Хар-ка унитарного гос-ва и его разновидности.
Для унитарного государства(Италия, Франция, Дания, Швеция и др. ) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самостоятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).
Понятие унитарного государства. Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований ( штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.
ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.
В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросовВ зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей.Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.
Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании.
Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочийНаряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.
24.Федеративная формагосударственного устройства (Австралия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.
Понятие ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА, составными частями федеративного государства являются государственные образования (штаты, земли, провинции).Обобщенно их принято называть субъектами федерации.
Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.
Субъекты федерации часто имеют свои конституции, которые они принимают сами и которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты ф. создают свои парламенты, которые издают местные законы, они могут иметь свое гражданство, представительство в других государствах (с разрешения МИДа).
25.Конфедерации,в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности — военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильные. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример — США, Швейцария и др. Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. В послевоенный период появились и новые объединения государств, например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика. Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые.
В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государст-членов.
Некоторые элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, Европейский союз, СНГ.
26)Политический режим – совокупность методов , форм и приёмов управления.
ДЕИОКРАТИЧЕСКИИ:
приоритет прав и свобод человека над правами гос-ва
«всё, что не запрещено - разрешено»
Власть - выборная, сменяемая. Выборы – альтернативны разделение властей, свобода слова и СМИ, отсутствие цензуры, Рыночная экономика, частная собственность.
ТОТАЛИТАРНЫЙ: Права гос-ва выше, чем права человека, «всё что не разрешено- запрещено. Однопартийная система, Альтер. выборы отсутствуют, влатсь в руках вождя или у узкого круга лиц, нет реальной аппозиции, нет свободы слова. Гос-во влияет на все сферы жизни. В экономике приоритете планового хоз-ва
Отличие: отсутствие одной идеологии
Авторитарный: отсутствует господ. идеология, : Права гос-ва выше, чем права человека, «всё что не разрешено- запрещено», аппозиция краине слаба, выборы формальные цензура касается вопрос угрожающих режиму. Гос-во не влияет на частную жизнь, если она не угрожает режиму. В экономике элементы рыночного хоз-ва сочетаются с гос-ым контролем. Так же под контролем выгодная часть экономики. Полиция и армия выполняют только карательные меры.
Это тип политической власти с характерными способами и методами ее осуществления:
Понятие тоталитаризма- Это тип политической системы и общества,характеризирующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией в общественной жизни,гипертрофией,чрезмерным разрастанием власти и поглощением ею гражданского общества,отсутствием свободы личности,всепроникающим контролем со стороны слившегося во едино партийно-государственного аппарата над гражданами,подчинением всей социальной системы коллективным идеологическим целям.
Основные черты авториторизма- Это неограниченность власти,ее неподконтрольность гражданам,опора на силу,монополизация власти и политики,недопущение политической позиции,независимой легальной политической деятельности,отказ от тоталитарного контроля над обществом,рекрутирование политической элиты путем кооптации.
Принципы демократии - Ими являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности.