Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.
Политическая оппозиция является проявлением такой формы политического участия граждан, как политический протест. Политический протест – это негативная реакция индивида и социальных групп на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или деятельность конкретных властных органов. Политическая оппозиция возможна при всех режимах протекания пол. процесса. Однако, как известно, при режиме функционирования на «вход» ПСО поступает в основном поддержка и оппозиционные требования незначительны. При режиме развития оппозиция будет носить форму конструктивного диалога. А при режиме упадка, который, в частности, характеризуется отрывом элит от общества, невосприимчивостью власти к информации, поступающей извне, оппозиция будет носить характер радикальных движений.
В любом развитом демократическом обществе политическая оппозиция оценивается как закономерное, естественное явление, способствующее нормальной жизнедеятельности и развитию общества, как условие совершенствования механизма обратной связи между гражданами и властными органами.
Причин, обусловливающих существование политической оппозиции, много. Это и противоречивость социальных интересов, и социальное расслоение, и кризис между населением и властью. Среда, в которой распространяется оппозиция, характеризуется признанием и гарантированностью принципа политического плюрализма. Поэтому политическая оппозиция невозможна в тоталитарных обществах, где сложившийся политический порядок рассматривается как единственно возможный, а принимаемые политические решения – как единственно правильные.
Политическая оппозиция - это сопротивление действующей государственной власти, противостояние осуществляемому политическому курсу с целью заменить его на другой, удовлетворяющий оппозиционные политические организации. Эффективность политической оппозиции требует не только адекватного видения недостатков сложившейся политической ситуации или конкретных политических решений. Необходимо также наличие четкого представления о целях оппозиции и путях их достижения. Это отличает политическую оппозицию от других форм политического участия, которые могут быть исключительно пассивными. В этом же отличие и от политического протеста, который может выражаться лишь в сопротивлении конкретным управленческим решениям.
В зависимости от степени лояльности к существующему режиму выделяют умеренную и радикальную политическую оппозицию. Умеренная оппозиция стремится к достижению своих целей путем корректировки политического курса, в то время как радикальная оппозиция борется за коренное изменение принципов политической системы.
Оппозицию подразделяют также на легальную и нелегальную. Легальная оппозиция действует открыто, в законных рамках. Нелегальная политическая оппозиция действует скрытно, нередко применяет противозаконные методы деятельности. Нелегальная оппозиция, как крайняя форма политического протеста, часто появляется в переходных обществах, в которых еще не сформировалась традиция цивилизованного диалога между властью и обществом.
30. Политические интересы и механизм их реализации.
В самом общем виде интерес – это реальная причина, которая выступает в качестве побудительного мотива для какого-либо рода действий. Участие человека в любых соц. отношениях опосредовано его общественным интересом. Пол. интерес является разновидностью общественного интереса.
Интерес – явление объективно-субъективное. Когда мы говорим об интересе, следует учитывать неповторимые индивидуальные ценностные ориентации, мировоззренческие позиции, волевые намерения.
Пол. интерес представляет собой избирательное отношение человека, социальной группы, политического института (гос. органа или учреждения, партии или иной общественной организации) к каким-либо явлениям пол. жизни, к пол. процессам, основанное на мировоззренческих принципах, убеждениях, установках.
Признаки пол. интересов:
- возникают и существуют в области политики и связаны с пол. властью,
- имеют и материальную, и идеальную природу, так как зреют в материальных и духовных общественных отношениях,
- субъективный фактор обуславливает относительную уникальность, самостоятельность пол. интересов, а также их противоречивость,
- в известной степени пол. интересы имеют нац. и религиозную окраску,
- являются исходным началом любых политических отношений, движущей силой политики в целом.
- соответствие гос. политики существующим в об-ве пол. интересам является условием ее эффективности.
Пол. интересы могут быть различными:
- в зависимости от субъектов-носителей интереса: индивидуальные, групповые и общественные,
- по возможности осуществления: реальные и мнимые,
- по отношению к тенденциям общ-го развития: консервативные, прогрессивные, реакционные.
- а также: левые, правые, центристские.
Механизм реализации общественных интересов представляет собой следующую логическую последовательность:
- Исходным началом является потребность, относящаяся каким-либо образом к политике, на основании которой возникает
- политический интерес в удовлетворении этой потребности. Для реализации политического интереса необходима
- оценка сил – выяснение реальности осуществления этого интереса. Далее принимается
- политическое решение, и субъект-носитель интереса осуществляет этот интерес в
политическом поведении, которое может выступать в форме политической деятельности или политического участия. Политическое участие – это периодически повторяющееся воздействие индивида на пол. власть, участие в пол. акциях, выборах и референдумах, контактирование с представителями власти, выражение своих мнений, просьб и иные единовременные формы политического участия. Пол. деятельность – волевая, целенаправленная форма поведения индивидов и социальных групп, регулярное участие в работе властных органов и учреждений, участие в работе партий, иных общественных движений.
31. Политическое сознание: понятие, структура, функции.
Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии.
Пол. сознание – это одна из форм общественного сознания (наряду с правовым, религиозным, нравственным), представляющая собой совокупность чувств, представлений, взглядов людей в отношении всей политической действительности. Пол. сознание как часть ПСО тесно связано с другими его элементами: правосознание населения в конечном счете определяет характер политических отношений, пол. поведения субъектов политики, специфику политических целей. Наиболее всего тесна связь пол. сознания с ПК об-ва. ПК должна рассматриваться как определенный уровень развития пол. сознания, пол. сознание – как стержень ПК.
Структура политического сознания включает в себя 3 элемента: психологический, идеологический и менталитет. Психологический компонент пол. сознания – это совокупность чувств, субъективных переживаний субъекта по поводу пол. реальности. Идеологический – совокупность знаний, представлений, теорий, принципов, идеалов. Менталитет представляет собой совокупность устойчивых эмоций, настроений, ориентаций и связанных с ними моделей пол. поведений. Эти модели имеют национальные и религиозные особенности.
Политическое сознание может существовать на различных уровнях. С точки зрения субъекта политического сознания выделяется массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.
Массовое политическое сознание - это политическое сознание общества в целом. Именно оно определяет тип политической культуры данного общества. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания - опросы общественного мнения по политическим вопросам.
Субъектами группового сознания являются различные социальные группы: классы, политические элиты, профессиональные, демографические, национальные группы.
Индивидуальное политическое сознание – это совокупность мотивационных (потребности, ценности, эмоции) и познавательных (знания, убеждения) компонентов, характеризующих отношение личности к политике.
В зависимости от глубины отражения политической действительности выделяют обыденное и теоретическое (научное) политическое сознание. Обыденное сознание складывается стихийно, на основе жизненного опыта человека. Носитель обыденного политического сознания сталкивается с политической сферой жизни лишь эпизодически. Теоретическое пол. сознание формируется на основе научных исследованиях и отражается в теориях, концепциях, идеях, отражающих политические явления на более глубоком уровне.
Функций пол. сознания несколько, некоторые из них совпадают с функциями ПК:
- познавательная: означает, что процесс формирования пол. сознания – это одновременно процесс познания пол. действительности,
- интегративная: означает сосуществование различных типов и уровней пол. сознания в одном обществе, в рамках единой пол. системы,
- оценочная: пол. сознание содержит в себе ценностные ориентации, в соответствие с которыми субъект выстраивает свое пол. поведение,
- регулятивная, связана с оценочной: пол. сознание предопределяет пол. поведение субъекта,
- функция политической социализации: формирование пол. сознания помогает человеку адаптироваться к сложившейся пол. системе, придает человеку необходимые свойства и навыки для участия в пол. жизни и выполнения пол. ролей.