Философия о сущности политики и политической жизни
Политическая сфера возникла естественным образом как результат усложнения общественной жизни, развития в ней социальной дифференциации и социального неравенства. Она связана с регулированием отношений между большими социальными группами, а ее важнейшим институтом (органом) является государство как центр власти.
Интерес к такому сложному и многомерному феномену, как политика, имелся всегда. Его проявляли не только ученые, философы и государственные деятели, но и писатели, поэты, да и просто рядовые люди. К ней постепенно нарастал интерес и широких масс трудящихся, ибо политика, как это очевидно, непосредственно затрагивает их жизненные интересы и судьбу
Что касается философии, то первые представления о политике возникли еще в древнем мире. Так, в Китае Конфуций постоянно затрагивал тему взаимоотношений между подданными и государством в лице императора. В Древней Греции Платон подчеркивал, что политика — это искусство людей жить вместе. Аристотеля принято считать основателем политической науки. По его убеждению, политика — деятельность по управлению полисом — должна служить общему благу, и это есть ее основное предназначение. Сам же человек является существом политическим, общественным. Все граждане в интересах общего блага должны повиноваться властям и закону, Аристотелем была высказана также мысль о необходимости органической связи политики с моралью: «Гражданин должен быть добродетельными.Этот греческий мыслитель разработал так же и учение о формах государства, выделив среди них «правильные» (аристократия, полития и др.) и «не правильные» (тирания, олигархия, демократия).
В средние века политика рассматривалась с позиций теологического понимания общества. На нее смотрели как на средство для подчинения человека духов ной власти и авторитету церкви. Сама же церковь ставилась выше государства по своему весу и роли в обществе. В гражданине выше всего ценились смирение, покорность, а лучшей формой государственного устройства считалась монархия как власть одного лица.
В эпоху Возрождения своим учением о политической жизни общества выделялся прежде всего Н.Макиавелли. Он подчеркивал, что движущей силой участия людей в политике является энергия их интересов. Все люди эгоистичны по своей природе, и самое главное для них - это сохранить свою собственность, имущество. «Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества», — писал мыслитель. В политике всегда участвуют не только герои, но и негодяи, творцы и трутни, гении и серости, вожди и ничтожества. Психология и нравы людей активно влияют на политическую жизнь и состояние государства. Макиавелли давал интересные психологические характеристики политических деятелей, выделяя среди них хороших и добрых, злых, развращенных и других. Государь (правитель) должен быть и добрым и жестоким в случае необходимости. Правила политического искусства требуют никогда не раскрывать свои намерения, сочетать в себе качество льва и лисицы: «... быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».
В Новое время ряд мыслителей (Т.Гоббс, Д.Локк, Г.Гроций и др.) активно развивали теорию естественных прав человека. Под ними они понимали права прежде всего на жизнь и свободу, собственность и безопасность человека. По их убеждению, эти права никем не дарованы, а даны людям от их рождения. Государство и законы должны быть инструментами защиты прав и свобод человека.
Интересны и взгляды на политику французских просветителей XVIII в. Например, Ш.Монтескье к пониманию политической жизни подходил с позиций так называемого «юридического мировоззрения». Главное, на его взгляд — это законностьполитической деятельности. Политика есть право делать все, что дозволено законами. Напротив, деспотизм является произволом и насилием над людьми. Политическая свобода означает не только права граждан, но и наличие ясных и строгих законов. Ф.Вольтер подчеркивал, что в политике очень необходима толерантность,т.е. терпимость к инакомыслию, признание права на существование различных мировоззрений и недопущение гонений за инакомыслие. «Я ненавижу ваши убеждения, — писал Вольтер, — но готов отдать жизнь, чтобы вы могли их высказать». Ж.Ж.Руссо горячо верил в республику с прямой народной демократией, где не было бы резких полюсов между бедностью и богатством, где человека возможно было бы купить или продать. Просветители надеялись на неминуемое наступление «царства ра зума» с просвещенным правителем, которое придет на смену мрачной эпохе феодализма.
В немецкой классической философии И.Кант попытался органически связать политику с такими регуляторами общественной жизни, как право и мораль. Право в политике означает уважение к закону и строгое соблюдение его. Отсюда вытекает и идея правового государства,которую Кант развивал вслед за французскими просветителями. Правовое государство — это такой порядок, когда имеет место безусловное выполнение законов и иных правовых норм всеми членами общества без исключения. Такое государство ограничивает свободу человека, но делает это в интересах человека. Мораль, по Канту, также должна последовательно ограничивать в политической жизни эгоизм, столь естественный для всех живых людей. В связи с этим он формулирует нравственный закон: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Так немецкий философ изложил весьма важную идею этизацииполитики, т.е. соединения ее с моралью.
В классической марксистской философии понятие политики было рассмотрено многопланово. Здесь подчеркивалось, что политика представляет собой сложную деятельность, в основе которой лежит борьба за власть в интересах конкретной социальной группы. В этой деятельности отражаются коренные(наиболее значимые) интересы людей, их экономическое бытие. В этом смысле политика есть, по определению В.И.Ленина, «концентрированное выражение экономики». Очень большую роль в политике играет субъективное начало(интересы и цели людей, качества политиков и др.), и поэтому она активно воздействует на различные стороны жизни общества, особенно на экономику. Правильная политика зажигает «зеленый свет» новым экономическим отношениям, расковывает хозяйственную инициативу производителей. Напротив, некомпетентная политика наносит экономике иногда величайший ущерб и большие разрушения. Политика как деятельность («дело») есть своеобразное искусство, которое требует от ее участников компетентности и гибкости, дальновидности, нравственности, мужества и других качеств. На политическую жизнь в стране влияют многие факторы — географические условия, культура населения, социальная психология, демографические процессы. В марксистской философии политика рассматривается также и как средстводля решения задач социально-экономического характера в интересах больших групп людей.
В отечественной (русской) философской мысли также рассматривались вопросы политической жизни общества. В ней длительное время существовала идея самодержавиякак царского правления (А.М.Курбский, И.С. Пересветов и др.) Русские просветители (С.Е.Десницкий, А.Н.Радищев и др.) настойчиво выступали за отмену крепостного права, которое, по их мнению, противно самой человеческой природе. Эту идею активно отстаивали и пытались практически реализовать декабристы (дворянские либералы). В XIX в. западники и славянофилы страстно спорили о выборе путей и способов дальнейшего развития России. Представляют интерес взгляды на политику теоретиков русского анархизма М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Они полагали, что политика всегда ведет к порабощению одних людей другими. Государство — это основной источник зла в обществе, и поэтому оно должно быть непременно упразднено на следующий же день после революции. Новое общество должно стать ассоциацией свободных тружеников и покоиться на принципах солидарности и социального мира. Б.Н.Чичерин, М.М.Ковалевский и др. развивали либеральную теорию политики. Они проповедовали идею политической свободы человека. Такая свобода возможна, но лишь при наличии сильного государства. Однако не люди должны быть длягосударства, а наоборот, — государство должно быть длялюдей. Значительный вклад в теорию политической жизни внесли русские марксисты Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Своеобразной трактовкой явлений политической жизни отличается учение о «творческой свободе» человека, созданное Н.А.Бердяевым. Сделав краткий обзор истории политических учений, можно сделать вывод, что политика представляет собой многомерноеявление. Этот тезис означает следующее:
Политика - это особая сфера деятельностииндивидов и социальных групп, где имеет место борьба за завоевание, упрочение и использование власти в своих интересах. Эта деятельность представляет собой сплав интересов и воли, эмоций и разума людей. Политика естьсистема властных отношений— так гласит основная аксиома философской теории политической жизни общества;
Политика - это сфера взаимодействияиндивидов и социальных групп, где состязаются, соперничают их имущественные, правовые, нравственные и иные интересы, соответствующие им взгляды и жизненные позиции. По природе своей политика предполагает конкуренцию разныхлюдей с разнымиинтересами, и поэтому она всегда запутана, динамична и во многом не предсказуема;
Политика — это искусство управления государством и обществом, и поэтому она есть сфера сознательных решений. Вместе с тем в ней всегда имеет место и иррациональное(неразумное, стихийное) начало, про являющееся в различных формах - в виде необузданных страстей и инстинктов, агрессивных влечений и т.п.
Для профессионального учения в политике требуется, как это очевидно, набор многих качеств. В истории человечества наверняка можно встретить политические фигуры с высоким интеллектом, большим нравственным потенциалом и гражданским мужеством. В.Даль писал, что политик — это «умный и ловкий (не всегда честный) государственный деятель; скрытный и хитрый человек, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя солгать». Мир политики являет собой огромный калейдоскоп личностей, каждая из которых исполняет свою роль в этом сложном организме.
В настоящей теме лекции нами часто применяется понятие власти. Под властью политическойпринято понимать реальную способность данной социальной группы или индивида проводить свою волю в политике, опираясь на систему учреждений и организаций, законов, идей и отношений. Иметь власть означает влиять на других людей, их поведение и действия, осуществлять свои интересы. Ядром политической власти в обществе является государственная власть. Она чем-то напоминает гигантский обруч, связывающий общество как организм в единое целое. Эта сила призвана придать обществу порядок и стабильность. Власть государства — это некое силовое поле, которое определяет основные параметры поведения и действия индивидов и социальных групп в общественной жизни. Государство представляет собой центр власти, в его руках сосредоточен основной объем властных полномочий. Не удивительно, что оно всегда является объектом притязаний со стороны всех участников политической жизни. Исходя из этого, В.И.Ленин и определял политику как «участие в делах государства», стремление оказать на него свое влияние.