Тема: становление и основные этапы развития политической науки
1. политические идеи Античности и Средневековья
2. политическая мысль Возрождения и Нового времени
3. европейская политическая мысль 19в
4. основные направления развития современной политической мысли
1)
Античность - 9в до н э – 5 н э
Характерные черты:
-освобождение знаний о политике от мифов
-обособление их как самостоятельной части философии
-мир политики – область государственного управления
-поиск идеальной формы правления
-обоснование божественной природы политической власти
Платон (427-347гг до н э) труды: «государство», «политик», «законы» и др.
Устройство государства:
1.правители – философы-мудрецы. (разумная часть души) – способны понять высшую истину и воплотить ее в жизнь
2.воины (эмоциональная часть души) – заботятся об охране государства
3.ремесленники и земледельцы (инстинктивная часть души) – должны трудиться и обеспечивать правителей и воинов
Плохие типы государства:
Тимократия – власть честолюбцев
Олигархия – власть богатого меньшинства
Демократия – правление большинства
Тирания – власть одного
Аристотель (384-322гг до н э). трактаты: «политика», «афинская полития», «никомахова этика» и др
Формы государственного устройства:
Правильные:
-монархия (правление одного)
-аристократия (правление мудрых)
-полития (правление многих)
Неправильные:
-тирания (деспотическая власть одного)
-олигархия
-демократия
Марк Тулий Цицерон (106 – 42ггг до н э) – диалоги: «о государстве», «о законах», «краткое пособие для претендентов на выборные должности» и др
Идеальные качества правителя:
-достоинство
-благоразумие
-справедливость
-воздержанность
-Знание закона
-красноречие
Я буду;ждать
Средние века – 5-15вв
Характерные черты:
-Формирование политических идей религиозными мыслителями
-разработка теологической концепции политической власти
-обоснование приоритета духовной власти над светской
Аврелий Августин Блаженный (354-430). Труды: « о троице», «о граде божьем», «исповедь» - «всякая власть от бога!»
Мироздание:
1.град божий – церковь (основан на любви к богу и стремится к общей справедливости и пользе)
2.град земной – государство (строится на любви к себе, насилии, разбое, принуждении)
Фома Аквинский (1225-1274гг)
Основные идеи:
-неравенство и эксплуатация установлены богом
-власть – посредник между богом и людьми
-доминирование духовной власти (ей принадлежат души людей) над светской (ей принадлежат тела)
Основные идеи периода средних веков Беларуси
-укрепление феодальных основ жизнедеятельности общества
-утверждение христианских ценностей
-воспевается могущество русской земли
-осуждаются внутренние смуты
Ефросинья Полоцкая(1110-1173). «житие Ефросиньи Полоцкой»
-утверждение христианских ценностей на земле
-против княжеских усобиц
-мирное сосуществование славянских народов
-просвещение народа
Кирилл Туровский (1130-1182) объединение древнерусских княжеств:
-сохранение и умножение могущества государства
-выступил против насилия, войн и раздоров
-Несостоятельность государственного устройства древнерусских княжеств, земной власти вообще
-смысл жизни – монашества
2)
Возрождение 14-16вв
Характерные черты:
-освобождение политической мысли от теологии
-развитие положения естественных прав человека
-становление гражданской концепции политики
-разработка идеологии централизованного государства
Никколо Макиавелли (1469-1527). Труды» «государь», «рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «история Флоренции»
Основные идеи:
-теория светского государства
-наилучшая форма правления – республика
-концепция политических добродетелей правителе сила, храбрость, здоровье, патриотизм, умение предвидеть, способность противостоять судьбе)
Жан Боден (1530-1596). Труды: «шесть книг о государстве», «разговор семерых о религии», «метод для облегчения понимания истории»
Утопический социализм.
Томас Мор. «золотая книга о наилучшем государственном устройстве и о новом острове утопии»
Томмазо Кампанелла «город солнца»
поха Возрождения в Беларуси
-формирование белорусской народности
-идеи христианского гуманизма
-утверждение рационального объяснения окружающего мира и общества
-разработка морально-правовых, социально-политических норм существования человека и общества
Франциск Скорина:
-идея правового государства
-законы должны основываться на морали. Правдоподобии, любви к ближнему
-сохранение гражданского мира и согласия
-традиционализм
Николай Гусовский . «песнь о зубре»:
-анализ политической обстановки в ВКЛ
-объединение христианского мира перед внешней угрозой – нашествие турок
-поиск идеального правителя (кн. Витовт) – мудрость, справедливость, честность, доброта
4)
новое время – 16-18вв
Основные идеи:
-верховенство закона
-принцип разделения властей
-теория естественных прав человека
-теория общественного договора
-зарождение либеральной, консервативной, социалистической идеологии
Теория общественного договора. Томас Гоббс. Труды «элементы законов и естественных и политических», «о гражданине», «левиафан»
Джон Локк. Труды: «письма о веротерпимости», «два трактата о государственном правлении», «опыт о человеческом разуме»
Основные идеи:
-идея прав человека (на жизнь, свободу, собственность и счастье). Государство – гарант прав
2.принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, федеративная); источник власти – народ
Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная)
Шарль Луи Монтескье. труды: «персидские письма», «размышления о величии и падении римлян», «о духе законов»
Формы правления:
Республика (добродетель) (демократическая и аристократическая) → монархия (честь) → деспотия (страх)
Теория общественного договора. Жан Жак русо. Труды: «рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «об общественном договоре»
Эпоха Просвещения Беларуси:
=приоритет просвещения и науки
-проникновение передовых общественно-политических концепций Запада
-материалистическое и рациональное понижение мира
-антикрепостнические, антирелигиозные идеи
Герогий Конисский :
-критиковал Ватикан
-осуждал Брестскую церковную унию
-призывал к объединению восточнославянских народов
-связывал судьбу белорусских земель с Россией
Бабровский М. К., Даниловаич И. Н.:
-Положили начало публикации памятников белорусской письменности
-содействовали побуждению интереса и истории ВКЛ
-провозгласили старобелорусский язык и белорусский народ равными с другими языками и народами Европы
5)
Основные идеи:
-демократическое устройство государства
-зарождение и развитие либеральной, консервативной, социалистической и др идеологий
-утверждение принципов свободы, индивидуализма, парламентаризма и др
Либерализм.
Иеремия Бентам (1748-1832):
-общественное благо = частные интересы + удовольствия
-всеобщее избирательное право
-демократическое государство
-охранительная модель демократии
Джеймс Милль, Джон Стюард Милль. Труды: «о свободе», «соображения о представительном направления»
Основные идеи:
-идеи представительной демократии
-концепция выборов на основе пропорционального большинства
-парламент – совещательный орган; управляют эксперты-профессионалы
-«нельзя подавлять личную свободу ради сильного государства»
Алексис де Токвиль (1805-1859):
-теория демократии
-идея федеративного устройства государства
-соблюдение прав и свобод человека (иначе – революция)
Консерватизм.
Эдмунд Берк. Труды: «рассуждение о революции во Франции», «мысли о причине существующего недовольства»
Критиковал:
-теорию общественного договора
-теорию естественных прав человека
-теорию народного верховенства
Предлагал:
-сохранять традиции, опыт, обычаи
-отказаться от насильственных изменений общественного порядка
-управления меньшинства большинством в благожелательной форме
-политический элитизм
Расизм, фашизм, нацизм
Людвиг Гумплович (1838-1909) – «теория завоевания». «главная движущая сила развития человечества – борьба рас (наций, классов и т д ) – побеждает сильнейший»
Фридрих Ницше (1844-1900)
-история человечества – борьба рас
-естественный и высший закон жизни – эксплуатация человека человеком
-демократия – упадочная форма государства
-идея «сверхчеловека»
Критический утопический социализм.
Анри Клод де Сен-Симон – индустриализм:
-переход от феодализма к промышленному режиму
-отсутствие деление на управляющих и управляемых
-власть – административные функции
Шарль Фурье – гармония:
-социалистическое общество – ассоциация производителей (фаланг)
-распределение произведенного продукта внутри фаланга
-основа хозяйства – земледелие
Роберт Оуэн – коммунизм:
-критика капитализма, частной собственности, денег
-замена денег на рабочие деньги
-средства производства находятся у профсоюзов
Марксизм (коммунистическая идеология)
Фридрих Энгельс (1820-1895), Карл Маркс (1818-1863) – «манифест коммунистической партии (1848)»
Основные идеи:
-теория общественно-экономических формации
-экономический детерминизм
-движущая сила развития человечества – борьба классы
-пролетариат – носитель всеобщего интереса
-идея социалистической революции
-конечная цель – коммунизм
Политическая мысль Беларуси 19в: тайные общества – филоматы и филореты
-Россия отстает в своем развитии от Запада
-критика самодержавия, крепостного права, сословного деления общества
-идеал – государство, существующее на основе конституции и представительного правления
-теория естественных прав человека
Демократическое общества (1836-1839) – Франц Савич:
-призывал к борьбе с самодержавием, беззаконием, крепостничеством;
-выступал за вооруженное восстание крестьянства
-идеализировал республиканский строй
Кастусь Калиновский (1838-1864):
-критиковал реформу 1861 г
-выступал против абсолютной власти российского самодержца
-критиковал капиталистические отношения
-требовал государственной самостоятельности дл Беларуси и Литвы
-выступал за развитие национальной культуры
Белорусская Социалистическая Громада (1903):
-уничтожение самодержавия помещичьего землевладения
-представление Беларуси государственной автономии в составе российской и демократической республики с местным сеймом Вильно
-национально-культурное возрождение Беларуси (свободное развитие белорусской культуры и языка, национально просвещение)
Янка Купала (1882-1942). «Мы – белорусы» (самобытный, неповторимый, самостоятельный народ, требующий к себе уважения и признания) – национальная идея белорусского народа
6)
Макс Вебер (1864-1920)
-концепция политики
-принципы легитимности политической власти
-теория бюрократии
-теория плебисцитарной демократии
Гаэтано Моска (1853_1941), Вильфредо Парето (1848-1923) – теория элиты. Труды: «теория правления и парламентского правления», «основы политической науки», «подъем и падение элит»
Роберт Михельс (1876-1936) – «социология политической партии в условиях демократии». Идея неизбежного олигархического перерождения всех демократических партий и систем
Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978). Труды: «анализ политического поведения» и др (поведенческий подход). Главный объект исследования – поведение человека
Хана Аренд (1906-1975). Труды: «истоки тоталитаризма» и др.
Сидней Верба , Габриэль Алмод : теория политической культуры - «гражданская культура»
Толкотт Парсонс – структурно-функциональный подход к изучению политики. Труды: «социальная система», «система современных общетсв»
Дэвид Истон – системный подход к изучению политики. Труды: политическая система», «системный анализ политической жизни»
Самюэль Хантингтон – цивилизационный подход к изучению политики. Труды: столкновение цивилизаций», «пересмотр международного порядка», «третья волна: демократизация в 20в»
Тема: «политическая власть»
1.понятие, основные признаки, свойства и функции политической власти
2.структура и типы политической власти
3.легитимность и легальность власти
дополнения:
элементы политики:
1.форма – polity – политическое устройство государства и общества в целом. Условно совпадает с понятие «политическая система». Подсистемы: система правления, система представительства интересов (партийная, избирательная системы и система групп интересов). Политическое устройство является формой организации политики. Это своеобразные институциональные рамки политического поведения
2.содержанеие – policy = политический курс, т е политические цели, стратегии, концепции, интересы, проблемы, которые необходимо решать, и способы их решения (например: политика в области образования. Здравоохранения внутренняя и внешняя политика). Воплощением являются политические программы
3.процесс – polities= процесс борьбы между различными курсами за то, чтобы один из них стал государственным
Критерии политики
1.общественные проблемы
2.разные подходы к ее пониманию и способы решения
3.за этими подходами должны быть разные интересы
4.требование единого правила, единой курса движения в решении проблемы
Границы политического вмешательства:
1.конституционные права и свободы человека (в том числе и частная жизнь).
2.право на собственность
3.должная останавливаться перед границами рыночной экономики, нарушение которых может подорвать фундаментальные основы общества. в автократии границы между частной и публичной жизнью являются случайными, непостоянными, поскольку они меняются властвующей группой в зависимости от политической целесообразности