Особенности политической культуры в Беларуси

В Республике Беларусь, в настоящее время в целом стабильная политическая ситуация, нет противостояний между гражданами и властью, отсутствует межэтническая конфронтация (В Беларуси проживают люди 130 национальностей), отсутствует напряженность на религиозной почве. Но не всегда всё проходит гладко, время от времени активизирует свою деятельность радикальная оппозиция. Заслуживает внимание факт, что в Беларуси не сформировались мощные политически партии способные взять на себя ответственность за экономическое, социальное политическое состояние в стране, за будущее нашего государства. Особое значение на современном этапе имеет формирование личности как субъекта политики. Индивид способен стать субъектом политики лишь овладев политической культурой в процессе политической социализации. В 90ые годы многие проблемы в Беларуси возникли из-за того, что в политику влилось значительное число людей, не владеющих азами политической деятельности, политической культуры.

Важная задача это формирования политической и правовой культуры у молодежи.

Политическая социализация

Под политической социализацией понимается усвоение индивидом норм и ценностей политической культуры, политических навыков и умений, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств, для адаптации к данной политической системе и выполнения там определённых функций и ролей

Институты социализации:

1) Институт семьи

2) Школа, как средняя так и высшая

3) Добровольная общественная организация

4) Трудовые коллективы

5) Средства массовой информации

6) Политические партии

7) Государственные учереждения

8) И т.д.

Технология процессов социализации и её версии.

1) Исходит из модели подчинения предложена Истоном, Алмондом, Вербой и Доичем. Они рассматривают политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида, с целью создания у него положительных установок на систему. Личность рассматривается в данном случае как элемент политической системы, которая является не целью, а средством поддержания системного равновесия. Личность рассматривается как пассивный объект политической системы.

2) Разработана в рамках теории конфликта Вебером и Моска, а также в рамках теории плюрализма, разработанные Далем и Хартом. Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Индивид рассматривается не как пассивный элемент политической системы, а как объект действующий с властью, являющийся участником политической жизни.

В рамках первой версии политической социализации широкое распространение получила теория политической поддержки, которая применяется на западе. Эта теория исходит из того, что добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Данная теория более приемлема для политической социализации американских граждан, где культура характеризуется своей однородностью. Западноевропейское общество характеризуется многообразием субкультур. По этому каждая социальная группа ориентируется на ценности той социальной группы, членом которой он является, а не на политическую культуру в целом.

В переходных обществах, куда относится и Беларусь, существуют характерные особенности социализации, если раньше в СССР система политической социализации осуществлялась в процессе трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, то после крушения СССР и КПСС, марксизма, как государственной идеологии в начале 90ых годов привело к ликвидации прежней системы политической социализации. Ныне наше общество создаёт новую систему социализации, тут важное место отводится средствам массовой информации, системе образования, государственным организациям. Слабую роль в этом процессе занимают политические партии, не редко позиция индивида обуславливается их экономическим положением.

Политическое сознание

Анализ политической культуры необходимо увязывать с политическим сознанием. Политическое сознание – отражение и осознание людьми своего политического бытия, своих интересов и целей.

В структуре политического сознания выделяют теоретико научное сознание и эмпирическое сознание (обыденное)

Функции политического сознания:

1) Познавательная

2) Коммуникативная

3) Регулятивная

4) Прогностическая

5) Воспитательная

В политическое сознание включаются такие компоненты как нормы и правила политической игры. Политические стереотипы, политическая символика (предметные знаки, изображения, воплощающие в себе определённую идею). Важное место среди институтов участвующих в формировании политической культуры занимают средства массовой информации.


Наши рекомендации