемая литература: основная: (2,4,5); дополнительная: (2,5,7).

Наши рекомендации