Контроль над обычными вооружениями
К обычным (конвенциональным) вооружениям, или вооружениям сил общего назначения (СОН), относят все вооружения, кроме оружия массового уничтожения, средств его доставки и космических военных систем.
Первые попытки по заключению соглашений об ограничениях СОН были предприняты в конце XIX — начале XX в. Одним из ярких примеров таких соглашений выступает Договор пяти держав, подписанный США, Великобританией, Японией, Италией и Францией на Вашингтонской конференции в 1921 г., устанавливающий соотношение их военно-морских сил.
В период «холодной войны» механизмы контроля над СОН были как бы отодвинуты на второй план проблемой гонки ядерных вооружений и ядерного разоружения. И только к исходу «холодной войны», 19 декабря 1990 г., в Париже был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
Договор имел целью сократить уровни вооружений между группировками СОН НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), тем самым устранить возможность неожиданного нападения и развязывания крупномасштабной войны в Европе.
В ходе выработки ДОВСЕ было принято принципиальное решение распространить сокращения на территории государств — участников ОВД и НАТО в Европейском регионе от Атлантики до Урала. Неевропейские члены НАТО — США и Канада — являются полноправными участниками Договора, хотя его положения распространяются только на их вооруженные силы, дислоцированные на территории европейских стран-участниц. Европейские государства, не входившие в эти военно-политические блоки, в Договоре не участвовали.
Регион действия ДОВСЕ был разделен на четыре зоны. Первые три зоны строились по принципу «матрешки», по которому каждая предыдущая зона входила в более широкую следующую зону.
К первой зоне, получившей название «Центральная Европа», были отнесены Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (на стороне НАТО), Польша, Венгрия, Чехословакия (на стороне ОВД).
Вторая зона, обозначенная как «расширенная Центральная Европа», включала первую зону, а также Францию, Великобританию, Италию, Данию (на стороне НАТО) и западные приграничные округа СССР — Прибалтийский, Белорусский, Прикарпатский, Киевский (на стороне ОВД).
Третья зона, обозначенная как «расширенная Центральная Европа с тыловым районом», включала первую и вторую зоны, а также Испанию, Португалию (на стороне НАТО), Московский, Приволжско-Уральский военные округа СССР (на стороне ОВД).
Кроме того, была определена «фланговая зона», которая состояла из северного и южного районов; соответственно Норвегия, Исландия (на стороне НАТО), Ленинградский военный округ (на стороне ОВД) и Турция, Греция (на стороне НАТО), Болгария, Румыния, Одесский, Северо-Кавказский Закавказский военные округа (на стороне ОВД).
В ходе подготовки ДОВСЕ было достигнуто принципиальное согласие о сокращении вооружений обеими сторонами до равных уровней. Также было решено, что сокращению подлежат пять наиболее «дестабилизирующих» категорий тяжелых обычных вооружений: танки, боевые бронированные машины (ББМ), артиллерия калибра 100 мм и более, боевые самолеты (фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО), ударные вертолеты (имеющие управляемое оружие).
Суть ДОВСЕ заключалась в том, что для каждой группы государств (НАТО и ОВД) в каждой из географических зон вводились количественные «потолки» на ограничиваемые Договором вооружения и технику (ОДВТ). Организация проведения в жизнь положений Договора возлагалась на Совместную консультативную группу (СКГ) и соответствующие инспекции на местах.
Несмотря на распад ОВД, а затем и СССР, отказ прибалтийских республик от обязательств по Договору, участникам ДОВСЕ в целом удалось реализовать предусмотренные сокращения СОН уже к началу 1999 г.
Новые реалии ДОВСЕ требовали коррекции Договора. 19 ноября 1999 г. в Стамбуле были подписаны Соглашение об адаптации ДОВСЕ и Заключительный акт конференции государств — участников ДОВСЕ. Основные положения Соглашения об адаптации вводятся к следующему. Соглашение закрепляло для каждого из участников два индивидуальных потолка: территориальный и национальный. В национальные потолки кроме наземных категорий ОДВТ были включены также самолеты и вертолеты, но они не лимитировались территориальными потолками. Иностранные ОДВТ могли постоянно размещаться на территории каждого государства с его явно выраженного согласия и в счет заполнения «зазора между определенным для него территориальным уровнем и реальным наличием ограничиваемых Договором национальных вооружений и техники». Для США и Канады были закреплены лишь национальные потолки, поэтому их ОДВТ размешаются на территориях других стран — участниц НАТО за счет заполнения этого «зазора». Соглашение допускает повышение национальных потолков, но оно должно компенсироваться соответствующим добровольным понижением национальных потолков в той же категории ОДВТ одного или нескольких других участников ДОВСЕ.
Совокупные «национальные потолки для России остались неизменными. При этом «фланговая зона» РФ была сокращена территориально за счет исключения из нее Псковской области на севере, Волгоградской, Астраханской и восточной части. Ростовской области на юге. Россия получила также право на увеличение числа боевых бронированных машин в регулярных частях в этой новой «фланговой зоне», а также на дополнительное временное развертывание там танков и артиллерийских систем. При этом от РФ добились обязательства по выводу войск из Приднестровья и ликвидации военного присутствия в Грузии к 2008 г.
Соглашение должно было вступить в силу после его ратификации всеми 30 участниками Договора. После этого к Договору могли присоединиться другие европейские государства, не являющиеся до сих пор его участниками. О намерении присоединиться к адаптированному ДОВСЕ, например, заявила Финляндия.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ ратифицировано Белоруссией, Украиной, Казахстаном и Россией. Другие государства, в первую очередь члены НАТО, отказывались это сделать, увязывая свою ратификацию Соглашения с решением указанных российско-грузинских и российско-молдавских разногласий. При этом все признают, что РФ в полной мере выполнила все обязательства, предусмотренные положениями как ДОВСЕ, так и Соглашения о его адаптации. Неоднократные призывы РФ к другим участникам ДОВСЕ ратифицировать Соглашение об адаптации оставались без ответа.
В 2007 г. Россия, учитывая эти обстоятельства, наложила мораторий на исполнение ДОВСЕ со своей стороны.
Тем не менее можно констатировать, что действующий сегодня режим адаптированного ДОВСЕ является самым продвинутым в мире режимом такого рода. Он не только существенно сократил самые дестабилизирующие обычные вооружения и снизил вероятность неожиданного крупномасштабного нападения в Европе, но и способствовал укреплению взаимного доверия и сотрудничества в других областях.
С 1 января 2002 г. вступил в силу подписанный еще в 1992 г. Договор по открытому небу, регламентирующий открытие воздушного пространства государств-участников для невооруженных наблюдательных полетов. Зона применения этого Договора простирается от Ванкувера в восточном направлении до Владивостока.
В других регионах мира режимы контроля над обычными вооружениями развивались значительно медленнее и носили менее радикальный характер. В 1996 г. в рамках тогда еще «Шанхайской пятерки» было достигнуто Соглашение между Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном (как объединенной стороной) и Китаем по укреплению мер доверия в военной области в приграничном районе. В 1997 г. эта же «пятерка» подписала Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничном районе. Предметом договоренностей является стокилометровая зона, примыкающая к границе между Китаем и четырьмя другими участниками соглашений. В отличие от европейского режима обмен информацией по указанным соглашениям является конфиденциальным.
Существует также целый ряд соглашений и конвенций в области контроля над обычными вооружениями. К ним, например, относится принятая в 1981 г. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Ее часто называют Конвенцией о негуманном оружии. Она имеет сравнительно узкий круг участников и небольшую эффективность.
В 1997 г. в Осло был согласован текст Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (Конвенция по ППМ). Конвенция определяет противопехотную мину как заряд, который предназначен для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводит из строя, калечит или убивает одного или нескольких людей. Она не охватывает противотанковые и другие противотранспортные, а также противокорабельные мины. Явным пробелом Конвенции является отсутствие в ней положений о проверке выполнения обязательств.
Конвенция по ППМ вступила в силу в 1999 г. Ее подписали более 140 государств. К числу подписавших относятся все государства Западного полушария, кроме США и Кубы, все страны НАТО, помимо Турции и США, большинство государств Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Но крупнейшие производители ППМ (Китай, Россия, США, Индия и Пакистан) по тем или иным причинам уклонились от немедленного присоединения к Конвенции. Россия приветствовала вступление в силу Конвенции по ППМ и выразила намерение присоединиться к ней позже.
К сфере контроля над обычным оружием относятся также и международные ограничения на поставку вооружений участникам вооруженных конфликтов или в качестве санкций в отношении конкретных государств, поведение которых подрывает международную безопасность, которые могут вводиться по решению Совета Безопасности ООН. Таковыми стали эмбарго на поставки вооружений Ираку, противоборствующим сторонам в Боснии и Герцеговине, участникам конфликтов в Африке и других регионах. Иногда отдельные государства или группы государств вводят собственные односторонние ограничения на поставки вооружений тому или иному государству, поведение которого, по их мнению, требует таких ограничений. Например, в США и странах Европейского Союза действует запрет на торговлю вооружениями с Китаем, введенный после подавления выступлений студентов на площади Тяньанмынь в Пекине в 1989 г. После событий 11 сентября 2001 г. особое внимание уделяется вооружениям, которые могут попасть в руки террористов. Так, например, в ходе встречи в верхах в Братиславе в 2005 г. была достигнута российско-американская договоренность об ужесточении контроля за поставками за рубеж переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).
После окончания «холодной войны» предпринимались попытки создания системы многостороннего экспортного контроля применительно к обычным вооружениям с целью ограничить передачи некоторых видов вооружений и разработать кодекс поведения в торговле вооружениями. В 1998 г. в рамках Европейского Союза был принят Кодекс поведения государств Европейского Союза в отношении экспорта вооружений.
С 1996 г. функционирует Вассенаарская договоренность по контролю за экспортом обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения. Это неформальное объединение более 30 государств, которые поставили задачу противодействия передаче согласованных товаров, которые могли бы подорвать региональную и международную безопасность. В основном это механизм для информационного обмена.
[1] По договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (Договор РСМД 1987 г.) баллистические ракеты и крылатые ракеты наземного базирования, как в ядерном, так и в неядерном оснащении с дальностью от 1000до 5500 км (средней дальности) и от 500 до 1000 км (меньшей дальности), были ликвидированы. Поэтому к российским и американским нестратегическим (тактическим) ядерным вооружениям в настоящее время относятся те, дальность которых не превышает 500 км (на носителях малой дальности). Следует заметить, что обязательства по ликвидации ракет средней и меньшей дальности касаются лишь РФ и США.