Вот весьма наглядные тому примеры.
МНЕНИЕ
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Среди тех, кто внимательно наблюдает за Лебедевым-мэром, вряд ли найдется человек, который бы хоть на минуту усомнился в том, что его поведение рано или поздно приведет к крупным конфликтам. Конечно, как о факте свершившемся, пока что говорить преждевременно, но уже есть веские основания утверждать, что в сфере деловых отношений ситуация поставлена на наклонную плоскость к ссорам и разногласию. Или, используя аллегории, скажем: бикфордов шнур подожжен, и взрыв неминуем.
Приверженцы Лебедева ждали от него чуть ли не гигантских свершений на посту градоначальника, но они же предполагали его осмотрительность и непомерную сдержанность во всем. А он, едва вступив в должность, опрокинул их предположения и открыто продемонстрировал склонность к бурям и натиску, к действиям неукротимым и непреклонным. Он с порога дал всем понять, что в решении любого вопроса последнее слово остается за ним.
Вот весьма наглядные тому примеры.
В начале 1998 года наше внимание было привлечено к одному весьма жгучему вопросу: строить ли новую гостиницу на месте древнего погребения, или же отыскать для этого более подходящую площадку? Исполнявший в те дни обязанности мэра В. Горин не захотел тревожить покой усопших. Зачем, если в городе для любых сооружений земля найдется. Это его решение с твердой последовательностью защищает митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка справедливо считает, что глумиться над памятью предков – кощунство и великий грех, способный возбудить гнев и отмщение Божие. К митрополиту присоединились многие нижегородцы. Активно включившись в богоугодный процесс, они подчеркивают: осквернение православных святынь будет воспринято как оскорбление для народной гордости: погосты – не место для небоскребов.
Должен напомнить, что представители американской страховой компании «Весенние инвестиции», которая подрядилась строить гостиницу, уходить с ранее выбранного и облюбованного ими места наотрез отказались. Местная власть в лице тогдашнего и.о. мэра А. Мелешкина и так, и этак их обхаживала, уговаривала, соблазняла: и площадку подберем не хуже прежней, и нужные коммуникации подтянем, и понесенный ущерб компенсируем. Соглашайтесь. Однако от всех соблазнов упрямые и капризные американцы нос на сторону воротили: нет! Не выдвигая каких-либо рациональных предложений, они, казалось бы, простой вопрос нарочно превращали в затруднительную дилемму.
Кто знает, возможно, со временем здравый смысл и смог бы возобладать над упрямой суровостью и несговорчивостью иностранцев, но тут на арене появился новый нижегородский мэр – Ю. Лебедев. Словно ни в чем не осведомленный выходец из безлюдной пустыни, он с присущей ему беспардонностью все решил, как говорится, в одностороннем порядке, круто и безапелляционно: гостиницу будем строить там, где хотят инвесторы! И никакой полемики!
Надо ли комментировать этот факт? И без того ясно, что г-н Лебедев, не подумав, переступил грань благоразумия и необходимой осторожности и его действия вряд ли можно считать морально оправданными.
Когда Ю. Лебедев баллотировался на пост главы местного самоуправления, он колотил себя в грудь, клялся и божился перед избирателями свести на нет их нужду, заботы и тяготы, защитить от унижения и бесправия, постоять за честь и достоинство. Что выполнено из огромного вороха обещаний? Из наиболее громких свершений это, пожалуй, то, что в картинной галерее мэрии повешен портрет А. Климентьева и упрощен пропускной режим в здание администрации. Замечательно, чтобы не сказать мудро. Но беда в том, что экономически люди как были, так и остались незащищенными. И никакому Лебедеву, будь он хоть семи пядей во лбу, изменить что-либо в этом судьбоносном вопросе не удается. Выходит, напрасно он благовестил на всю губернию, будто для него ничего невозможного не существует.
Задолго до выборов Юрий Исакович частенько подчеркивал, что в случае избрания мэром основательно освежит кадровый состав подведомственных учреждений. Что ж, намерение вполне резонное: кто-то с годами выработал свой ресурс и теперь топчется на одном месте, кто-то в административных органах оказался по чистому недоразумению и пользы от него – кот наплакал, а есть наверняка и такие, на кого давно и пристально посматривают следователи прокуратуры. Разлука с ними будет беспечальной. Но в любом случае замена одних другими – вопрос наиделикатнейший. Он требует повышенной чуткости, глубоко продуманных обоснований принимаемых решений, их необходимой целесообразности.
К величайшему огорчению, сменой кадрового состава Ю. Лебедев занялся, если хотите, со сладостным азартом и необъяснимым нетерпением. Были дни, когда без мест в администрации оставались по два-три солидных начальника. Столько же приходило им на замену.
Насколько оправдан подобный аврал и пойдет ли он городу на пользу – вопрос весьма спорный. Перетасовка кадров без взвешенности и трезвого просчета всех плюсов и минусов неминуемо приводит к печальным результатам. Нельзя ни на минуту забывать, что наш город по занимаемой территории огромен, людей в нем – как звезд на небе, городское хозяйство многозначное и суперсложное, а на дворе самая неблагодатная зимняя пора, и проблем скопилось невпроворот. В данной ситуации на каждом участке должны находиться вышколенные специалисты и управленцы, ориентирующиеся в нем, как в собственном доме.
До сих пор, к слову сказать, кадровая политика в Нижнем была дальновидной: люди подбирались годами и проверялись самым тщательным образом. И потому трудно найти причины повального увольнения, а если точнее, разгона высококлассных специалистов, искренне и глубоко озабоченных будущим города и много сделавших для его настоящего. Если опытного руководителя заменяет руководитель талантливый, это можно понять и приветствовать, но когда вместо Н. Палкиной, блестящего финансиста, цепко державшего в своих руках городской бюджет, директором департамента финансов назначается О. Сулима, у многих это вызывает перебои дыхания.
Знают ли жители города Ольгу Юрьевну? Я сам впервые услышал эту редкую фамилию всего лишь два года назад. В то время г-жа Сулима трудилась заместителем начальника управления федерального казначейства по Нижегородской области и прославила свое имя не бескорыстием, не громкими подвигами на благо Отечества. Факты, которые я впоследствии использовал в статье «Шила в мешке не утаишь», скорее всего свидетельствовали об обратном. Однако пикантность последствий выразилась в том, что вместо, мягко говоря, вполне заслуженного порицания Ольга Юрьевна была приглашена в банк «Гарантия» (еще при Кириенко) на высокооплачиваемую должность, а затем ее можно было увидеть уже среди сотрудников ОАО «Норси-ойл» (опять же при вездесущем Кириенко) на посту заместителя вице-президента компании по финансам.
Для явной выгоды и пользы городу требуется терпеливая, планомерная и строгая работа по подбору и расстановке кадров. Уйти бы от скороспелых решений, которые ни на чьем мнении не выверены, ничьим опытом не подтверждены. Но Юрий Исакович любой акцией упрямо утверждает свою полную независимость и от верхов и от низов, неустанно внушая нам, что в городе и его окрестностях один хозяин – Лебедев.
Если бы г-н Лебедев чувствовал за своей спиной неспокойный ритм полуторамиллионного города, напоминающий о нашей суровой реальности, он, думаю, ни за что не стал бы увольнять таких специалистов и знатоков своего дела, как М. Самойленко и С. Сахаров, и нашел бы способ уговорить А. Мелешкина остаться в роли первого зама. Все они хорошо проварились в хозяйственном котле и научились преодолевать трудности с хозяйской основательностью, без интеллигентского нытья и разглагольствований. Для нового мэра эти ребята – редкая находка и надежная опора, без которой даже карточный домик не строится.
Но их уволили без причин и обоснований.
Это лучшее подтверждение того, что Юрий Исакович пренебрегает мудрыми законами жизни, которые, в частности, советуют семь раз отмерить, а один раз отрезать. Не продумав основательно кадровую стратегию, он начал устанавливать фундамент на зыбкой почве. Не хочу унижаться до мелодрамы, но когда на ключевые посты глав районных администраций ставят случайных людей, не успевших накопить весомый политический опыт и обрести необходимую профессиональную подготовку, поведение мэра мне кажется гротескным.
Теперь, уважаемый читатель, вам должно быть ясно, почему в структуре администрации появились четыре новых департамента, которые нам нужны, как собаке пятая нога, и почему не проводились обязательные конкурсы на замещение объявленных вакансий.
Ни один шаг мэра не скрыт от глаз городской Думы. Многое творится с ее согласия. Но депутаты вроде бы и не замечают, что Лебедев, администрируя в волюнтаристском духе, бросает им дерзкий вызов, что, разговаривая с ними ледяным тоном грозного начальника, дает понять, что законодателей, извините, и в грош не ставит. И даже в тех редких случаях, когда, набравшись смелости, не утверждают кого-либо из представленных мэром чиновников, начинают прямо-таки каяться, виниться, оправдывать себя и утешать неудачника: утвердим в следующий раз, не падай духом. Какие все-таки они у нас корректные, какие робкие и застенчивые. А ведь никому иному, как им, надлежит остановить «летящий лом», предостеречь от дальнейших политико-организационных ошибок. И чем скорее, тем лучше.
Николай СИМАКОВ,
Публицист.
Комментарий администрации страницы «Памяти Никольской Верхнепосадской церкви в Нижнем Новгороде» (http://vk.com/public41218813):
Статья опубликована в № 9 (23564) от 26 января 1999 года газеты «Нижегородская правда». Будем рады помощи от граждан и организаций в получении любой информации по истории храма и о людях, связанных с ним.